Скуратов Сергей Николаевич Sergey Skuratov | |
Дата рождения | 31 марта 1950 |
Место рождения | Свердловск, РСФСР, СССР |
Возраст | 74 года |
Образование | Бугурусланское лётное училище (1967–1970) Академия гражданской авиации (1978) |
Специальность | Инженер-пилот |
Место работы | Пенсионер, бывший генеральный директор компании «Уральские авиалинии» |
Семейное положение | Женат |
Увлечения | Теннис, горнолыжный спорт |
Биография
Скуратов Сергей Николаевич (Sergey Skuratov) — летчик гражданской авиации, управленец. В течение 31 года руководил одним из крупнейших российских авиаперевозчиков — «Уральскими авиалиниями». За это время смог вывести созданное им же предприятие в пятерку лидеров отрасли.
Имена
Скуратов Сергей; Сергей Скуратов; Сергей Николаевич Скуратов; Скуратов С.Н.; С.Н. Скуратов; Скуратов Сергей Николаевич; Skuratov Sergey Nikolaevich; Sergey Nikolaevich Skuratov; Sergey Skuratov; Skuratov Sergey; Skuratov Sergei Nikolaevich; Sergei Nikolaevich Skuratov; Sergei Skuratov; Skuratov Sergei; Sergei Skuratow; Skuratow Sergei.
Происхождение, школьные годы
Скуратов Сергей Николаевич родился в 1950 году. Его семья проживала на Среднем Урале. С самого детства жизнь и интересы Сергея Скуратова были связаны с самолетами. Всего в 18 километрах от современного города Екатеринбурга расположился поселок Кольцово, который получил свое развитие благодаря находящейся в нем воздушной гавани.
В этом среднеуральском поселке провел свое детство Сергей Скуратов. Биография его родителей также была связана с авиаотраслью и «Кольцово». Работая на предприятии, отец летал бортмехаником на самолете Ил-18, мать организовывала перевозку пассажиров.
В 1943 году на территории поселка открылась школа, учениками которой в основном были дети работников аэропорта. В ней учился и Сергей Скуратов. Биография многих воспитанников данного образовательного учреждения в дальнейшем была связана с авиацией.
Конец 1960-х годов. Скуратов Сергей, получив аттестат об окончании школы, поступил в Бугурусланское летное училище гражданской авиации. Ему пришлось сначала пройти сложные вступительные испытания, а затем и освоить непростую программу обучения. Сергей Скуратов получил красный диплом. В то время выпускным типом самолета в данном учебном заведении был советский легкий многоцелевой самолет Ан-2, который широко использовали для пассажирских перевозок на местных воздушных линиях, в том числе на малоосвоенных территориях.
Начало 1970-х годов. Благодаря своему старанию и высоким результатам учебы Сергей Скуратов заработал привилегию без обязательной годовой отработки поступить в спецвуз. Для дальнейшего обучения на инженера-пилота была выбрана Академия гражданской авиации. Ее Скуратов Сергей также окончил с отличием. Там же позднее окончил командный факультет.
Сергей Скуратов и летная карьера
Начало 1970-х годов. Еще во время обучения Сергей Скуратов приступил к работе во Втором Свердловском авиаотряде, выполняя полеты на освоенной в училище модели самолета Ан-2. Начиная карьеру с должности второго пилота, спустя три года он уже стал командиром воздушного судна. В это же время Скуратов Сергей создал семью. Вскоре у супругов родился ребенок.
Середина 1970-х годов. Скуратов Сергей, изучив тонкости управления одним из самых востребованных самолетов того времени — Ан-24, был переведен в Свердловский авиаотряд. Спустя два года он начал осуществлять командование эскадрильей данной модификации самолета.
Для дальнейшего развития международных пассажирских перевозок в эти же годы авиаотряд получает первые Ту-154. Ими также начинает управлять и Сергей Скуратов. Биография будущего руководителя «Уральских авиалиний» в тот период времени включила освоение и таких типов воздушных судов, как Ил-18, Ту-154, Ил-86. Последний, например, стал дебютным серийным советским авиалайнером с фюзеляжем увеличенного диаметра. География полетов Скуратова Сергея тогда была очень обширной, он летал в города как на юге, так и на севере СССР. Кроме того, пилот выполнял рейсы в сложных метеорологических условиях и производил посадки лайнеров
Начало 1980-х годов. Сергей Скуратов стал руководителем подразделения Уральского управления гражданской авиации, отвечающего за безопасность полетов. В те годы инспекция осуществляла свою деятельность на достаточно обширной территории, включающей аэропорты в таких городах, как Свердловск, Пермь, Ижевск, Магнитогорск и Курган.
