Герб

Министерство финансов Российской Федерации

Письмо

№ 03-07-07/102628 27.10.2023

Вопрос: ИП находится на общей системе налогообложения. Основным видом деятельности является 56.10 "Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания". Выручка от предпринимательской деятельности за год не превышает 2 млрд руб. Удельный вес доходов от оказанных услуг общественного питания в общей сумме доходов индивидуального предпринимателя составляет не менее 70%. ИП намерен в 2024 г. применять освобождение от обложения НДС оказанных услуг по общественному питанию.

В соответствии с пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ организации и ИП, оказывающие услуги общественного питания, имеют право на освобождение от НДС при одновременном выполнении следующих условий:

если за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, сумма доходов таких организации или ИП, определяемых в порядке, установленном гл. 23, 25 или 26.2 НК РФ, не превысила в совокупности 2 млрд руб.;

если за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов такой организации или ИП составил не менее 70%. При этом доходы определяются в порядке, установленном гл. 23, 25 или 26.2 НК РФ;

если за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией или ИП в пользу физлиц, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте РФ, в налоговые органы которого представляются указанные расчеты, за предыдущий календарный год по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" разд. I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с ОКВЭД.

В целях применения абз. 8 пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией или ИП в пользу физлиц, за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение (за первые 9 месяцев предыдущего календарного года), определяется путем деления суммы средних выплат и иных вознаграждений за каждый календарный месяц, входящий в указанный период, на количество месяцев указанного периода, за которые начислялись указанные выплаты и вознаграждения. Величина средних выплат и иных вознаграждений за каждый календарный месяц определяется путем деления суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам за каждый календарный месяц на количество физлиц, которым эти выплаты начислялись в соответствующем месяце.

В Письме от 15.08.2023 N 03-07-07/76644 Минфин России указал, что фактическое количество таких физлиц определяется на основании расчета по страховым взносам, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 29.09.2022 N ЕД-7-11/878@, как количество физлиц, в отношении которых в разд. 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах" расчета по страховым взносам сформирована база для исчисления страховых взносов по трудовым договорам.

ИП требуются дополнительные разъяснения и оценка правильности трактовки и применения норм, указанных в пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ и в Письме Минфина России от 15.08.2023 N 03-07-07/76644, в отношении расчета среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений, начисленных ИП в пользу физлиц.

Раздел 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах" расчета по страховым взносам, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 29.09.2022 N ЕД-7-11/878@, содержит данные по всем трудоустроенным физлицам, а также данные по физлицам, оказывающим услуги в рамках договоров ГПХ. Также в указанном разделе отражаются работники, которые фактически отсутствуют на рабочем месте и по которым заработная плата в отчетный период не начисляется, - это женщины в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком, работники, находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы. Должен ли ИП при определении количества физлиц для расчета средних выплат и иных вознаграждений за каждый календарный месяц учитывать количество физлиц за расчетный месяц по данным разд. 3 расчета по страховым взносам с учетом работников, находящихся в декретных отпусках, отпусках по уходу за ребенком, отпусках без сохранения, работников, оказывающих услуги по договору ГПХ, либо указанные физлица (находящиеся в декретных отпусках, отпусках по уходу за ребенком, отпусках без сохранения, работники, оказывающие услуги по договору ГПХ) не берутся в расчет при определении средних выплат и иных вознаграждений за расчетный календарный месяц, так как по данным лицам отсутствуют начисления по заработной плате и база для исчисления страховых взносов не формируется?

Ответ: В связи с повторным обращением, зарегистрированным в Минфине России 14 сентября 2023 г., по вопросу о среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений, начисленных индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, определяемом в целях применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) при оказании услуг общественного питания, Департамент налоговой политики сообщает следующее.

На основании подпункта 38 пункта 3 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 января 2024 года организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, вправе применять освобождение от налогообложения НДС при соблюдении ряда условий, в том числе условия о среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц.

Согласно абзацу восьмому подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса за календарный год, предшествующий году, в котором организацией или индивидуальным предпринимателем применяется освобождение от налогообложения НДС, среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации, в налоговые органы которого представляются указанные расчеты, за предыдущий календарный год по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздела I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.

В соответствии с абзацем девятым подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией или индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение (за первые девять месяцев предыдущего календарного года), определяется путем деления суммы средних выплат и иных вознаграждений за каждый календарный месяц, входящий в указанный период, на количество месяцев указанного периода, за которые начислялись указанные выплаты и вознаграждения. Величина средних выплат и иных вознаграждений за каждый календарный месяц определяется путем деления суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам за каждый календарный месяц на количество физических лиц, которым эти выплаты начислялись в соответствующем месяце.

Фактическое количество указанных физических лиц определяется на основании расчета по страховым взносам, форма которого утверждена приказом ФНС России от 29 сентября 2022 г. N ЕД-7-11/878@, как количество физических лиц, в отношении которых в разделе 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах" расчета по страховым взносам сформирована база для исчисления страховых взносов по трудовым договорам.

Таким образом, исходя из вышеуказанных положений количество физических лиц, получающих выплаты и иные вознаграждения за услуги, оказанные в рамках договоров гражданско-правового характера, при расчете средних выплат и иных вознаграждений за каждый календарный месяц не учитывается.

Что касается физических лиц, в отношении которых база для исчисления страховых взносов не формируется (в частности, декретный отпуск, отпуск по уходу за ребенком, отпуск без сохранения содержания), то при расчете средних выплат и иных вознаграждений за каждый календарный месяц количество таких физических лиц не учитывается независимо от вида договора, заключенного с указанными лицами.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ

27.10.2023