Бюджетирование как механизм сохранения стабильности бизнеса

В статье рассказывается, как система бюджетирования предприятия, организованная с помощью программы "1С:Управление производственным предприятием 8", может помочь вести бизнес в период экономического кризиса, моделировать различные варианты развития событий с целью достижения наилучших финансовых показателей.

В статье рассказывается, как система бюджетирования предприятия, организованная с помощью программы "1С:Управление производственным предприятием 8", может помочь вести бизнес в период экономического кризиса, моделировать различные варианты развития событий с целью достижения наилучших финансовых показателей.

В кризис планирование критически важно

В периоды активного роста рынка, не всегда у предприятий есть необходимость постоянного и четкого планирования. Еще не так давно мы часто слышали такие утверждения:

  • "Зачем планировать объемы продаж? - Сколько произвели - столько и продали".
  • "А объемы закупок? - Есть потребность - осуществляем закупку товаров и материалов".
  • "План движения денежных средств? - Можно "на глазок" прикинуть, что нужно сделать для положительного денежного потока, в крайнем случае, всегда можно взять недорогой кредит и устранить кассовый разрыв".
  • "Планирование доходов и расходов? - В период роста основным показателем деятельности может являться скорость роста и доля рынка".

Но наступил кризис - спрос падает, кредиты становятся безумно дорогими. И вот в такой ситуации вопрос планирования показателей деятельности предприятия становится критически важным. Необходимо постоянно планировать и отслеживать финансы: сможем ли мы обеспечить производство материалами, сможем ли мы расплатиться с поставщиками и кредиторами, сможем ли мы выплатить заработную плату. Дать ответы на эти вопросы способна внедренная на предприятии система бюджетирования.

С самого начала хочется определиться, что же такое система бюджетирования. В тот момент, когда от отдельных планов (таких как планы продаж, закупок, движения денежных средств, затрат и т.д.) мы переходим к единой системе планирования с возможностью постоянного контроля отклонения фактических показателей от плановых, можно говорить о создании системы бюджетирования на нашем предприятии.

Как же система бюджетирования помогает вести бизнес и достичь наилучших результатов?

Правильно организованная система бюджетирования дает ответ на вопрос "как достичь поставленных целей предприятия, опираясь на контролируемые показатели". Мы хотим обеспечить определенный объем прибыли по итогам года? Необходимо спланировать многие параметры: объем продаж, объем закупок материалов и товаров, себестоимость производимой продукции, объемы финансирования. При этом нужно заплатить зарплату, рассчитаться с поставщиками, заплатить налоги. Сбалансировав эти (и многие другие) показатели мы можем понять, как должно работать наше предприятие, чтобы достичь поставленной цели (и достижима ли она). Причем, получив список показателей и их планируемые значения, менеджмент предприятия должен иметь возможность оперативно следить "всё ли идет по плану" (проводить план-фактный анализ) и в случаях отклонения плановых показателей от фактических, активно анализировать причины отклонения и то, как они могут повлиять на достижение конечной цели. После проведения анализа, необходимо корректировать все планы с учетом новой информации (реальных фактических данных). Имея работающую систему бюджетирования, руководитель понимает, что все под контролем и ничего не упущено. В условиях колоссального количества показателей, которые необходимо планировать и отслеживать, невозможно организовать грамотную систему бюджетирования без автоматизации.

Вопрос, какой программный продукт выбрать для автоматизации системы бюджетирования каждый решает сам. Огромным достоинством программного продукта "1С:Управление производственным предприятием 8" является возможность в рамках одной программы осуществлять и планирование показателей, и автоматическое их сравнение с фактическими данными управленческой системы. В числе возможностей и инструментов, которые предоставляет подсистема бюджетирования:

  • Простой и мощный механизм формирования отчетов
  • Количество показателей бюджетов в программе не ограничено - пользователь может добавлять произвольные. Можно применять самые разнообразные методики построения бюджетов не внося изменений в программу.
  • Формирование различных версий бюджетов
  • Одни и те же бюджеты могут строиться в разрезе различных сценариев (как пример, пессимистичный, оптимистичный, реалистичный), могут создаваться бюджеты с разной детализацией по периодам (месячные, квартальные, годовые и т.д.) и разной аналитикой (с расшифровкой показателей до конкретных контрагентов, позиций номенклатуры, проектов и т.д.)
  • Оперативное получение данных
  • Подсистема "Бюджетирование" в "1С:Управление производственным предприятием 8" может использоваться самостоятельно или совместно с другими подсистемами. Используя ее совместно с другими подсистемами (Бухгалтерский учет, Управление торговлей, Управление производством, Управление запасами и т.д.) мы можем максимально оперативно формировать бюджеты на основе данных из различных подсистем и осуществлять сравнение показателей бюджетов с фактическими (план-фактный анализ).
  • Автоматизированный ввод данных
  • В подсистеме "Бюджетирование" включены удобные механизмы, упрощающие ввод больших объемов данных. Например, с помощью обработки "Пакетный ввод данных" (Рис.1) можно ввести документы со схожими реквизитами за определенный отрезок времени.

