Лучшие инструменты для SEO в 2024 году: сравнение и рекомендации
Различные SEO инструменты не просто упрощают процесс продвижения сайта, но и делают его более эффективным. Специалисты из команды Mihaylov Digital подготовили подборку лучших инструментов для SEO в 2024 году, а также поделились практическими рекомендациями по их применению.
Что нужно знать о SEO инструментах в 2024 году
SEO инструменты – это онлайн-сервисы и программы для ПК, специализированные на одной или нескольких SEO-задачах, например:
-
Анализ позиций в поисковых системах;
-
Подбор ключевых слов;
-
Оценка ссылочного профиля;
-
И других.
Такие сервисы не просто упрощают ручной труд, автоматизируя процессы, но и повышают качество работы. Например, ручной анализ позиций в Яндексе займет в разы больше времени, при этом данные могут быть неточными из-за персональной выдачи.
Все инструменты можно поделить на две большие группы – платные и бесплатные. Бесплатные SEO инструменты хоть и упрощают работу, но зачастую уступают платным решениям. Приятным исключением по уровню продукта и возможностям являются официальные инструменты от Яндекса и Google, которые доступны бесплатно для всех пользователей.
Топ SEO инструменты
Далее вы найдете подборку лучших решений для большинства задач при поисковой оптимизации, но точный перечень необходимых SEO-инструментов напрямую зависит от ваших задач.
Topvisor
Топвизор – многофункциональный инструмент, позволяющий эффективно решать различные SEO-задачи:
-
Сбор семантики;
-
Аудит сайта;
-
Мониторинг позиций;
-
Проверка частотности запросов;
-
И другие задачи.
Топвизор – “швейцарский нож” в мире SEO-инструментов, так как на платформе собрано практически всё, что может потребоваться при поисковой оптимизации. Особенно удобен раздел с мониторингом изменений на сайте, позволяющий отслеживать динамику поискового продвижения:
Инструмент отлично работает не только с Яндексом, но и с Google, в том числе на зарубежных рынках.
Если вы ранее пользовались другими инструментами, команда Топвизора за вас перенесет все проекты, сохранив исторические данные. Услуга предоставляется по запросу.
Сервис платный. Стоимость рассчитывается от задачи – запрос ключевой фразы, анализ позиций и т.д. Для массовых запросов доступны скидки до 30%. Плюс сервиса – баланс не сгорает, вы платите только за определенный запрос. Например:
Для более серьезной работы доступен API Топвизор – это бесплатное решение, доступное во всех тарифах, даже в минимальном. Также возможна официальная оплата по договору от юридического лица.
Google Search Console
Google Search Console (GSC) – официальный бесплатный инструмент от Google, который позволяет оценивать собственный сайт “глазами” Google. Например, увидеть количество кликов в веб-поиске, динамику индексирования и другую информацию:
Помимо аналитической информации, в Консоли доступна информация по улучшению сайта. Например, вы можете увидеть рекомендации по улучшению Core Web Vitals:
Решение найденных проблем способно улучшить видимость проекта в выдаче Google, поэтому GSC является незаменимым инструментом для оптимизации проекта под трафик из Гугла.
Для использования Google Search Console достаточно завести аккаунт Google, например, почту на Gmail, а также подтвердить права на владение доменом.
Важно: этот инструмент подходит только для работы с собственными проектами и сайтами, владельцы которых делегировали вам права доступа. То есть в GSC не получится полноценно изучить конкурентов, вся информация по домену доступна только владельцам и лицам с делегированными правами.
Еще одна причина, почему Google Search Console должен быть в вашем списке инструментов для SEO – здесь вы сможете ускорить индексацию страниц. В разделе “Проверка URL” вы можете “Запросить индексирование”, что в некоторых случаях ускоряет индексацию в Google:
Google Analytics
Google Analytics (GA) – бесплатный инструмент для аналитики трафика на сайте. Позволяет узнать о посетителях практически всё – от их количества до небольших деталей, как пол, возраст или устройство захода.
Аналитика для SEO – незаменимая вещь, так как позволяет отслеживать не только общие результаты по посещаемости, но и мониторить поведение пользователей. Это важно как для улучшения поведенческих факторов, так и для проверки возможных проблем. Например, в Google Analytics вы сможете узнать о среднем времени пользователя на сайте или о доле взаимодействия:
Вы можете объединить данные из GSC и GA, установив оба инструмента на своем проекте, настроив интеграцию между собой. Это позволит вам удобно мониторить актуальное положение домена в Google, в том числе видеть поисковые запросы, а также отслеживать другие источники трафика.
