CRM

CRM. Сколько ЭТО стоит?

Процесс внедрения CRM редко обходится только закупкой лицензий CRM-системы. Обычно он сопровождается дополнительными затратами. В статье рассмотрены эти затраты, приведены конкретные цифры.
CRM. Сколько ЭТО  стоит?

Процесс внедрения CRM редко обходится только закупкой лицензий CRM-системы. Обычно он сопровождается дополнительными затратами. В статье рассмотрены эти затраты, приведены конкретные цифры.

Клиенты уже сегодня покупают не там, где дешевле, а там, где лучше, удобнее, быстрее, надежнее, приятнее… Поэтому CRM становится не роскошью, а необходимостью. Если Вы заинтересованы в использовании CRM, то актуален вопрос – «А сколько это стоит?».

Чтобы ответить на поставленный вопрос, надо, в первую очередь, понимать, какие услуги входят в состав проекта по внедрению CRM, и какими из услуг Вам необходимо воспользоваться, а от каких можно отказаться. Пройдемся по основным этапам внедрения.

Этап 1. CRM-консалтинг

Назначение этого этапа – подготовить фундамент для успешного внедрения CRM системы. Этот этап можно назвать теоретическим. На нем бизнес-консультанты исследуют деятельность Вашей компании, описывают существующие бизнес-процессы. После этого процессы оптимизируют, создают ключевые показатели деятельности и продумывают способ их контроля.

Если Вы уверены, что в Вашей компании все процессы в области продаж, маркетинга и обслуживания клиентов четко прописаны, доведены до совершенства, ориентированы на клиента, то услуги консалтинга Вам вряд ли понадобятся.

Если чувствуете, что этот этап лучше не миновать, то его стоимость можно рассчитать исходя из стоимости часа работы бизнес-консультанта. Лучше эту цифру узнать в самой компании, с которой Вы собрались сотрудничать, т.к. цены довольно сильно колеблются, от 40 до 100 евро/час.

Этап 2. Формирование технического задания

На этом этапе консультанты по внедрению составляют техническое задание. В нем подробно прописывают все изменения, которые необходимо реализовать в CRM-системе, чтобы она полностью удовлетворяла Вашим требованиям.

Если стандартная конфигурации выбранной CRM-системы не подходит полностью, то этот этап опускать очень нежелательно. Стоимость этапа можно рассчитать исходя из стоимости часа работы консультанта по внедрению. Цифра эта также непостоянная, колеблется в диапазоне от 40 до 80 евро/час.

Этап 3. Настройка системы

На этом этапе технические специалисты занимаются настройкой системы, чтобы она удовлетворяла всем требованиям, описанным в техническом задании. На этом же этапе проводится интеграция с другими системами, проводится тестирование внесенных изменений, составляется документация для пользователей.

Если работу на предыдущих этапах видно (приходят люди, общаются с Вами, с Вашими коллегами), то работа на этом этапе может не ощущаться, т.к. она проходит на территории исполнителя. Несмотря на это, работа кипит, ведь предыдущие этапы – теория, подготовка. И именно на этом этапе все идеи, сформированные ранее, воплощаются в CRM-системе.

Стоимость этого этапа также рассчитывается исходя из стоимости часа работы технического специалиста. Обычно она лежит в диапазоне от 20 до 60 евро/час. Но точно количество часов можно определить только после составления технического задания.

Этап 4. Установка

Необходимо учесть, что кроме самой CRM-системы, возможно, потребуется закупить дополнительное оборудование (например, дополнительный сервер) и дополнительное программное обеспечение (например, СУБД). Возможно, понадобится плата за хостинг (если Вы решили установить сервер не на своем оборудовании).

Стоимость лицензий на CRM-систему сильно колеблется в зависимости от выбранной системы. Есть системы с открытыми исходными кодами и бесплатными лицензиями (к примеру, SugarCRM). Есть системы, у которых лицензия на одно рабочее место стоит более 1000 евро (например, Siebel CRM). Иногда серверная лицензия оплачивается отдельно.

Для определенности будем считать (опираясь на мою грубую оценку), что для компании среднего размера можно выбрать систему, которая удовлетворяет необходимым требованиям, уложившись в 300-400 евро за лицензию на одно рабочее место.

Этап 5. Старт системы

Этот этап требует максимального внимания. Чтобы вся проделанная на предыдущих этапах работа не прошла впустую, необходимо подготовить пользователей CRM-системы для успешного ее использования. В этом Вам снова помогут консультанты по внедрению. Они проведут обучение пользователей, помогут им начать применять систему, проследят за соблюдением регламентов работы с CRM-системой.

Стоимость часа работы консультанта по внедрению по прежнему в диапазоне от 40 до 80 евро/час, как на втором этапе.

Если Вы решили отказаться от помощи на этом этапе, то очень желательно организовать старт своими силами, т.к. это ключевой этап и именно от него зависит – приживется ли CRM в Вашей компании.

