Вопросы организации справочника «Контрагентов» в базах данных

С течением времени совершенствуются платформы, разрабатываются новые типовые конфигурации и отчеты, дополняющие наши привычные базы данных новыми полезными возможностями. Но некоторые проблемы постоянно сопровождают нас, невзирая на научно-технический прогресс. Одной из таких проблем является справочник «Контрагенты» любой конфигурации.

С течением времени совершенствуются платформы, разрабатываются новые типовые конфигурации и отчеты, дополняющие наши привычные базы данных новыми полезными возможностями. Но некоторые проблемы постоянно сопровождают нас, невзирая на научно-технический прогресс. Одной из таких проблем является справочник «Контрагенты» любой конфигурации. С течением времени он обрастает дополнительными папками, появляются сотни и тысячи новых элементов. И здесь начинается проблема «дублей». Причем она одинаково неприятна для любых конфигураций: Бухгалтерии, Торговли, и других, в том числе созданных «с нуля». Наличие дублей чревато множеством проблем. Рассмотрим простой пример:

Имеется стандартный справочник «Контрагенты». В бухгалтерии появляется счет на оплату от ООО «Компания Квазар». Человек начинает искать контрагента в справочнике и не находит, после чего заводит этого контрагента в базу. И вот здесь начинаются проблемы. Записать его можно множеством способов:

  • Компания Квазар
  • ООО Компания Квазар
  • ООО Квазар
  • ООО «Компания квазар»
  • «Квазар»
  • Квазар Компания ООО

    Для простодушной и наивной программы 1С все эти наименования будут разными. Более того – наличие или отсутствие дополнительного пробела также делает элементы разными. После этого, сотрудник, оформляющий поставку от данного контрагента должен последовательно попробовать любую из этих комбинаций, чтобы найти это предприятие. Доводы оппонентов типа «а он вспомнит, он найдет и т.д.» отметаю сразу. А если контрагентов 10.000? А если сотрудник сменился? И таких «если» сотни.

    Ситуация значительно усугубляется, если в справочнике есть папки. В этом случае контрагенты будут повторяться не только в справочнике в целом, но и в папках. Вообще наличие папок в справочнике контрагентов мне кажется совершенно недопустимым. Поясняю. Папки призваны разделить контрагентов на группы по какому-либо уникальному признаку. Если признак не уникален (например, при наличии папок Поставщики и Покупатели контрагент является и тем и другим), то возникает коллизия. Штатные механизмы справочников 1С не позволяют регламентировать наличие одного и того же элемента в двух группах одновременно. Поэтому появляется несколько вариантов (допустим, у нас что-то приобрел наш поставщик, т.е. он уже есть в папке Поставщики):

  • Использовать контрагента из папки Поставщики, даже если в данной операции он является покупателем.
  • Добавить такого же контрагента в папку покупателей

    В первом случае папки перестанут иметь смысл вообще, поскольку контрагенты перестают соответствовать данным признакам (Поставщиков и покупателей). Второй случай еще хуже – поскольку мы утратим возможность однозначно судить о состоянии взаиморасчетов с данным контрагентом (для выявления задолженности нужно будет поочередно формировать отчеты по обоим контрагентам). Пиковая ситуация, это когда использование папок Покупатели и Поставщики, накладываясь на неверное занесение контрагентов в базу, приводит к тому, что одинаковые контрагенты неоднократно повторяются (под различающимися наименованиями) в разных папках. Проще говоря, структура справочника станет такой:

    1. Папка Поставщики

    1.1. Квазар ООО

    1.2. Компания Квазар

    2. Папка Покупатели

    2.1. ООО Квазар

    В этом случае определение состояния взаиморасчетов становится уже не проблемой, а подвигом. Избежать этого можно несколькими способами, совместное использование которых делает защиту от дублей более эффективной. Рассмотрим данные способы в двух разрезах: организационном (все мероприятия могут быть реализованы пользователем самостоятельно) и техническом (внедрение специалистами дополнительных механизмов в штатный справочник контрагентов).

    1. Организационные мероприятия .