Яндекс Вебмастер
Яндекс Вебмастер – бесплатный инструмент, в котором вы узнаете всё о своем проекте “глазами” Яндекса. Например, через Вебмастер можно удобно отслеживать страницы в поиске и видеть информацию о “переобходе”:
Помимо общей сводки об индексации, вы также найдете полезную информацию по улучшению сайта, что поможет в его продвижении. Например, в разделе “Проблемы сайта” вы найдете информацию о критических проблемах, а также рекомендации по улучшению проекта. Например:
В Вебмастере вы также найдете подробную аналитику по кликам из поиска. Но статистика поисковых запросов в Яндекс Вебмастере доступна только по кликам из поиска Яндекс:
Яндекс Метрика
Яндекс Метрика – как и Google Analytics, служит для сбора статистики о посещениях сайта. Помимо базовых данных – визиты, просмотры и посетители, вам доступна детальная статистика по источникам трафика. Например:
Метрика и Аналитика считают посещения схожим образом, но есть отличия. Например, Яндекс Метрика лучше справляется с обнаружением ботового трафика (роботов). Это полезная информация не только для актуализации данных, но и для избежания возможных проблем от действий ботов:
Для удобства можно связать между собой Яндекс Вебмастер и Метрику, чтобы получить максимальный объем данных.
Метрика также полезна для работы с поведенческими факторами. Включив бесплатный инструмент “Вебвизор”, встроенный в Метрику, вы сможете отслеживать действия посетителей вашего проекта:
Совет: Яндекс Метрика умеет отслеживать доступность сайта. Включите оповещения о проблемах с доступностью, чтобы быстро узнавать о проблемах на проекте. Это позволит избежать долгого “простоя” проекта.
Яндекс Вордстат
Яндекс Вордстат – бесплатный сервис от Яндекса для сбора семантического ядра и анализа поисковых запросов. Вордстат позволяет увидеть динамику запроса по месяцам, а также точное количество запросов по регионам.
Например, вы можете вручную проверить частотность запроса в Москве:
Статистика по запросам обновляется с небольшим запозданием, но Вордстат всё равно является одним из самых точных источников по числу запросов в Яндексе.
Арсенкин
Арсенкин – незаменимый инструмент, если вы самостоятельно продвигаете сайт. С помощью Арсенкина вы сможете решить различные задачи:
-
Спарсить подсветки Яндекса;
-
Проверить фильтры;
-
Выгрузить ТОП из выдачи по нужным вопросам;
-
Собрать частотность запросов;
-
Кластеризовать СЯ;
-
И другие.
Арсенкин помогает не только с органическим трафиком, но и с платным – на платформе есть инструмент для парсинга рекламы из Директа.
Также есть инструменты для работы с контентом, например, конструктор ТЗ на тексты для копирайтеров:
Недавно появился новый AI-помощник, который позволяет автоматически составить метаданные, структуру статьи и помогает с некоторыми другими SEO-задачами:
Арсенкин доступен только по подписке. Минимальный тариф стоит 110 рублей в месяц. На каждом тарифе доступно различное количество “лимитов”, которые можно ежемесячно потратить на различные инструменты внутри платформы.
Как и в Topvisor, в Арсенкине есть API, но доступ предоставляется только на дорогих тарифах – от 2190 рублей в месяц.
SEMrush
SEMrush – один из лучших инструментов для SEO в 2024 году. Здесь в одном месте собрано практически всё, что может потребоваться при продвижении сайта. Например, по платной подписке доступны следующие инструменты
-
Анализ позиций в различных поисковых системах с учетом региона;
-
Аудит обратных ссылок;
-
Подбор ключевых слов;
-
И другие.
С помощью Семраша можно анализировать не только собственный домен, но и конкурентов.
Инструмент платный. Стоимость подписки зависит от набора функций – минимальный пакет стоит 139,95 долларов в месяц.
Keys.so
Keys.so – профессиональный инструмент для анализа конкурентов по трем направлениям:
-
Органическая выдача;
-
Обратные ссылки;
-
Платная реклама.