Этап 6. Аудит проекта

Предела совершенства нет. Если после внедрения Вы решили, что в систему стоит внести дополнительный функционал, то полезно провести аудит выполненной на предыдущих этапах работы. Этот этап особенно полезен, если Вы изначально решили разбить внедрение на несколько стадий.

Аудит проекта обычно начинается спустя пару месяцев после старта. В процессе аудита оценивается степень достижения поставленных целей. Проводится сравнение эффективности работы до и после внедрения CRM. Определяются пути дальнейшего сотрудничества.

На этом этапе вновь приходят на помощь бизнес-консультанты, стоимость которых такая же, как и на первом этапе, от 40 до 100 евро/час.

Техническая поддержка

Не забудьте уточнить стоимость технической поддержки. Она может быть включена в стоимость лицензий. Но возможно, что за техническую поддержку придется доплатить отдельно. Можно ориентироваться, что стоимость года технической поддержки не превышает 50% от стоимости лицензий.

Подведем итог

В таблице перечислены диапазоны стоимости услуг на каждом этапе внедрения.

Этап

Минимальная стоимость

Средняя стоимость

Максимальная стоимость

1

CRM-консалтинг, евро/час

40

70

100

2

Формирование технического задания, евро/час

40

60

80

3

Настройка системы, евро/час

20

40

60

4

Установка, евро за лицензию

0

300-400

1000+

5

Старт, евро/час

40

60

80

6

Аудит, евро/час

40

70

100

7

Техническая поддержка, % от стоимости лицензий/год

0

25

50

Поиграем с цифрами

Предположим, что Вы нуждаетесь в комплексном внедрении CRM. Т.е. придется нести все вышеперечисленные затраты.

  1. Предположим, что для Вашего случая потребуется работа одного консультанта и работы для него будет на 2 недели. Тогда стоимость первого этапа составит 5,5 тыс. евро.
  2. Допустим, для составления ТЗ потребуется 3-4 встречи, тогда стоимость ТЗ составит примерно 1,5 тыс. евро.
  3. Сказать, сколько времени займет доработка конфигурации CRM-системы, заранее никто не может. Из личного опыта скажу, что обычно это занимает около 180 часов. Т.е. стоимость этого этапа составит 7,5 тыс. евро.
  4. Допустим, Вам необходимо автоматизировать 10 рабочих мест, т.е. требуется 10 лицензий. Тогда, можем сделать вывод, что цена лицензий будет 3,5 тыс. евро (считаем 350 евро за лицензию), можем добавить сюда 1 тыс. евро на покупку сервера. Т.е. этап установки потребует 4,5 тыс. евро.
  5. Для старта проекта потребуется около 1 тыс. евро. Это займет в общей сложности два-три дня.
  6. Аудит проекта займет в общей сложности около недели и потребует примерно 2,5 тыс. евро.
  7. Техническую поддержку рассчитаем на один год, как 25% от стоимости лицензий. Получим округленно 1 тыс. евро.

Таким образом, общая сумма проекта составит 23,5 тыс. евро. Это не означает, что любое внедрение CRM-системы на 10 рабочих мест будет стоить столько. Эта цифра относится к «среднему» комплексному CRM-проекту. Возможно, Вам нужны не все этапы. Или в каком-то из этапов потребуется существенно больше затрат.

При расчете стоимости CRM можно опираться на приведенную диаграмму. Она построена из описанных выше цифр. Конечно, вовсе не обязательно, что для Вас затраты будут именно в таком процентном соотношении. Хотя для большинства CRM-проектов картина выглядит очень похоже.

Как повлиять на стоимость CRM

В мире все меняется, цены на CRM в том числе. Компания IRIS, занимающаяся внедрением корпоративных систем на базе CRM решений, постоянно изучает интересы своих клиентов, чтобы предложить лучшее.

На главной странице сайта IRIS http://iris-integrator.ru размещен простой опрос, приняв участие в котором, Вы можете повлиять на развитие наших предложений таким образом, чтобы они были более выгодными для Вас.

Исходя из результатов подобных исследований, компания IRIS регулярно пересматривает свои предложения, делает их более удобными для своих клиентов.

Комментарии

1
Бесплатно с Госзакупки

Ведение казначейского счета: начало работы, требования к предоставляемым подтверждающим документам

Казначейский счет — это специальный 71 счет, который открывается для учета бюджетных средств в рамках казначейского сопровождения.

Ведение казначейского счета: начало работы, требования к предоставляемым подтверждающим документам

Брокер ВТБ запустил голосовые рекомендации для инвесторов

Голосовые советы позволят инвесторам быстрее принимать решения о проведении наиболее выгодных сделок.

Расчетный счет

Расчетно-кассовое обслуживание для ИП: как найти свой идеальный тариф

Открытие расчетного счета — один из первых шагов для любого индивидуального предпринимателя. С помощью РКО ИП ведет безналичные расчеты, принимает оплату от клиентов на счет, переводит средства контрагентам и бюджету. Банки предлагают разные тарифы на расчетно-кассовое обслуживание, которые отличаются по стоимости и условиям. 

