В последнее время участились случаи блокировки по 115-ФЗ — закону, направленному на борьбу с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма. Особенно громко прозвучали «звездные» кейсы про намеренные уклонения от налогов или некорректное ведение бухгалтерии по незнанию. Для оказания помощи клиентам в таких ситуациях банки создают специализированные сервисы поддержки. В статье рассмотрим, как реализован комплаенс-подход в «Сбере», одном из крупнейших банков страны.
Как 115-ФЗ влияет на бизнес
Основная цель федерального закона — препятствовать отмыванию нелегальных доходов. Для этого банки тщательно контролируют транзакции своих клиентов. Закон требует проверять, соответствуют ли операции заявленным видам деятельности компаний, и нет ли среди них подозрительных.
Если у фирмы вдруг резко упадет выручка, начнутся регулярные переводы на карты физлиц или частое снятие наличных, у банка могут возникнут вопросы. Он имеет право запросить документы или ограничить доступ в интернет-банк.
Многие предприниматели жалуются, что становятся заложниками борьбы банков с «отмывкой». Приходится постоянно держать в голове риски и сверять все платежи с рекомендациями банков. Сделать это без специальных знаний и инструментов бывает непросто.
Какие инструменты есть у «Сбера» для поддержки клиентов по 115-ФЗ
Традиционно банки помогают клиентам отслеживать риски ограничений по 115-ФЗ, предлагая наиболее оптимальные и комфортные для всех сторон инструменты.
Поддержка корпоративных клиентов «Сбера» организована в СберБизнесе — онлайн-банке для предпринимателей. Проверить уровень риска можно с помощью «Светофора», где зеленый цвет означает, что с бизнесом всё в порядке, желтый предупреждает о возможных вопросах со стороны банка к операциям по счету, а красный сигнализирует о негативных факторах, требующих скорейшей исправлении ситуации.
С помощью «Светофора» руководитель или бухгалтер компании видит реальную картину по риску компании. Когда уровень риска повышается, банк присылает рекомендации с описанием проблемы и советами, как ее решить.
Дополнительная возможность — проверка надежности контрагентов. Одну компанию можно проверить по десяткам баз данных и получить подробный отчет о ее платежной дисциплине, судебных делах, госконтрактах и т. д. Это поможет не связываться с сомнительными поставщиками и подрядчиками, чтобы избежать проблем.
Помимо этого, Сбербанк дает доступ к базе знаний по 115-ФЗ на своем сайте, которая постоянно обновляется. Это подробные статьи, пошаговые инструкции, чек-листы и истории предпринимателей. Материалы адаптированы под разные сферы бизнеса и дают четкие рекомендации.
Предусмотрена также бесплатная консультация. Для этого нужно позвонить на выделенную горячую линию. Специалисты разъяснят, как лучше поступить в спорной ситуации, какие документы собрать для проверки и как подготовить ответ на запрос банка. Эта опция доступна как клиентам «Сбера», так и других банков. С той лишь поправкой, что консультации для первых окажутся более адресными.
Как это выглядит в действии
Понять, как именно бизнесменам помогает «Сбер» со 115-ФЗ, можно по отзывам клиентов Сбербанка. Рассмотрим кейс Елены, владелицы сети салонов красоты из Подмосковья.
В прошлом году бизнесвумен запустила масштабное расширение. Открыла 3 новые точки, набрала мастеров и закупила оборудование. Инвестиции в развитие составили 15 млн рублей. Текущие расходы тоже выросли, а вот выручка от новых салонов пока не вышла на полную мощность.
Через пару месяцев Сбербанк, где Елена держит основной счет, внезапно попросил подтвердить обоснованность трат. Кроме того, банк заинтересовался регулярными переводами крупных сумм на карты сотрудников вне зарплатного проекта. К счастью, бухгалтер Елены воспользовалась комплаенс-поддержкой Сбербанка.
Через «Светофор» она заметила, что уровень риска бизнеса повышается. Поэтому, проконсультировавшись со специалистами на горячей линии Сбербанка по 115-ФЗ, начала готовить «подушку безопасности»:
- были собраны накладные и чеки на все крупные покупки оборудования;
- сделаны копии договоров по новым сотрудникам и аренды помещений;
- открыт зарплатный проект, чтобы деньги шли «белым» путем;
- составлен подробный отчет с цифрами по каждой точке для обоснования падения прибыли.
Поэтому, когда пришел запрос из Сбербанка по 115-ФЗ, у Елены уже был готов весь пакет документов. Она оперативно отправила их через интернет-банк вместе с сопроводительным письмом. Этого хватило, чтобы ответить на все вопросы банка. Елена смогла продолжить развитие сети без форс-мажоров.
«Для нас стало огромным плюсом своевременное уведомление о проблемах в СберБизнесе, это уберегло от возможных серьезных проблем. Во-первых, мы знали обо всех рисках заранее и успели к ним подготовиться. Во-вторых, сотрудники горячей линии дали четкие инструкции, какие документы собрать и в какой форме отправить. Без всего этого дело, скорее всего, кончилось бы блокировкой», — рассказывает Елена.
Такие отзывы о предотвращении блокировки по 115-ФЗ в Сбербанке свидетельствуют не только о качестве услуг банка и профессионализме сотрудников, но и о дальнейшей необходимости развития подобных сервисов.
Выводы
Бесплатные сервисы Сбербанка по 115-ФЗ помогают предпринимателям своевременно выявлять и устранять нарушения. Функционал позволяет:
- заранее обнаружить проблемы посредством «Светофора» и получить рекомендации по снижению рисков;
- получить доступ к базе знаний с практическими материалами безопасному ведению бизнеса;
- бесплатно проконсультироваться с экспертами на горячей линии и оперативно решать спорные вопросы;
- проверить добросовестность контрагентов перед заключением сделок;
Более того, за помощь предпринимателям в вопросах 115-ФЗ Сбербанк, по отзывам, не берет оплату. Услуги клиентам других банков предоставляются в рамках стандартных консультаций бесплатно. Опытная поддержка помогает чувствовать себя гораздо увереннее при общении с контролирующими органами и проверках банка, а высвободившиеся ресурсы можно направить на развитие своего дела.