    1.1. Отказ от наличия папок в справочнике. Оптимально, если справочник одноуровневый. Если группировки действительно нужны, то для этого лучше использовать не папки, а именно штатные механизмы группировок (например, в конфигурации Торговля и Склад он есть, причем достаточно удобный). Для гарантии можно запретить создание папок на программном уровне, но это уже больше соответствует техническому разделу.

    1.2. Строго регламентировать (лучше приказом по предприятию) заполнение справочника «Контрагенты». Например: Первое слово в наименовании – ключевое. Затем следует описание организационной структуры, после этого наименование организационно-правовой формы, территориальной принадлежности и т.д. В наименовании не допускаются никакие знаки препинания, кавычки, апострофы и т.д. Т.е. ООО Компания Квазар будет любым сотрудником, знакомым с инструкцией однозначно разложена как: Квазар Компания ООО.

    Эти два мероприятия уже позволят существенно снизить вероятность появления дублей. Если в вашем справочнике на момент внедрения такой системы есть элементы, то их просто следует переименовать в соответствии с новыми правилами. После этого сотруднику, оформляющий приходный документ, будет достаточно набрать ключевое слово Квазар, чтобы найти контрагента. Понятно, что не все названия можно так однозначно трактовать. Но и это тоже решаемо. Главное – вычленить из названия предприятия ключевое слово-фразу. Нами даже специально разработана инструкция по формированию наименований справочников «Контрагенты», которая, будучи внедренной, на административном уровне, работала и до сих пор работает на многих сопровождаемых компанией предприятиях. В ней на множестве примеров подробно разъясняются правила заполнения (Например, банк «Альфа-Банк» таким и останется – Альфа банк, а вот Банк «Золотая казна» следует расписать как Золотая казна банк). Понятно такие слова как фирма, компания, предприятие и т.д. ставятся после ключевого слова-фразы.

    1. Технические мероприятия .

    Технические мероприятия вкратце сводятся к принудительной регламентации на программном уровне всех пунктов организационных мероприятий. А именно:

  • Запрет на создание папок
  • Запрет на запись элемента при наличии в наименовании кавычек, запятых и т.д.
  • Замена при записи наименования парных пробелов на одинарные.
  • Создание механизма контекстного поиска по наименованию (При попытке записи нового элемента программа выводит список предприятий со схожими наименованиями)
  • Вывод названий организационно-правовых форм (ООО, ЗАО) и структур (Компания, Фирма) в отдельные справочники. В форме элемента эти объекты будут находиться в разных ячейках, и из них будет сформировано общее наименование (для печатных форм). Т.е. Наименование: Квазар. ОПФ: ООО. Структура: Компания. Наименование для печатных форм: ООО «Компания Квазар».

    По схожей схеме можно организовать заполнение многих справочников: Номенклатуры, сотрудников и т.д. Если у вас возникли, какие то проблемы со справочниками, которые вы бы хотели обсудить, пишите нам, уверен, решение будет найдено. Понятно, что данная статья неактуальна для предприятий, с числом контрагентов меньше 200-300 (Хотя мне встречались и такие небольшие, «добрые снаружи, ужасные внутри» справочники, содержащие множество удобных папок, в которых плодились дубли).

    С уважением, Колясников Сергей

    ООО Внедренческая компания "Урал-Софт". Екатеринбург. Август 2004г.
    Сопровождение, обучение, консультации 1С через Интернет.
    http://ural-soft.ru/
    online@ural-soft.ru

  • Начать дискуссию

    Изменились правила по ведению электронной торговли

    Теперь у компаний появится право продавать товары физлицам с использованием бондовых складов. Оператор электронной торговли будет обеспечивать взаимодействие интернет-площадок с таможенными органами.

    Штрафы до 300 000 рублей за сбор данных через гугл-формы и другие нюансы ФЗ №152

    Разбираемся, в каких случаях можно вести гугл-таблицы с базами данных клиентов и собирать сведения о них через гугл-формы, а в каких — нет, и какие последствия грозят тем, кто нарушает закон. 

    Штрафы до 300 000 рублей за сбор данных через гугл-формы и другие нюансы ФЗ №152
    НДС

    ФНС обновила безопасную долю вычетов НДС за II квартал 2024

    Федеральная налоговая служба 18 июля опубликовала обновленные отчеты по форме 1-НДС по состоянию на 01.05.2024. Это сводный в целом по России и в разрезе регионов отчеты.

