Весь круг IT-задач, с которыми сталкиваются компании независимо от размера и специализации, можно разделить на два больших сектора: инфраструктурный и программный.
Решать их можно силами собственной IT-службы, но для осуществления масштабных проектов, как правило, пользуются услугами внешних подрядчиков. Причем инфраструктурой (сюда входит настройка и обслуживание серверов, построение и поддержка корпоративной сети, установка и обслуживание рабочих станций) чаще всего занимается один подрядчик, а программным обеспечением (внедрением и поддержкой автоматизированных систем финансового, налогового, складского учета и т.д.) – другой. Объясняется это либо историческими причинами – инфраструктурные потребности возникают первыми, либо экономическими – заказчик пытается минимизировать издержки, подобрав наиболее дешевых подрядчиков по каждому направлению.
Такой подход несет в себе целый набор рисков. Простой, но весьма распространенный пример: система управленческого учета уже прошла тестирование и готова для развертывания, а в отдаленных филиалах или офисах еще нет необходимого оборудования, и проект стопорится.
Как избежать этих и других накладок? За комментариями мы обратились к представителям компании «Эффективные решения», хорошо знакомым с проблематикой комплексных IT-проектов. Компания располагает многолетним опытом создания и поддержки инфраструктуры, а в качестве базы для автоматизации бизнес-процессов использует наиболее популярные в России учетные приложения – продукты 1С.
По мнению экспертов, главным источником проблем при работе с несколькими подрядчиками служат плохие коммуникации между исполнителями. Причем возникают недоразумения как в ходе проектов, так и при последующем абонентском обслуживании.
Например, если случаются ошибки, один подрядчик, как правило, стремится обвинить другого. «Направления близкие, поэтому трудно доказать, кто допустил ошибку: то ли программисты недоработали, то ли инфраструктура подвела, - объясняет Ильяс Зингер, генеральный директор «Эффективных решений». – Роль арбитра достается, естественно, заказчику, и хорошо, если тот располагает сильным IT-отделом, способным разобраться в ситуации». В любом случае сроки окончания работ серьезно сдвигаются.
«Недавно мы потратили две недели на согласование локального решения с партнером по одному из заказов, - делится опытом Лев Корольков, технический директор «Эффективных решений». – А если бы отвечали за оба направления, инфраструктуру и ПО, всю работу могли бы сделать за два дня». Столь же важно, что при работе с единым подрядчиком у исполнителя не будет возможности сложить с себя ответственность за возможные ошибки, и все недочеты будут оплачены из его кармана – штрафные санкции можно прописать в договоре.
Еще одна распространенная проблема – несоответствие учетных систем и оборудования. Случается, что аппаратную часть берут с запасом. «Для одного из клиентов мы разрабатывали и внедряли софт, а закупкой оборудования и обслуживанием инфраструктуры занималась другая компания, - приводит пример Лев Корольков. – Ее специалисты выбрали хорошее «железо», но будь оно вдвое слабее в плане аппаратной мощности, система работала бы с такой же производительностью. А вот экономия средств, напротив, была бы весьма ощутимой».
Однако куда хуже, если заказчик приобретет недостаточно мощное оборудование. Тогда придется либо покупать новые серверы, либо мириться с потерей скорости работы».
Централизованное управление и здесь позволит снизить риски, поскольку у подрядчика будет четкое понимание, для каких задач внедряется система, сколько у нее будет пользователей и какой объем информации она должна обрабатывать. А определением параметров оборудования будет заниматься отдельный специалист. «В комплексных проектах мы обязательно задействуем архитектора – человека, задача которого – четко определить, какая требуется конфигурация и в какой типологии необходимо строить программную часть и ее аппаратное обеспечение, - поясняет Лев Корольков. – Если никто не занимался архитектурой на начальном этапе, то обязательно возникнут ошибки, исправлять которые придется уже по ходу проекта. А это дополнительные расходы, причем немалые, ведь за срочную переделку исполнитель запросит по максимальному тарифу».
При заказе абонентского обслуживания также желательно выбрать подрядчика, который действует по принципу одного окна: со всеми вопросами – касающимися программной среды или настройки оборудования – клиент обращается к одному человеку, который определяет характер проблемы и адресует ее соответствующему подразделению. В «Эффективных решениях», например, эта задача лежит на клиент-менеджере, который ведет проект и знает его изнутри.
Таким образом, как показывает практика, попытки сэкономить, объединив в одной упряжке двух подрядчиков, чаще всего проваливаются. «Отсутствие согласованности ведет к потерям, - резюмирует Зингер. – Поэтому, приступая к реализации комплексного IT-проекта, лучше обратиться к многопрофильному системному интегратору. Кроме того, при заказе услуг у одного подрядчика, можно даговорится о скидках за счет объема».
ГК «Эффективные решения» - официальный партнер вендоров Cisco Systems, Hewlett-Packard, IBM, APC, 1С. Компания оказывает полный спектр услуг: комплексные поставки, монтаж и настройка ИТ-оборудования, комплексная автоматизации предприятий.
Комментарии
Комментарии под этим материалом были скрыты
В связи с нарушением норм общения и правил сайта, мы скрыли все оставленные комментарии. Если у вас есть вопросы или замечания, отправляйте их на почту support@klerk.ru