Попытка обсуждения вопросов этики бизнеса фирмы "1С"
Добрый день!
Я являюсь руководителем предприятия-партнера фирмы "1С". Недавно возникли проблемы взаимоотношений фирмы "1С" и ее партнеров, связанные с тем, что многие партнеры не соблюдая условий договора, занимались т.н. "демпингом". В связи с эти мною была предпринята попытка обсудить в закрытой конференции партнеров фирмы "1С" тему "Этика и бизнес". Ниже привожу текст моего выступления. Буду рад отзывам и замечаниям.
С.Поляков, ген. директор ООО "Златоглав
"Уважаемые коллеги!
В связи с событиями, происходящими сейчас в Москве (демпинг, приостановка отгрузки некоторым франчайзи), предлагаю обсудить тему "этика бизнеса" применительно к взаимоотношениям фирмы "1С" и ее партнеров.
Давно хотелось высказать несколько соображений на эту тему. Прошу не судить меня строго - это не статья, а просто изложение некторых соображений по данному вопросу.
В бизнесе, как и в любом проявлении жизни, существуют взаимоотношения между людьми, в частности, взаимоотношения между партнерами. Эти взаимоотношения регламентируются различными нормами (законами, постановлениями, договорами, соглашениями и т.п.). Но "писанными" законами невозможно предусмотреть все многообразие ситуаций, которые ежечасно возникают в любом деле. Предпринимателю постоянно приходится принимать решения, полагаясь только на свой разум и свою совесть. Кроме законов писанных, существуют еще и "неписанные", но всем хорошо известные нормы человеческих взаимоотношений. Эти "неписанные" законы относятся к области этики.
Фирма "1С" с самого начала своей деятельности заявило о себе как о "высокоэтичном сообществе". Одним из принципов фирмы "1С" является "Быть надежным и выгодным партнером, честно относиться к партнерам, конечным пользователям, сотрудникам". Этот принцип явился для меня лично, и не только для меня, а, судя по беседам с другими франчайзи, и для весьма многих, определяющим в принятии решения стать партнером фирмы "1С". В то время, да и сейчас, трудно найти фирму, которая с таким вниманием и с такой заботой относилась бы к своим партнерам. "1С" фатически облагодетельствовала многих людей. Фактически, "1С" создала десятки тысяч рабочих мест, дала возможность "запустить" свое дело без больших затрат, а самое главное, быть уверенным в том, что тебя завтра не "кинут", а твое дело не "загнется". Кроме того, фирма "1С" занимается обучением партнеров, постоянно повышая их уровень, устраивает грандиозные семинары, банкеты, заграничные поездки и многое другое. Но, самое главное, фирма "1С" действительно честно относится к своим партнерам, никогда не нарушая взятых на себя обязательств перед ними. В наше время, время разгула "дикого" рынка, время безнравственности и безответственности, фирма "1С" является приятным исключением. Мы, партнеры, уже воспринимаем это как данность, чуть ли не как закон, и уже даже пытаемся диктовать "1С", что она должна, а что не должна делать, исходя из ее же политики. К хорошему человек очень быстро привыкает. И любое маленькое неудобство уже воспринимает чуть ли не как посягательство на свои "неотЪемлемые права".
Пример. Когда фирма "1С" обязала партнеров бесплатно доставлять диск ИТС покупателям "комплексных", какую бурю негодования это вызвало!
Но в нашем "праведном негодовании" мы забываем, что тот, кто нам дал эти права, имеет право их в любой момент отнять. Потому что эти наши "права" даны нам не навечно, а в рамках определенных условий. И аппелировать мы здесь можем только к законам морали.
Относясь честно к своим партнерам, "1С" имеет полное право требовать честности и от них.
Понятие "честность" не прописано никакими законами, актами, постановлениями. Это понятие относится к области морали, этики. Зачастую этические нормы входят в противоречие с писанными законами. Можно не нарушить закон, но поступить безнравственно. Верно и обратное: можно поступить честно, но при этом нарушить закон.
Пример. Фирма-франчайзи N заявляет, что не нарушает договор франчайзинга (допустим), когда устанавливает цены в условных единицах, 25 руб. за 1 у.е., но при этом поступает нечестно. Фирма M, отгружая программы в рассрочку (у покупателя не хватает денег, чтобы оплатить полностью сразу, но очень нужна программа), формально договор нарушает, но поступает честно, намереваясь все же получить всю сумму с покупателя. Кто-то записывает "пиратам" новый релиз по формально предЪявленной регистрационной анкете, якобы не зная, что она липовая, а другой отказывается это делать даже за деньги, зная, что обновляет пиратам, хотя "анкета" при этом налицо.
Возникает вопрос: а почему партнеры должны честно относиться к "1С", если она сама относится к ним честно? На первый взгляд, кажется, это очевидно. Если я тебе дал в долг, и ты знаешь, что я не буду тебя убивать, если не отдашь, то я вправе надеяться на твою честность? Вроде бы, так и должно быть. Но, к сожалению, это очевидно не для всех.