    Курсы повышения
    квалификации

    18
    Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
    Пенсии

    Многодетные отцы-одиночки смогут выходить на пенсию раньше

    Депутаты хотят дать отцам-одиночкам право на досрочную пенсию. Пока что такие привилегии есть только у многодетных матерей, которые самостоятельно занимаются воспитанием детей.

    Интервью

    Евгений Коваленко: У меня очень большие амбиции

    Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». На этот раз мы пообщались с Евгением Коваленко, предпринимателем, инвестором и создателем компании VEROL, которая успешно торгует на маркетплейсах.

    8
    Маркетинг

    После обеления блогеров рынок вырос до 21,3 млрд рублей

    Большинство рекламных агентств расшили штат сотрудников и повысили зарплаты на 13%.

    Опытом делятся эксперты-практики, без воды

    🔥 Законодатели озаботились проблемой разделения земельных участков для расчета НДФЛ 🔥

    Принят новый закон от 22.07.2024 № 193-ФЗ «О внесении изменения в статью 217.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

    Вклады

    Депозиты россиян достигли почти 50 трлн рублей

    Банки предлагают высокие ставки по вкладам. От капитализации процентов клиенты уже заработали порядка 1,5 трлн рублей.

    Как оформить возврат товара, если после его реализации поменялся налоговый режим

    Если реализация товара произошла при одной системе налогообложения, а на момент возврата она поменялась, то возникает масса вопросов. Непонятно, как осуществить возврат на ККТ и как отразить в отчетности эту операцию. Рассказываем, как оформить возврат товара в такой ситуации.

    Как оформить возврат товара, если после его реализации поменялся налоговый режим
    Кадры

    4 способа легального сотрудничества с внештатным персоналом

    Разбираем все легальные способы сотрудничества с внештатниками и рассказываем, какие договоры оформлять в каждом случае.

    4 способа легального сотрудничества с внештатным персоналом

    Капвложения в ОС облагаются налогом на имущество. Но не всегда

    По ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» после приведения объекта капвложений в состояние и местоположение, в которых он пригоден к использованию, капвложения считаются основными средствами. Но это может быть отдельный инвентарный объект.

    Как предприниматель может законно сэкономить на налогах

    Подавляющее большинство предпринимателей постоянно находятся в поиске способов сократить налоговую нагрузку. Это можно сделать легальным способом с обязательной оценкой рисков.

    Зарплата

    Минтруд хочет установить МРОТ на уровне 22 440 рублей

    Минимальный размер оплаты труда с 2025 года вырастет на 16,6%.

    ПВЗ и маркетплейсы: партнеры или противники

    Летом 2023 года были приняты Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с пунктами выдачи заказов (ПВЗ), чтобы в рамках саморегулирования стороны могли наладить отношения.

    ПВЗ и маркетплейсы: партнеры или противники

    Перенос майнинга в правовое поле обеспечит бюджету 50 млрд рублей в год

    Майнеры могут принести около 240 млрд рублей чистой ликвидности в цифровых валютах.

    Импорт

    Вырос спрос на услуги по финансовому сопровождению импортеров

    Участники внешнеэкономической деятельности выбирают компании с официальным представительством в Китае, чтобы избежать проблем с оплатой поставок.

    Майнеров и нотариусов обязали соблюдать антиотмывочный закон

    Сведения о подозрительных операциях майнеры и нотариусы будут передавать в Росфинмониторинг.

    Права потребителей

    Оформление уголка потребителя

    Оформление уголка потребителя — специально организованное место, где потребители могут получить информацию о товарах и услугах, а также о правах и защите своих интересов.

    Кто и как должен применять ПБУ 18/02

    Разбираемся, кто и зачем должен применять ПБУ 18/02.

    Кто и как должен применять ПБУ 18/02

    Интересные материалы

    Что включить в декларацию по прибыли налоговым агентам

    Налоговым агентам обязательно нужно заполнить подраздел 1.3 раздела 1 и Лист 3 декларации по налогу на прибыль. Сдать документ нужно до 25 июля.