Идеальная KPI-технология эффективности

Каждый руководитель хотя бы однажды решал задачи, связанные с повышением эффективности своей организации.

Каждый руководитель хотя бы однажды решал задачи, связанные с повышением эффективности своей организации. У опытного управленца наверняка существует набор инструментов, которые подтвердили свою состоятельность на практике. Чем выше конкуренция на рынке, тем активнее менеджеры вынуждены искать новые способы оптимизации работы и улучшения  бизнес-показателей. Темы, посвященные управлению эффективностью бизнеса, актуальны, как никогда. Это подтверждает рост количества профильных запросов в популярных поисковых системах. За последние несколько лет количество таких запросов удвоилось. Вопросу повышения эффективности бизнеса посвящены тысячи книг, десятки тысяч сайтов, сотни тысяч статей. Как правило, авторы этих материалов затрагивают только один аспект управления или рассматривают одну технологию, которая, по их мнению, способна многократно улучшить работу организации. Кто-то пишет о формализации и реинжиниринге бизнес-процессов, другие авторы о бюджетировании или CRM-решениях, или инструментах управления производственным циклом, автоматизации и ERP-решениях. Эти авторы правы лишь отчасти, поскольку это только частные аспекты управления эффективностью организации.

Единственным источником производственных результатов, инноваций и экономического успеха являются сотрудники. Интерес к повышению эффективности бизнеса в целом и персонала в частности, определяется и экономическими причинами. Основной статьей затрат практически любого предприятия является фонд оплаты труда. Однако, добиться высокой эффективности «трудового ресурса» не просто. С одной стороны, рост оплаты труда не гарантирует роста производительности наемных работников, а с другой стороны, непродуманное сокращение затрат может принести в будущем только потери.

Большинство предприятий имеет колоссальный и неиспользуемый потенциал возможностей и способностей сотрудников. За счет умелого распоряжения этим потенциалом можно добиваться впечатляющих результатов, даже при условии высокой конкуренции. На рынке труда  формирование уровня ожиданий кандидатов задают наиболее успешные компании. Такие компании используют инструменты оценки результативности сотрудников, где высокий уровень оплаты соответствует не менее высоким трудовым результатам. Планирование работы и оценка результатов с применением KPI позволяет повысить в разы отдачу от сотрудников, улучшая показатели выручки, прибыльности и качества.

Предлагаю последовательно подойти к вопросу управления эффективностью бизнеса, начиная с формулировки определения. Эффективность – это соотношение полезного результата и тех ресурсов (затрат), которые потрачены на его достижение. Результат, в свою очередь, – это показатель достижения целей. Управление предприятием реализуется через инструменты планирования, исполнения, контроля и коррекции. В этом контексте управление эффективностью бизнеса (английские термины CPM, BPM, EPM)– это система инструментов, позволяющая регулярно обеспечивать реализацию достижимых целей, используя при этом приемлемый уровень ресурсов. Другими словами, для того, чтобы управлять эффективностью, любому предприятию необходимо решить несколько задач:

1.       Определить список целей, которые должны быть достигнуты за определенный период. Цели должны быть не только финансового характера, а описывать также маркетинговые ориентиры, цели в области оптимизации собственных бизнес-процессов, требования к уровню квалификации персонала и т.д. При формировании  карты целей может прийти на помощь метод,  предлагаемый сбалансированной системой показателей (BSC).

2.       Научиться измерять затраты и ресурсы, используемые для достижения бизнес-целей. Для этого используется производственный и бухгалтерский учет, бюджетное управление.

3.       Регулярно отслеживать продвижение компании к этим целям. Степень достижения целей принято отслеживать с помощью системы бизнес-показателей (KPI – ключевых показателей деятельности), сформированных на основе формализованных целей.

4.       Выстроить систему стимулирования и вознаграждения персонала, ориентированную на достижение целей (KPI). Премирование должно быть жестко привязано к показателям результата, за который отвечает конкретное подразделение и сотрудник.

5.       Регулярно отслеживать работоспособность самой системы, корректируя цели и развивая инструменты, которые используются для управления эффективностью.

Рис. 1. Управление бизнес-эффективностью

Итак, первое, с чего начинается управление эффективностью, – это определение бизнес-цели, а точнее целей. Определение только одной цели для бизнеса - получение прибыли,  так же недальновидно, как и управлять автомобилем, используя только зеркало заднего вида.  Большая часть финансовых целей и показателей являются «запаздывающими» и демонстрируют только прошлые успехи компании, ничего не говорят о потенциале и возможностях бизнеса.

