Вернуться Печатать |
№ 03-07-05/114043 | 28.11.2023 |
Вопрос: У АО возникли вопросы по порядку налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) операции по уступке права требования по возмещению ущерба, причиненного преступлением по уголовному делу <1>, в отсутствие решения суда, вступившего в законную силу.
--------------------------------
<1> Мошенничество в сфере кредитования.
Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ реализация имущественных прав облагается НДС. Особенности определения налоговой базы при реализации прав требований по возмещению ущерба, не признанного должниками, в отсутствие решения суда, вступившего в законную силу, гл. 21 НК РФ не установлены.
Согласно п. 1 ст. 153 НК РФ при передаче имущественных прав налоговая база по НДС определяется с учетом особенностей, установленных ст. 155 НК РФ. Поскольку уступаемое право требования по возмещению ущерба не следует из договора реализации товаров (работ, услуг), положения ст. 155 НК РФ не применяются.
В соответствии с пп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению НДС операции по уступке (переуступке, приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из кредитных договоров. В связи с разъяснением ФНС России, представленным в Письме от 29.12.2017 N СД-4-3/27021@, под действие данной нормы подпадает в том числе уступка (переуступка) денежного требования похищенных заемщиком денежных средств, возникшего в результате признания судом недействительным кредитного договора, по которому этому заемщику предоставлялись денежные средства.
Применима ли норма пп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ к уступке права требования по возмещению ущерба, причиненного преступлением по уголовному делу, связанному с хищением кредитных денежных средств, в том числе при отсутствии решения суда, вступившего в законную силу?
Ответ: В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 4 октября 2023 г., по вопросу применения банком налога на добавленную стоимость в ситуации и при условиях, изложенных в обращении, Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются в том числе операции по передаче имущественных прав на территории Российской Федерации.
Подпунктом 26 пункта 3 статьи 149 Кодекса предусмотрено, что операции по уступке (переуступке, приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из кредитных договоров, а также по исполнению заемщиком обязательств перед каждым новым кредитором по первоначальному кредитному договору, лежащему в основе договора уступки, освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Таким образом, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены операции по уступке (переуступке) денежного требования, вытекающего из кредитного договора, в том числе признанного судом недействительным. В связи с этим операции по уступке первоначальным кредитором права требования похищенных заемщиком денежных средств, возникшего в результате признания судом недействительным кредитного договора, по которому этому заемщику предоставлялись денежные средства, освобождаются от налога на добавленную стоимость.
Также отмечаем, что согласно подпункту 26.1 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены операции по уступке (переуступке) денежного требования кредитора по обязательствам, возникшим в связи с привлечением к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) лиц, контролировавших кредитную организацию, лиц, контролирующих (контролировавших) должников кредитной организации. При этом освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении операций по уступке (переуступке) денежного требования кредитора по обязательствам, возникшим в связи с привлечением к ответственности лиц, контролировавших кредитную организацию, лиц, контролирующих (контролировавших) должников кредитной организации, в соответствии с иными нормами законодательства Российской Федерации, положениями главы 21 Кодекса не предусмотрено.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
28.11.2023