Рисунок 1. Обработка "Пакетный ввод бюджетных операций"

В подсистеме бюджетирования "1С:УПП" реализовано мощное средство автоматизированной подготовки бюджетов - "Расчет по модели бюджетирования". С помощью этой обработки можно настроить формирование бюджетных показателей на основе данных (плановых или фактических) из любых подсистем программы.

Подсистема бюджетирования позволяет сформировать самые разнообразные отчеты, которые помогут руководителю предприятия и плановой службе получать информацию быстро и в любых необходимы разрезах. Среди них есть встроенные отчеты, которые разработаны с применением самых популярных показателей финансового менеджмента.

Например, в программу уже встроен отчет "Агрегированный аналитический баланс" предприятия (Таблица 1). Причем, мы можем рассчитать показатели как фактической деятельности нашего предприятия ("взгляд в прошлое"), чтобы проанализировать эффективность нашей работы за какой-то период, а можем рассчитать этот баланс и на основании запланированных данных. Тогда мы получим комплексную картину состояния нашего предприятия в будущем, что очень важно в кризисные периоды. Можно сформировать несколько вариантов, чтобы обыграть различные сценарии развития экономической действительности.  

Агрегированный аналитический баланс (Aggregated balance sheet)

за период с 01.09.2008 по 1.10.2008.

Основной квартальный (НГ. К)

    Таблица 1

Рисунок 2. Отчет "Анализ ликвидности баланса"

В программе можно сформировать отчет "Анализ ликвидности баланса" (Рис.2). И снова мы можем проанализировать как фактические результаты нашей деятельности, так и плановые результаты.

Анализ ликвидности баланса позволит провести оценку кредитоспособности организации, т.е. ее способности своевременно и в полной мере рассчитываться по своим обязательствам. Таким образом, возможно обыграть различные сценарии ведения экономической политики компании в период кризиса, добиваясь максимальной платежеспособности.

Показатели, которые используются руководством для анализа наиболее часто, можно получить с помощью отчета "Финансовый расчет" С помощью именно этого отчета пользователь может анализировать свой набор заданных показателей и отслеживать динамику их изменений. Например, рассчитать показатели прибылей и убытков в соответствии с конкретным вариантом плана на квартал (включая такие показатели как маржинальный доход, операционная прибыль и операционный рычаг). Данная информация крайне важна в период экономической нестабильности, например, важен параметр маржинальной прибыли. Прямые затраты осуществляются непосредственно по каждому виду продукции, а накладные расходы - в рамках всего предприятия, следовательно, разница между отпускной ценой продукта и прямыми затратами на его производство может быть представлена как потенциальный вклад каждого продукта в общую прибыль компании. Другими словами, маржинальная прибыль - это предельная прибыль, которую может получить предприятие от производства и продажи конкретного вида продукции. Имея данную информацию, можно ответить на вопрос, а что выгоднее производить сейчас или в ближайшем будущем.

 Еще одна немаловажная особенность подсистемы бюджетирования в "1С:Управлении производственным предприятием 8" заключается в потенциале работы со множеством валют - это значимо сейчас, в условиях быстрого изменения курсов. Это дает возможность запланировать ряд сценариев бюджета под различные возможные соотношения валют.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что бюджетирование в период кризиса та самая "палочка выручалочка", которая может позволить планировать деятельность предприятия, рассчитывать, достигаются ли наши цели при тех или иных плановых показателях, автоматически отслеживать выполняются ли планы и при необходимости их оперативно корректировать. Это позволяет руководителю даже в период экономического кризиса добиваться стратегических целей в финансовой политике компании.

По словам Ивановой И.Ю., заместителя генерального директора по финансам компании МОЗ ВНИИМЕТМАШ: "Внедрение бюджета движения денежных средств позволило нам повысить ликвидность предприятия за счет более детального и оперативного контроля статей прихода и расхода денежных средств. Теперь мы можем планировать свои средства на долгосрочные периоды и выявлять возможные кассовые разрывы или, наоборот, свободные средства. Ежемесячный анализ исполнения бюджета не требует особых трудозатрат, что особенно приятно"

Начать дискуссию

Банки

Центробанк будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС, надо уведомлять управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Интересные материалы

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.