Для руководителя необходимо регулярно отслеживать ряд важных бизнес-показателей, которые характеризуют состояние и динамику бизнеса: выручка по направлениям бизнеса и маржинальность, уровень затрат и себестоимость продукции,  количество новых запросов от клиентов, активность менеджеров и результативность маркетинговых мероприятий, уровень удовлетворенности клиентов, показатели по объему производства, качеству продукции и  т.д. Бизнес-показатели, с одной стороны, являются инструментами для оценки степени реализации бизнес-целей, с другой стороны, могут использоваться для мониторинга эффективности бизнес-процессов, подразделений и конкретных сотрудников. Для мониторинга этих показателей и при отсутствии специализированного программного инструмента, руководитель вынужден регулярно просматривать отчеты, которые готовят различные службы.

Несмотря на то, что постановка целей, определение для них показателей и целевых значений в большей своей части процесс творческий, тем не менее, существуют методики и успешные практики, которые могут помочь руководителю в этой задаче. Естественно, что набор показателей будет серьезно отличаться у предприятия малого и крупного бизнеса: KPIпроизводственного предприятия не получится использовать дистрибьюторской компании. Определенную пользу могут принести отраслевые библиотеки KPI, которые находятся в открытом доступе в сети Интернет  и широко применяются консультантами. Однако, как не существует двух похожих людей, так и не существует похожих компаний. Даже в компаниях, построенных с применением франчайзингового подхода, стратегия и бизнес-процессы могут иметь свои особенности. Именно поэтому шаблоны показателей являются только основой для разработки собственной системы оценки эффективности бизнеса, сотрудников и бизнес-процессов.

Сначала собственники бизнеса и руководители должны определиться с целями и показателями, применяемые для оценки эффективности бизнеса на верхнем уровне (BSCкарта). Затем необходимо перераспределить ответственность за эти показатели (декомпозировать их) на уровни ниже : разработать матрицы KPIдля руководителей подразделений, а в дальнейшем – вплоть до рядовых сотрудников (далее – объектов управления (ОУ). Для выработки показателей ОУ существует много подходов, предлагаемых разными авторами. Если систематизировать все подходы, то для определения таких бизнес-показателей целесообразно опираться на:

1.       Цели организации и факторы стоимости, на которые влияет ОУ;

2.       Бизнес-процессы, в которых задействован ОУ;

3.       Функции и области ответственности в соответствии с должностными и рабочими инструкциями.

Для отделов продаж распространенными являются показатели по объему и маржинальности продаж, показатели активности менеджеров (количество контактов, счетов, средняя сумма чека), уровня дебиторской задолженности и удовлетворенности клиентов. Для производственных подразделений могут выделяться показатели по исполнению плана и по объему производства, отклонения в сроках исполнения заказов, показатели качества и уровня производственных затрат. Для подразделений дистрибьюции – своевременность доставки, полнота загрузки транспорта, уровень затрат. В итоге, у каждого подразделения и должности должна появиться сбалансированная матрица показателей, которая, с одной стороны, определяет то, для чего создавался тот или иной отдел/должность, а с другой стороны, определяет ответственность конкретных лиц за бизнес-результаты. В качестве примера приведем матрицу сотрудника продаж с измеримыми показателями (KPI), проверяемыми показателями (Задачи), оцениваемыми показателями (Стандарты):

Рис. 2. Матрица показателей менеджера отдела продаж

Применение такой матрицы позволяет создать модель, на основании которой возможно «оцифровать» результативность подразделения и сотрудника, представив ее в виде одного коэффициента – назовем его КПР (коэффициент персональной результативности).

После того как будет распределена ответственность за все бизнес-показатели организации, необходимо будет правильно выставить плановые значения по этим  показателям на период. Тут помощь руководителю окажут «benchmarking» (сравнение своих показателей с показателями лучших в отрасли компаний), статистические данные собственного предприятия за другие периоды, данные планово-экономических и производственных служб.

Однако, не всегда результативность сотрудника возможно оценить исключительно с применением измеримых показателей (KPI). Например, для оценки выполнения поручений, инициатив и мероприятий можно применять так называемые проверяемые показатели (SMART-задачи).  Для оценки производственного поведения, исполнения внутренних регламентов и стандартов можно применять проверяемые показатели на основе субъективных оценок  («Стандарты»).

При разработке системы показателей нельзя оставлять в стороне самих сотрудников, а  особенно руководителей, поскольку они играют в этом процессе ключевую роль. Вовлекать коллектив в эту работу целесообразно еще на этапе проектирования KPI-системы.