Например, вы сможете увидеть запросы конкурентов в ТОП-1, ТОП-3 и другие данные по домену конкурентов:
Несмотря на специализацию на конкурентах, Keys.so можно использовать и для собственного проекта. Например, чтобы изучить результативность в выдаче или просмотреть ссылочный профиль.
Keys.so – платное решение. Минимальный тариф включает 50 000 строк в отчете и стоит 5300 рублей в месяц. При оплате сразу на несколько месяцев предоставляется скидка до 25%.
Key Collector
Key Collector – незаменимый помощник при работе с семантическим ядром. В отличие от остальных инструментов для SEO в данной подборке, Key Collector является полноценной программой, устанавливаемой на компьютер.
Кей Коллектор является “золотым стандартом” в формировании структуры ядра. Так как инструмент устанавливается на компьютер, вы без проблем можете обрабатывать даже массовые запросы, собирая СЯ любого размера.
Стоимость бессрочной лицензии – 2200 рублей. В рамках лицензии предоставляется не только сам продукт и все обновления, но и доступ к закрытому комьюнити.
Мегаиндекс
Мегаиндекс – SEO-инструмент для аналитики по своему проекту или проектам конкурентов. Например, с помощью Мегаиндекса вы сможете проверить:
-
Видимость сайта;
-
Сниппеты в выдаче;
-
Ссылочный профиль;
-
И другое.
Одна из сильных сторон Мегаиндекса – отчет по ссылочному профилю, который позволяет легко проверить “доноров” у конкурентов:
Мегаиндекс доступен частично бесплатно – базовые данные можно посмотреть на бесплатном аккаунте. Для доступа к расширенной информации потребуется оплатить подписку от 2840.5 рублей в месяц.
Text.ru
Text.ru – инструмент для копирайтеров, который пригодится и при работе с SEO-текстами. С помощью Text.ru вы сможете не только проверить уникальность любого текста, но и проанализировать контент на переспам. Например:
Помимо проверки уникальности и SEO-анализа текста, на Текст.ру доступен анализ на генерацию текста с помощью нейросетей.
Сервис частично бесплатный – каждый день можно проверить бесплатно до 15 000 знаков. Для проверки большего объема, потребуется пополнить баланс – стоимость от 0,06 рублей за проверку каждых 1000 символов.
Рекомендации по использованию инструментов
SEO инструменты позволяют упростить работу по поисковой оптимизации и добиться лучших результатов. Минимальный набор для любого сайта:
-
Google Search Console – для мониторинга в Гугле;
-
Яндекс Вебмастер – для мониторинга в Яндексе;
-
Google Analytics и/или Яндекс Метрика – для аналитики посещений. Желательно использовать оба инструмента сразу.
Остальные инструменты, например, Арсенкин, Мегаиндекс и другие, необходимо использовать в зависимости от задачи. Например, при подготовке СЯ, вы можете использовать Key Collector или Яндекс Вордстат. Оба инструмента помогают определить ключевые запросы и собрать СЯ, но через Кей Коллектор это будет значительно быстрей.
Некоторые платные инструменты, например, Text.ru, можно использовать бесплатно в усеченном формате. Если ваша задача – сэкономить бюджет или у вас небольшие объемы, то можно комбинировать несколько доступов или использовать аналоги, как Advego, Turbotext и т.д. Этот же способ экономии на SEO инструментах применим и к решениям из других ниш, не только для работы с текстами.
Какие инструменты для SEO необходимо использовать в 2024 году
Отслеживать позиции сайта, собирать запросы, мониторить конкурентов и решать другие SEO задачи – всё это возможно вручную, но эффективность будет низкая, а трудозатраты очень высокие. Поэтому в 2024 году для SEO необходимо использовать те инструменты, которые делают вашу работу эффективней и помогают с поисковой оптимизацией.
Для выбора лучшего решения вы можете составить шорт-лист из инструментов, которые попробуете на практике в рамках тестового периода. Но чтобы подобрать лучший инструмент для SEO, необходимо не только отталкиваться от вашей задачи, но и научиться правильно использовать выбранное решение.
Например, SEMrush – многофункциональный инструмент для решения практически любых SEO задач. Хоть это и плюс SEMrush, но большой набор инструментов усложняет использование. Поэтому важно не только подобрать решение, но и научиться им грамотно пользоваться. В этом случае вы сможете полностью раскрыть потенциал каждого инструмента для SEO.