Я хотел бы выделить 3 основные ступени честности:
Первая. Честность "из страха". Человек поступает честно, потому что боится наказания за нечестность.
Пример. Продавец не обсчитывает покупателя, опасаясь того, что его "посадят".
Вторая. Честность "из выгоды". Человек поступает честно, потому что это выгодно.
Пример. Один мой знакомый банкир из собственного опыта понял, что с беспринципными людьми, которых интересуют только деньги, лучше не связываться. Они непредсказуемы, поэтому велик риск потери денег. Он работает только с предсказуемыми порядочными людьми, и его бизнес от этого выигрывает. Ему не нужно тратить дополнительные средства для "слежки" за клиентом, и при этом он сохраняет свое драгоценное здоровье, будучи уверенным в своих партнерах. Даже в случае ошибки, потери бывают не так велики, как в кажущихся очень выгодными сделках с "рискованными" людьми. За счет честности снижается степень риска.
Третья. Честность ради любви к правде. Это самая высшая ступень честности, когда человек поступает честно, даже когда это ему не выгодно, из любви к правде. Таких людей немного, но они есть. Поступить бесчестно для такого человека означает причинить себе тяжкие моральные страдания, а поступить честно - получить высшее внутреннее удовлетворение.
Пример. Иван дал в долг большую сумму денег своему другу Сергею для того, чтобы он вложил их в свое дело и отдал деньги в установленный срок. Об этой сделке не знал никто, даже близкие родственники Ивана. Случилось так, что Иван внезапно погиб в автомобильной аварии. Дело, которое начал Сергей, провалилось, и деньги Ивана пропали. Сергей, будучи порядочным и честным человеком, пошел к вдове Ивана, Анне, рассказал ей все и сказал, что намеревается продать свою единственную квартиру, чтобы отдать долг. Анна, удивившись честности Сергея, простила ему этот долг.
Не нужно обЪяснять, что быть честным - хорошо, а быть нечестным - плохо. Это каждый знает в глубине своей души, по совести.
Пример. Когда я говорю пользователям "пиратских" версий программ "1С", что они поступают нехорошо, большинство из них начинают смущенно улыбаться, отводить взгляд или бурно защищаться, приводя бесчисленные аргументы в свое оправдание. Но все эти проявления говорят лишь о том, что у них еще сохранилась совесть.
Наличие совести, правды всегда было присуще русскому человеку (не по национальности русскому, а по принадлежности к русской цивилизации, культуре, духовности). Эти понятия не выветрились и в так называемый "советский" период жизни нашей страны, а в некотором смысле даже укрепились. Поэтому, делая ставку на менталитет "советского человека", фирма "1С" не может исключить эти понятия из своих отношений с партнерами, бывшими "советскими людьми".
Коренное отличие нашей "русской этики" от "западной" состоит в том, что западная этика бизнеса предполагает лишь первые 2 ступени из рассмотренных трех. Т.е. все в конечном итоге сводится к выгоде, к деньгам. Деньги - бог века сего западной цивилизации, основа ее основ, цель и средство ее существования. Западный бизнесмен честен только потому, что он знает, что, по выражению К.Маркса, выигрывая как продавец, он в конечном итоге проигрывает как покупатель. Опять же выгодно быть честным в смысле получения кредитов, "кредитов доверия". Западная цивилизация рассматривает человеческое общество как машину, где люди - винтики, где все взаимосвязано. И если ты хочешь быть винтиком в этой машине - соблюдай правила, например, будь честным, не нарушай взятых обязательств и т.п. Для русского же менталитета деньги никогда не являлись мерилом всего на свете (хоть нам сейчас и пытаются навязать такой взгляд). А мерилом всего являлись и являются понятия Истины и Добра. Вот на этих принципах и хотелось бы строить этику нашего бизнеса.
Но сейчас нужно констатировать, что мы, партнеры "1С", находимся даже не на 2-й и не на 1-й ступени этой лестницы, а вообще "на нуле". Т.е., мы в некотором роде "беспредельщики" (не все, разумеется, но многие). С этим пора кончать. Это никому не нужно, никому не выгодно (даже самим "беспредельщикам"), да и просто нехорошо. Первая ступень - страх потерять поставки - запущена. Жаль только, что с некоторым опазданием. Так давайте поднимемся еще на хотя бы одну ступень.
PS В качестве принципа взаимоотношений с фирмой "1С" предлагаю следующий:
"Не делай другому того, чего себе не желаешь".
Не хочешь быть обворованным - не воруй.
Не хочешь, чтобы тебе "сбили" цену, не демпингуй!
Хочешь, чтобы твоя фирма процветала - думай о благе партнеров.
Не хочешь, чтобы тебя обманывали - БУДЬ ЧЕСТНЫМ!
"Не делай другому того, чего себе не желаешь".
Комментарии
6антон секачёв / blackhole@sekachev.ru