Само по себе наличие показателей результативности уже будет влиять на мотивацию персонала. Возможность оценивать результаты собственной работы на основании объективных данных – это наиболее ценная обратная связь, которую компания может дать сотруднику. Снижение влияния субъективных факторов при подведении итогов работы ведет к большей удовлетворенности в коллективе, повышению предсказуемости действий руководителей: то, что ценят наиболее квалифицированные сотрудники.

Теперь несколько слов о материальном стимулировании за результаты работы. Некоторые практики считают этот аспект целевого управления наиболее значимым. У самих сотрудников премиальная оплата часто ассоциируется с признанием высоких результатов работы за период. Уровень премии можно дифференцировать по интервалам результативности: например, при уровне ниже 50% (КПР<50%), сотрудник не получает премию, при результативности в интервале от 50% до 70% - премия в размере 60% и так далее. Разработав единожды систему премирования в зависимости от КПР, при необходимости можно менять не саму систему расчета вознаграждения, а только набор KPIв матрице, корректируя при этом приоритеты сотрудника или подразделения.

Чем большая часть вознаграждения сотрудника будет зависеть от КПР, тем сильнее будет его стимул добиться планируемых показателей. Однако, важно помнить, что планируемые значения по показателям должны быть подкреплены соответствующим объемом выделенных ресурсов, и должны быть достижимы с учетом объективных возможностей. Иначе, вместо сильного стимула можно получить потерю лояльности.

Реализовать весь комплекс задач по управлению эффективностью бизнеса сейчас практически невозможно без применения автоматизированных инструментов. ERP, CRM, SCMи другие транзакционные системы позволяют рассчитывать большую часть измеримых бизнес-показателей (KPI):

Рис. 4. Связь KPI с другими инструментами управления

С другой стороны, для сбора и мониторинга целевых показателей, распределения ответственности между сотрудниками за достижение плановых значений, контроля СМАРТ-задач, субъективных оценок, а также для обеспечения координации между подразделениями требуется специализированное программное обеспечение – информационные панели бизнес-показателей (DASHBOARDS).

Таким решением является программный продукт «Волгасофт:Управление по целям и KPI», разработанный на платформе 1С:Предприятие. Одной из наиболее важных функций программного продукта является поддержание механизма автоматизированного сбора, расчета и хранения информации по целевым показателям. Данные по ним могут собираться тремя способами: вноситься вручную, рассчитываться на основе других показателей, «транслироваться» из учетных систем на платформе 1С:Предприятие. Программный продукт в числе прочего реализует «приборную» бизнес-панель, на которую можно вывести наиболее значимые для контроля показатели. «Волгасофт:Управление по целям и KPI» автоматизирует рутинные операции целевого управления, позволяя руководителю проводить мониторинг, анализ бизнеса и управлять вопросами стимулирования в режиме реального времени.

Внедрение такой системы управления на предприятие полностью зависит от первых лиц (топ-менеджеров и собственников). Это инструмент не только стратегического управления, но и инструмент операционной эффективности, который должен настраиваться с непосредственным участием руководителей высшего звена.

Для того, чтобы лучше разобраться в технологиях управления эффективностью  с применением KPI, мы приглашаем посетить наши вебинары:

1.      Для руководителей: «Управление по KPI и BSC для собственников и топ-менеджеров»

2.      Для специалистов: «Управление по целям и KPI, оплата по результату» 

При публикации материала ссылка на http://www.m-bo.ru обязательна 

Комментарии

Комментарии под этим материалом были скрыты

В связи с нарушением норм общения и правил сайта, мы скрыли все оставленные комментарии. Если у вас есть вопросы или замечания, отправляйте их на почту support@klerk.ru

Маркетинг

Тенденция: растущие бренды предпочитают собственные интернет-магазины, а не маркетплейсы

Покупатели предпочитают более индивидуальный подход и заказывают товары напрямую из магазинов брендов.

Утренний бухгалтер № 5684. Шесть рублей на человека: в 6-НДФЛ допустима погрешность при умножении дохода на налоговую ставку

Контрольные соотношения ФНС допускают погрешность при расчета налога на доходы физических лиц.

⚡ У бухгалтеров будет меньше времени на сдачу ЕФС-1

Сейчас подраздел 1.1 ЕФС-1 (бывшая СЗВ-ТД) сдают до 25 числа следующего месяца. Но есть случаи, когда сдать отчет надо на следующий день. Таких случаев будет больше.

