Автоматизация учета

Особенности национальной автоматизации

На Западе, не в пример России, развита такая система, когда в пакет услуг какой-нибудь фирмы, например, разрабатывающей программное обеспечение, входит еще и обучение клиентов. У нас, к сожалению, все иначе – потребителю приходится сидеть ночами напролет над поистине льватолстовскими томами инструкций по применению и упорно постигать азы в одиночку. В особенности это касается бухгалтерских программ.

На Западе, не в пример России, развита такая система, когда в пакет услуг какой-нибудь фирмы, например, разрабатывающей программное обеспечение, входит еще и обучение клиентов. У нас, к сожалению, все иначе – потребителю приходится сидеть ночами напролет над поистине льватолстовскими томами инструкций по применению и упорно постигать азы в одиночку. В особенности это касается бухгалтерских программ.

Оксана МАРКЕЧКО

Бухгалтер обычно старается не вникать в тонкости программного обеспечения. Ему легче оставить все так, как есть, не углубляясь в жуткие подробности и нюансы какой-нибудь Fabo Pro или Scala. Порой просто от боязни сделать что-нибудь не так, сломать компьютер, запутаться в системных лабиринтах. А системщики, которые устанавливают купленные программы для организаций, обычно объясняют клиенту при установке только самое необходимое. И крайне редко эти объяснения до конца понятны простому смертному, не владеющему священными тайнами программирования.

Внедренцы, конечно, стараются донести до покупателя истину, но за несколько часов это сделать практически невозможно, и чаще всего всезнающие программисты не в состоянии доступно передать свои знания покупателю. Последнему остается только копаться в томах инструкций и пояснений в надежде когда-нибудь найти нужную информацию, а на это уходит огромное количество драгоценного времени. Получается, что в большинстве случаев деньги, потраченные на приобретение дорогих программ, не окупаются из-за того, что используются далеко не все возможности приобретенных версий. Это все равно что использовать пианино в качестве подставки для цветочных горшков. Но есть и счастливые исключения.

Сегодня практически каждая крупная фирма, владеющая разветвленной сетью филиалов, стремится автоматизировать производство. А с единой программной системой проще следить за финансовыми операциями в других городах. С главным бухгалтером одной из таких организаций, московского представительства компании «Гардиан», Валентиной Закамской, нам удалось встретиться и поговорить.

По словам Валентины, для организации, которая работает на территории всей страны, проблема автоматизации производства – это действительно проблема. Во-первых, сложно внедрить единое программное обеспечение на всех предприятиях, которые находятся в разных уголках России. А во-вторых, еще сложнее обучить персонал компании, ведь для этого требуются немалые финансовые вложения.

– Сеть наших дилеров разбросана по всей стране, в том числе представительства в Москве, в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Рязани, Казани, Чебоксарах, Тюмени, Сочи. Север, юг, восток и запад – одним словом, мы охватываем все возможные направления, сам наш завод находится в городе Йошкар-Ола. Компания существует более десяти лет. У нас разделены все службы, и когда мы открывали представительство в Москве, нам потребовалось программное обеспечение. Можете себе представить: там – производство, здесь – бухгалтерия, а вот – склад и продажа. Хотелось бы автоматизировать все участки и направления и объединить их. Но в нашей ситуации нужна не только программа.

Нужно, чтобы в компании был специалист, который смог бы следить за всеми процессами автоматизации. Поэтому мы начали искать возможность обучить всем этим тонкостям именно своего человека. В принципе, у нас есть несколько вариантов того, как это можно сделать. Но, сами понимаете, привести всю компанию в какой-нибудь учебно-методический центр и посадить за парту – нереально. Слишком дорогое удовольствие. На это уйдет очень много времени и денег, а вопрос стоит достаточно остро – у нас очень много конкурентов.

Я помню на собственном опыте, как сидела часами за компьютером и не знала даже, куда позвонить и у кого спросить, когда обнаруживала совершенно непонятные вещи. Доходило чуть ли не до слез – на балансе оставались основные средства, их нужно было вести, а налоговый и бухгалтерский учет ведутся по-разному. На бумаге одно: ты просто записываешь себе – и все, а с компьютером, грубо говоря, нужно знать, куда нажать.

Но это еще не значит, что с бумагой проще. Это заблуждение многих бухгалтеров, которые за тридцать лет работы настолько привыкли заполнять бланки ручкой, что иной системы не могут себе представить. Лучше один раз постараться и научиться работать с компьютерными программами, для того чтобы потом не мучиться всю оставшуюся жизнь. И, к слову сказать, возраст – вовсе не помеха. Приведу смешной пример. Моя знакомая бухгалтер недавно пришла ко мне с просьбой объяснить ей, как работать с компьютером, какими программами пользоваться. Я что смогла объяснила. Так вот, теперь она не может оторваться от монитора, как ребенок радуется и удивляется тому, до чего дошел прогресс. А ей 54 года!

Да и я еще застала те времена, когда груды бумаг пылились в огромных шкафах и приходилось убивать уйму времени на то, чтобы найти что-то нужное. Сейчас все изменилось, и это здорово – нужно этим пользоваться.

Стихийное внедрение

Денис Савченко, специалист внедренческого центра «1С: Бухучет и Торговля»:

– На многих отечественных предприятиях автоматизация проводится не по заранее составленному плану, а стихийно. При этом отсутствует четко сформулированная цель и видение автоматизированной системы в будущем.

Как правило, «стихийное» внедрение начинается с внезапно возникшего желания у руководства или какого-либо сотрудника компании «что-нибудь автоматизировать». В некоторых случаях данная «задача» доводится до своего программиста, который зачастую не обладает необходимой для этого квалификацией. А чаще - до первой выбранной наугад фирмы.

Результаты обычно плачевны. Организация получает нечто, что удовлетворяет сиюминутные потребности, но не складывается в систему. В большинстве случаев, к сдаче НДС или квартального баланса, выясняется, что себестоимость не списывается, на складе значительная недостача, а дебиторская задолженность, по данным разных отчетов, расходится в разы.

Внедренцы оправдываются, что эти моменты с ними не обсуждались, но за определенную сумму они готовы все исправить в «кратчайшие сроки». Многие заказчики попадаются и на эту удочку, чем еще сильнее усугубляют свое положение.

Начать дискуссию