В 1980-х развитие пассажирской авиации шло ускоренными темпами. Так, в 1984 году, когда Скуратов Сергей получил новую должность, закончилось строительство аэропорта в Арамиле, а также появилась новая ИВПП в Кольцово. Она позволила принимать более крупные типы самолетов.
Как вспоминает Скуратов Сергей, в то время он часто ездил в рабочие командировки, в ходе которых не только проверял работу различных авиапредприятий, но и помогал устранять недочеты. В результате на вверенном управленцу участке серьезные происшествия были большой редкостью.
Конец 1980-х годов. Сергей Скуратов был назначен на пост командира Свердловского объединенного авиаотряда. На тот момент специалисту не было и 40 лет, что являлось исключительной редкостью для постов подобного уровня. В последующие годы под управлением Сергея Скуратова предприятие продолжило успешно развиваться. Только в 1991 году уральскими авиаторами было перевезено свыше 6 миллионов пассажиров.
Скуратов Сергей. У истоков образования современной частной авиакомпании
Начало 1990-х годов. В связи с распадом СССР и взятием новым руководством страны курса на развитие рыночной экономики в России перестал существовать единый авиаперевозчик. В результате разделения прекратила функционировать и структура, которой ранее управлял Сергей Скуратов. Биография топ-менеджера отныне была связана с «Уральскими авиалиниями», которые пришли на смену госпредприятию. Новая организация, осуществляющая свою деятельность без участия федеральных властей, практически сразу столкнулась с серьезными вызовами времени.
В 1993-м Скуратов Сергей стал генеральным директором «Уральских авиалиний». Тогда цены на авиакеросин по сравнению с 1991 годом выросли почти в 200 раз. Подорожало и оборудование. При этом конкурентная борьба тоже усиливалась. Например, только в 1994 году количество авиакомпаний достигло 413. Вновь образованное предприятие испытывало большие сложности, связанные с нехваткой специалистов и денег, вспоминает Сергей Скуратов. Биография авиационной отрасли тогда регулярно пополнялась списками не только открывшихся, но и разорившихся компаний. Так, по оценке специалистов, в 1993 году ни один из действующих авиаперевозчиков не был в состоянии купить себе борт нового поколения.
Тогда же, делится Скуратов Сергей, стало очевидным, что выживание авиапредприятий зависит только от тех, кто ими управляет. Руководство «Уральских авиалиний» принимало все возможные меры для сохранения собственного авиасообщения в регионе.
Благодаря грамотной политике менеджмента, которой придерживался Сергей Скуратов, организация смогла успешно справиться с кризисом 1990-х годов. Для этого пришлось практически заново выстраивать новые форматы работы.
Одной из сложностей, о которой рассказывал Скуратов Сергей, стало налаживание взаимодействия с аэропортами, также перешедшими в частные руки. Сначала руководство воздушных гаваней резко повысило свои тарифы. Такое решение в итоге стало невыгодным для всех участников рынка. Впоследствии был достигнут консенсус, вспоминает Сергей Скуратов. Постепенно решались и другие проблемы, включая подготовку пилотов, которая стала соответствовать новым требованиям времени.
Годы преобразования компании
1995 год. Сергей Скуратов смог не только стабилизировать финансовое положение компании, но и начать обновление авиационного парка. Весной 1995-го авиаперевозчик при поддержке регионального правительства получил первые самолеты Ту-154М. Данные модели отличались малошумными двигателями и новое поступление позволило расширить географию полетов.
Компания под руководством Скуратова Сергея Николаевича вышла на международный рынок, совершив первый чартерный рейс в 1993 году (из Екатеринбурга в Шарджу, ОАЭ). К 2019 году борты авиапредприятия уже регулярно летали в разные города Европы, в Пекин, Бангкок, а также в такие страны, как Япония и Индия.
2006 год. Благодаря усилиям Скуратова Сергея аэропорт Кольцово принял свой первый самолет семейства Airbus. Сегодня одна из основных моделей авиапарка — это А320. Среди преимуществ данной модификации:
высокий уровень автоматизации управления;
просторный пассажирский салон;
облегченный общий вес.
В середине 2010-х годов с появлением новых современных лайнеров встал вопрос и о качественном обслуживании бортов. Так Сергей Скуратов создал собственный Авиационный технический центр «Уральских авиалиний», ставший одним из наиболее хорошо оснащенных в России. Это позволило проводить полное техобслуживание самолетов в пределах региона.
2012 год. Еще одним стратегически верным шагом, который сделал Скуратов Сергей, стало появление уникального тренажерного центра для подготовки пилотов.
Отныне авиакомпания смогла обучать пилотированию без использования реальных самолетов, но в соответствии со всеми международными стандартами. Тренажер включил в себя базу данных всех существующих на тот момент аэропортов мира.
Тогда Сергей Скуратов отметил, что такая инновация позволяет проводить занятия как для выпускников летных училищ, так и для опытных специалистов. Реалистичность полетов на тренажере достигает 95%.
