Многие предприятия, стремящиеся выйти на рынок электронной коммерции, уже имеют учетную систему, построенную на базе популярной платформы 1С:Предприятия 8.0, 8.1 или только выбирают платформу для создания такой учетной системы.
Цель предлагаемой статьи – показать, какие возможности предоставляет 1С:Предприятие 8 для создания средств электронной коммерции.
Специально для интеграции WEB и 1С:Предприятие 8, фирмой 1С выпущен инструмент 1С:Предприятие 8.0. Web-расширение 1.1., который позволяет создавать Интернет-магазины любой сложности и с очень развитым сервисом для покупателей.
Очень важно, что Интернет-магазин может быть интегрирован практически в любую конфигурацию (управление торговлей, УПП, бухгалтерия) и с одинаковым успехом работает с конфигурациями для России и Украины, так как все регионально зависимые данные: валюты, курсы, ставки НДС, Интернет-магазин получает из конфигурации 1С.
Ниже будет описано реальное приложение - оптовый Интернет-магазин, реализованный для конфигурации «Управление торговлей для Украины, редакция 2.2».
Требования к оптовому Интернет-магазину
- Интернет магазин должен работать в режиме on-line
- Вся информация на сайте должна быть актуальной на текущий момент времени;
- все изменения, сделанные пользователем (сформированные, измененные заказы и т.д.), должны немедленно отображаться в учетной системе и быть доступны менеджерам для дальнейшей обработки;
- ни один сформированный/измененный пользователем документ не должен остаться незамеченным менеджерами магазина;
- после проведения документов менеджером, пользователь Интернет-магазине не может изменять и удалять документы;
- Сервис
- Помимо возможности сделать заказ, пользователь должен получить доступ к аналитической информации о своей текущей задолженности с учетом сроков кредитов по документам; заказанным, но еще не поступившим товарам; исполнению заказов; товарам, находящимся на гарантии и т.д.
- пользователь должен получить удобный, функциональный интерфейс, интуитивно понятный не требующий для освоения специального обучения.
- Конфиденциальность
- Пользоваться магазином могут только зарегистрированные пользователи. Для каждого такого пользователя должна быть заведена запись в учетной системе предприятия, предварительно настроены условия работы (ценовая категория, валюта взаиморасчетов и т.д.), пользователю должны быть назначены Логин и Пароль для доступа к Интернет-магазину;
- пользователь получает доступ только к своему разделу информации – он не должен видеть данные других пользователей (взаиморасчеты, категории цен и т.д.);
- Автономность
- Учетная система предприятия не должна зависеть от работоспособности Интернет-магазина, т.е. в случае остановки сайта (обслуживание, модернизация и т.п.), менеджеры предприятия по-прежнему могут продолжать работать в учетной системе;
- все управление содержанием Интернет-магазина должно производится из учетной системы без привлечения WEB-программиста.
Структура оптового Интернет-магазина
Особенность оптового Интернет-магазина, является то, что все его клиенты заранее известны и уже внесены в учетную систему предприятия. Поэтому для работы с Интернет-магазином им необходимо пройти авторизацию.
- Страница авторизации пользователя
Первым шагом при работе с Интернет-магазином, является прохождение пользователем авторизации. Только если пользователь правильно ввел Логин и Пароль, он допускается для дальнейшей работы с магазином.
Логин и Пароль, а так же дополнительные параметры, касающиеся авторизации и безопасности работы пользователя, настраиваются на вкладке WEB справочника 1С «Контрагенты».
>
- Главная страница
После прохождения авторизации, пользователь попадает на главную страницу. Первым делом система анализирует текущую задолженность контрагента с учетом сроков кредитов по документам и, в случае необходимости, выводит информационное окно с суммой долга.
Далее пользователь переходит к главной странице
Главная страница состоит из заголовка, главного меню и четырех информационных панелей: Прайс-лист, Горячие предложения, Новости и Акции.
Информационные панели
- Прайс-лист
Прайс-лист: пользователь может скачать прайс-лист (полный или «сток») в своей ценовой категории в формате Microsoft Excel (архив Zip).
- Горячие предложения
Для каждого товара, представленного в разделе «Горячие предложения», доступна информация о цене (в ценовой категории клиента), остаткам (в зашифрованном или открытом виде), дате ожидаемой поставки, сроке гарантии. Прямо отсюда пользователь может положить товар в «Корзину», нажав на кнопку «В корзину»
или посмотреть дополнительную информацию о товаре с крупным фото (если есть), нажав на кнопку «Инфо»
Пример реализации в 1С Предприятии:
- Новости
Лента новостей, сгруппированная и отсортированная по датам |
Пример реализации в 1С Предприятии:
- Акции
Представлена информация от текущих акциях (нажав мышкой на банере акции, можно перейти на страницу с подробным описанием условий акции).
|
Если пользователь зарегистрируется в акции, то при каждом открытии страницы с акцией, он увидит список участников и свой рейтинг на текущий момент.
Условия акции, а также способ расчета рейтинга задается в справочнике «Акции» в 1С Предприятии:
- Каталог товаров
Страница предназначена для просмотра каталога товаров с установленной для клиента категорией цен и остатками товаров (в зашифрованном или открытом виде), дате ожидаемой поставки, сроке гарантии, а также для формирования корзины заказа. В связи с тем, что в данном Интернет-магазине список номенклатуры очень велик,
использовался типичный для 1С:Предприятия иерархический способ представления каталога.
Остаток товара выводится в зашифрованном виде (можно вывести в открытом виде, для этого необходимо установить соответствующий флажок в настройке WEB контрагента в 1С)
Жирным шрифтом выделяются позиции, по которым ожидаются поставки, красным цветом – позиции, по которым цена уменьшилась за последние 2 дня.