1

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Ипотека

Начали повышать ставки тем, кто второй раз пользуется льготной ипотекой

Банки ужесточают условия для нарушителей правила «одна льготная ипотека в одни руки».

Практика Конституционного Суда по налогам за второе полугодие 2023

Рассматриваются ключевые решения КС по налоговым вопросам.

Заявлений в колледж через Госуслуги уже больше, чем за весь прошлый год: самые популярные места и специальности

Более 600 тыс. заявлений в колледж подали абитуриенты с помощью Госуслуг. Это уже на 100 тыс. больше, чем за весь прошлый год.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Общество

Принят закон, упрощающий проведение общих собраний СНТ

Совет Федерации одобрил разработанный при участии Росреестра закон, по которому дачникам, садоводам и огородникам станет проще проводить общие собрания членов СНТ и ОНТ.

1

Директора–руководили в разные периоды, в их действиях нет группы лиц по предварительному сговору

Суд первой инстанции осудил двух руководителей налогоплательщика, управлявших им в разные периоды, по части 2 ст. 199 УК, в том числе, по пункту «а», за уклонение от уплаты налогов по предварительному сговору группой лиц.

Известны итоги Статистического диктанта-2024

В этом году число написавших статистический диктант увеличилось вдвое в сравнении с 2023 годом и составило 33 933 человек.

Число МСП в гостиничном бизнесе на Кавказе выросло вдвое за 3 года

Гостиничный бизнес демонстрирует наибольший рост среди всех сфер, в которых работают малые и средние предприятия (МСП) Северо-Кавказского федерального округа (СКФО).

Общество

Росреестр разработал методическое пособие по социальной догазификации

Для садоводов и огородников Росреестр разработал методические рекомендации по бесплатной догазификации СНТ.

Ужесточат контроль за содержанием пестицидов в готовой продукции

Руководитель Роскачества Максим Протасов в ходе заседания госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции предложил повысить эффективность контроля за содержанием пестицидов и агрохимикатов в том числе в части их контроля в готовой продукции.

Инвестиции

Как застройщики дают ипотеку под 5,9%? Недвижка дорожает, конец дивидендного сезона, рост акций, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Массовые льготные ипотеки под 8% всё, зато у застройщиков теперь можно взять под 5,9%! Ессссстессссна, есть нюанс. Зато это помогает толкать цены на квартиры снова вверх. Закончились обвалы акций и облигаций, ждём новую ключевую ставку, тыкаем палкой доллар. И ни слова про хомяка. Собрал самые интересные новости недели и упаковал их в этот пост. Го!

Как застройщики дают ипотеку под 5,9%? Недвижка дорожает, конец дивидендного сезона, рост акций, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Немного о том, как правильно дробить бизнес. Часть 2: важные организационно-технические моменты деятельности группы компаний

Попробуем сформулировать основные  рекомендации организационного (стратегического и тактического)  характера, соблюдение которых  поможет отбить как минимум 90% обвинений налоговиков в умышленном дроблении с целью незаконной оптимизации налогов.

Детские пособия

Почти 500 тысяч семей получили пособие при рождении ребенка

В течение шести месяцев с момента рождения ребенка у семей есть возможность подать заявление на единовременное пособие. Размер выплаты составляет больше 24 тысяч рублей.

Общество

Опубликован рейтинг регионов по органической продукции

Роскачество представило обновленный рейтинг субъектов РФ по количеству сертифицированных производителей органической продукции по итогам первого полугодия 2024 года.

Торговый сбор

Мастерская по ремонту телефонов не платит торговый сбор

Под торговый сбор подпадает деятельности, связанная с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

Инвестиции

Элементарные 19%. Свежие облигации: элемент лизинг на размещении

Кто на рынке всех смелее? Можно даже не сомневаться — это лизинговые компании. За деньгами инвесторов снова идёт Элемент Лизинг, а в качестве козыря в рукаве — девятнадцатипроцентный купон. При нём также есть ежемесячный купон и амортизация. Выглядит вполне интересно, посмотрим, что внутри.

Элементарные 19%. Свежие облигации: элемент лизинг на размещении

В России растет число патентных поверенных

Квалификационные экзамены Роспатента успешно сдали 95 человек с начала 2024 года и 179 человек за 2023 год.

Интересные материалы

🍒 Зарегистрирован первый региональный бренд новых регионов РФ

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) выдала первое свидетельство об исключительном праве на региональный бренд в новых регионах России. Им стало географическое указание «Мелитопольская черешня».

5