Как рассказывал Скуратов Сергей, «Уральские авиалинии» не только обеспечивают современное техническое оснащение компании, но и предъявляют повышенные требования к самим пилотам. Например, компания увеличила время налета для получения кресла КВС вторым пилотом более чем в два раза. Центр позволил сократить расходы предприятия на подготовку авиаторов, а также повысить уровень безопасности.
Биография Сергея Скуратова как генерального директора уральского авиаперевозчика включала и такие достижения, как:
внедрение ИТ-решений;
создание хабов в нескольких аэропортах;
вывод авиакомпании в пятерку лучших в РФ;
значительное увеличение пассажиропотока.
Сергей Скуратов: управление в период кризиса и стабилизация показателей
2020 год. В России, как и во всем мире, была в разгаре пандемия коронавируса. По этой причине резко сократилось авиасообщение, что привело к огромным финансовым потерям авиакомпаний, в числе которых оказалась и возглавляемая Сергеем Скуратовым. Так, только в апреле 2020 года организация лишилась 94% всего объема перевозок. Доходы только за два весенних месяца снизились на 85%.
Сергей Скуратов смог перепрофилировать пассажирские перевозки в грузовые, получив все необходимые лицензии. В итоге уже в мае десять самолетов Airbus осуществили на 160% больше грузоперевозок, чем за аналогичный период 2019 года.
Среди товаров, которые доставили «Уральские авиалинии» в Россию из-за границы, были необходимые медицинские препараты и средства защиты «барьерного» типа. Несмотря на падение выручки, Сергей Скуратов рассказывал в одном из интервью о принятом перевозчиком решении предоставлять с 50% скидкой билеты медикам, занимающимся борьбой с коронавирусной инфекцией.
Помимо уменьшения пассажирского потока, предприятия столкнулись и с отказом банковских структур осуществлять кредитование. Как отмечал тогда Скуратов Сергей, ему все же удалось завершить сложные, но успешные переговоры с несколькими крупными финорганизациями и подписать кредитные договоры. Также было достигнуто взаимопонимание с лизингодателями, которые продолжили сотрудничество по будущим проектам и разрешили отсрочить платежи по существующим.
2021 год. Сергей Скуратов смог не только предотвратить кризис в компании, но и достаточно быстро привел ее к показателям, которые превысили даже допандемийные. Так, прирост пассажиропотока составил около 60% относительно 2019 года. Продолжился и процесс обновления флота. В этот же период Сергей Скуратов принял решение о полном закрытии долговых обязательств перед кредитными организациями
В 2024 году, по словам Сергея Николаевича Скуратова, несмотря на новые вызовы времени, занятость пассажирских кресел на бортах авиакомпании составила 96%.
Перевозчик удержал и лидерские позиции по безопасности перевозок. Также, отмечает Сергей Скуратов, в штате «Уральских авиалиний» сегодня работает свыше 3,5 тысячи человек. Это означает, что компания является крупным работодателем на Урале.
Социальная направленность бизнеса
Еще в начале 1990-х годов при содействии Скуратова Сергея в «Уральских авиалиниях» были созданы профсоюзные организации, деятельность которых направлена на защиту интересов пилотов, стюардов и других работников. Так, объединение летного состава и сейчас является авторитетной структурой, которая участвует в и согласовании режима рабочего времени членов экипажа, и в создании дополнительных комфортных условий для работников компании.
В 2024 году Сергей Скуратов, биография которого также включает в себя продолжительный период работы в качестве пилота, согласовал новые привилегии для летного состава. Скуратов Сергей финансово участвует в расходах своих специалистов на прохождение врачебно-летной комиссии и компенсирует затраты на питание.
«Уральские авиалинии» оказывают финансовую поддержку различным категориям граждан. Сергей Скуратов принимал активное участие и в различных благотворительных проектах. Например, авиаперевозчик поддерживает инициативы, связанные с развитием спорта и культуры региона, а также помогает работе крупных благотворительных фондов.
Скуратов Сергей: настоящее время
Летом (август) 2024 года Скуратов Сергей покинул пост генерального директора «Уральских авиалиний». Причиной стал уход на пенсию.
Биография Сергея Скуратова на данной должности включила и такие достижения, как:
заключение десятков интерлайн-соглашений с российскими и зарубежными авиакомпаниями;
создание авиаперевозчиком бонусной программы для часто летающих пассажиров;
многочисленные благотворительные проекты.
В период с 1998 по 2004 годы он был председателем правления Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта РФ. Также Сергей Скуратов является основным акционером «Уральских авиалиний».
После выхода на пенсию управленец собирается по возможности больше путешествовать. Скуратов Сергей любит заниматься спортом. В числе его увлечений также охота, рыбалка, кулинария и коллекционирование почтовых марок.