Расчетно-кассовое обслуживание для ИП: как найти свой идеальный тариф

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

15 курсов бренд-менеджера для начинающих 

Бренд-менеджер — это специалист в области маркетинга, который занимается продвижением бренда. Его задача: сформировать мнение у покупателей по продукту, услуге или самой компании, склонить их к приобретению. На всех этапах он должен следить за репутацией компании и торговой марки.

15 курсов бренд-менеджера для начинающих 
ПСН

Как совместить патент с УСН и что делать, если ИП превысил лимиты

Индивидуальный предприниматель теряет право на применение патентной системы налогообложения, когда его совокупный доход превышает 60 млн рублей. В таком случае нужно применять только УСН и пересчитать весь налог.

ЭДО

Хранение документов. На бумаге или в электронном виде? Затраты и риски

Документооборот — это настоящее и прошлое любой организации. В данном материале рассмотрим варианты форм хранения документа, сравним, какие затраты на это потребуются, обозначим преимущества того или иного метода хранения и возможные риски.

Хранение документов. На бумаге или в электронном виде? Затраты и риски
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Право

Как подписать соглашение NDA с самозанятым

Для нормальной работы самозанятому нужен доступ к конфиденциальной информации. Но плательщик НПД — не штатный работник, он не подписывает ЛНА компании и на него нельзя повлиять дисциплинарными мерами ответственности. Проблему может решить соглашение о конфиденциальности (NDA). Рассказываем, как его правильно оформить.

Как подписать соглашение NDA с самозанятым
Охрана труда

Новый порядок оказания первой помощи с 1 сентября 2024 года. Что нужно знать работодателю

С 1 сентября 2024 года вступает в силу новый порядок оказания первой помощи.

Новый порядок оказания первой помощи с 1 сентября 2024 года. Что нужно знать работодателю

Жителям ЕС запретили участвовать в обмене заблокированными акциями

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

НДС на УСН, выбор СНО, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН, выбор СНО, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
УСН

В законе о налоговой реформе-2025 в части УСН есть спорные моменты

Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ о совершенствовании налоговой системы России с 2025 года содержит много изменений и новшеств по УСН. Уже сейчас возникают вопросы, как их применять и трактовать на практике.

Куда не движется движимость

Рассуждение на одну из вечных тем в налоговом праве: переквалификация налоговыми органами движимого имущества в недвижимое.

Куда не движется движимость

Что такое амортизация облигаций и зачем инвестору про нее знать

Облигация — это долговая ценная бумага, по которой эмитент (тот, кто выпускает такую ценную бумагу) получает денежные средства в долг от инвестора. Взамен эмитент гарантирует, что выплатит инвестору в определенный срок стоимость облигации (номинал) и процент за пользование средствами (купонный доход) в будущем. Величина прибыли, которую инвестор получает в результате вложений в облигации, называется доходностью облигаций.

Что такое амортизация облигаций и зачем инвестору про нее знать
ПСН

Отказ от патента не отменить, как считать лимит для ПСН, особенности учета при переходе с УСН: что нужно знать бухгалтеру и ИП

ПСН на первый взгляд простой режим, но есть много нюансов. Разбираем три ситуации, в которых путаются бухгалтеры и ИП.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Прямые и косвенные расходы: пересмотрите их перечень, чтобы законно экономить на налоге на прибыль

Проверьте, верно ли вы классифицировали расходы на прямые и косвенные. Основная сложность в том, что Налоговый кодекс позволяет самостоятельно определять их перечень. Причем неверное распределение, а также некорректные положения учетной политики, могут привести к многомиллионным доначислениям. В статье рассказали, на что обратить внимание при распределении затрат с учетом актуальной судебной практики.

Прямые и косвенные расходы: пересмотрите их перечень, чтобы законно экономить на налоге на прибыль

На Новый год-2025 каникулы продлятся 11 дней

Вышел проект постановления Минтруда о праздничных днях в 2025 году. На майских россияне будут отдыхать восемь дней, а в Новый год — 11 дней.

ФСБУ

Поступление аренды в 1С отражают как услугу или услугу аренды: от чего зависит

Заполнение в 1С поступления предметов аренды как просто услуг или услуг аренды зависит от статуса компании и сдачи их в субаренду.

ОСАГО

На маркетплейсе Сбера водители купили 534 тысячи полисов ОСАГО

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе.

Общество

Для автопутешественников подготовили 50 маршрутов

К 2030 году число туристических поездок на автомобилях вырастет с 26 млн до 50 млн.

Интересные материалы

Где юридической компании мониторить отзывы в интернете

Порядка 77% пользователей мониторят отзывы перед тем, как обращаться в юридическую компанию. Поэтому юридическим компаниям необходимо следить за упоминаниями в сети интернет и работать с отзывами клиентов. Выделю несколько основных интернет-площадок, на которые стоит обращать внимание.