Если по товару есть дополнительная информация, то в соответствующей строке видна пиктограмма «I», при нажатии на которую открывается информационное окно.
Если установлен флажок «Товары в наличии», то выводится только товар, по которому доступное количество (без учета резервов) больше Нуля.
Так же в «Сток» попадают позиции, по которым ожидается поставка
Для добавления товара в «Корзину», нужно дважды нажать мышкой на товаре или выбрать товар в таблице и нажать кнопку «В корзину»
- Поиск товаров
Позволяет найти товары каталога по Наименованию или Коду (или их фрагменту), а также добавить найденные товары в «Корзину».
- Ожидаемые поступления
Вывод и добавление в «Корзину» только товаров, которые размещены в заказах поставщикам (ожидаемые поступления)
- Корзина
«Корзина» - это предварительный заказ, заполненный и рассчитанный с учетом категории цен клиента, но еще не отправленный менеджеру. «Корзину» можно корректировать – удалять строки или изменять количество товара, при этом все суммы автоматически пересчитываются.
Товар в «Корзине» может находиться бесконечно, добавляться и удаляться. В случае изменения цен выбранных товаров в прайс-листе фирмы, цены и суммы в «Корзине» автоматически пересчитываются.
Когда «Корзина» сформирована и клиент готов сделать заказ, он выбирает удобный для него способ доставки (если необходимо) и нажимает кнопку «Отправить заказ менеджеру».
После подтверждения заказа, «Корзина» очищается, формируется новый заказ и пользователь перенаправляется на страницу заказов.
Далее в 1С формируется уведомление о появлении нового заказа.
Это уведомление получают только те менеджеры, которые находятся в списке менеджеров, получающих уведомление при создании WEB-заказа для данного клиента.
- Заказы
Журнал заказов предоставляет пользователю полный список всех его заказов за любой период и дает информацию о текущем состоянии каждого заказа.
В первой колонке «С» виден статус документа: проведен, не проведен, помечен на удаление.
Журнал можно просмотреть за любой период
Если заказ еще не проведен, пользователь может пометить его на удаление.
Заказ можно открыть в режиме просмотра
- Полный журнал
Полный журнал работает аналогично журналу заказов, но выводит все документы контрагента.
Пользователь может увидеть суммы документов и ответственных менеджеров, но сам документ открыть не может.
- Отчеты
В представленном Интернет-магазине представлено 5 основных отчетов, касающихся работы оптовых покупателей:
- Товары в заказах
Отчет показывает заказанные пользователем, но еще не доставленные товары и сроки ожидаемой поставки.
- Баланс контрагента
Основной отчет по взаиморасчетам с контрагентом – позволяет увидеть все расчеты за любой период, при необходимости можно развернуть отгрузки по товарам.
/>
- Отчет по кредитам
Если в договоре с контрагентом предусмотрен кредит на оплату (глубина кредита в днях), то с помощью этого отчета пользователь увидит свой реальный долг на любую дату (в том числе в будущем) с учетом просроченных и не наступивших кредитов.
Обратите внимание, что реально простроченной является сумма 629,64 UDS, по jстальным документам срок оплаты наступит только 07.08.2008 и 11.08.2008.
Именно сумма 629,64 UDS отразится при входе пользователя на главную страницу магазина, а сумма 807,04 USD будет итоговой в отчете «Баланс контрагента» на 05.08.2008.
- Товары на гарантии
Выводит перечень товаров, принятых у пользователя по гарантийным обязательствам, а также состояние принятого товара и информация о текущем этапе гарантийного обслуживания.
- Проверка серийного номера
Пользователь может проверить по серийному номеру, приобретал ли он товар в этом Интернет-магазине.
Заголовок
Традиционно в заголовке web сайта размещается общая информации о фирме: контакты, вакансии и т.д.
Пример страницы «Контакты»:
Используемы технологии
Учетная система предприятия построена на базе 1С:Предприятие 8.0.13, типовая конфигурация «Управление торговлей для Украины, редакция 2.2». Web сервер и сервер приложений организованы на базе Windows 2003, web-сайт - технологии ASP.NET. В качестве инструментов разработки были использованы Microsoft Visual Studio .NET 2003 и 1С Предприятие 8.0 Web расширение 1.1.
Сферы применения
Представленный проект помимо Интернет-магазина, по сути, предоставляет собой развитый web-интерфейс системы заказов предприятия. При необходимости он может быть дополнен web-интерфейсом, например, руководителя для осуществления общего контроля за деятельностью предприятия, или web-интерфейсами филиалов, или менеджеров для удаленной работы с учетной системой.
По аналогии с оптовым Интернет-магазином создается и розничный, который, в целом, работает аналогично, и отличается лишь системой авторизации пользователей.
При создании интерфейса web-сайта магазина, могут использоваться любые элементы web дизайна и авторского стиля, если предприятие-заказчик уже имеет web-сайт или его макет.
Используемые технологии позволяют организовать удаленное обслуживание, при котором все необходимые изменения производятся и тестируется разработчиком на своих мощностях, и только после этого обновляется рабочее приложение.
Вопросы безопасности работы WEB-приложения
Доступ через Интернет к учетной системе предприятия дает практически неограниченные возможности для предоставления пользователям современного сервиса. В то же время, создание такого доступа, требует от разработчика особых мер для обеспечения безопасности работы приложения в целом, и также при доступе к конфиденциальной информации конкретных пользователей. Для этого на всех этапах: разработке, разворачивании и администрировании, создается многоуровневая система безопасности. Основные принципы такой системы будут рассмотрены в статье, специально посвященной этой теме.
Начать дискуссию