Менеджмент

Управленческий учет.

Хотя основное внимание на этапе постановки управленческого учёта уделяется технической стороне (разработка или настройка компьютерных программ, выявление параметров управленческого учёта), всё же наиболее сложной задачей является возведение УП в систему. Часто это связано с тем, что в условиях становления бизнеса руководство больше внимания обращает на другие проблемы: снижение налоговой нагрузки путём использования различных схем; создание структур под отдельных людей. После того, как сформированный таким образом бизнес входит в стадию зрелости, руководство начинает больше внимания уделять \"тонким\" вопросам. Одновременно с этим оно приходит к пониманию того, как много денег в период становления \"ушло в песок\" из-за отсутствия продуманной системы управленческого учёта.

Основная задача. Бухгалтерский учет (БУ) использует (только!) такие категории, которые позволяют рассчитывать платежи в бюджет. Есть очень много понятий в управлении предприятием, которые для БУ чужды, например, для положения о бухучете (ПБУ) план производства - это не документ и никаких проводок с него не делается. Кроме того, есть много понятий, которые руководитель и бухгалтер трактуют по-разному, например запасы склада в бухгалтерии учитываются без НДС, а любой руководитель желает видеть их с учетом НДС, и т.д. Поэтому руководитель в своей ежедневной деятельности не может воспользоваться данными БУ. По большому счету ПБУ - это инструкция, как стать банкротом, а перед Управленческим учетом стоит принципиально иная задача. В небольших предприятиях вопросы оптимизации затрат (уменьшения платежей в бюджет) решаются увеличением теневого оборота. Первые документы с разделителем УПР я увидел в типовых решениях 1С-торговля 7.7. На самом деле разработчики 1С предложили инструмент для ведения двойной бухгалтерии. Просто документы с разделителем УПР не включаются в выгрузки для бухгалтерии и не появляются там. Но сами отчеты ФИН и УПР не отличаются по структуре и форме, хотя заполняются разными цифрами. Для небольших предприятий такое решение было приемлимо, но по мере роста капитала заниматься бизнесом в тени становится все труднее, а вопросы построения управленческого учета становятся академическими. Сегодня любое крупное предприятие - это корпорация, это несколько юридических лиц, которые ведут согласованную хозяйственную деятельность в какой - то области. Часто они находятся в разных городах, но принадлежат одному хозяину. Поэтому возникает потребность в качественной оценке результатов и принятых решений.

Оценки качества систем учета. В теории автоматического управления есть такое понятие: КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ. Оно выражается числом (всегда меньше 1), а отражает отношение фактического параметра к максимально возможному. Например, в городе допустимая скорость движения автомобиля 60 км/час. От дома до работы 15 км. На автомобиле этот путь должен занять 15 мин, но фактически получается 30 мин. Получим качество управления дорожным движением КУ = 0,5 (50%). Но, по пятницам вечером качество падает до 0,1-0,05 (усложняется задача, все едут на дачу, и система управления показывает неудовлетворительное качество). Поэтому при выборе системы управления предприятием необходимо усвоить, что любая система может отрабатывать с заданным качеством только до определенного уровня сложности. Я делал обзор корпоративных систем учета в статье: Корпоративный учет средствами 1c

Почему-то разработчики не публикуют качественных оценок для своих систем. От них можно узнать только о первоначальных затратах на рабочее место, и иногда об эксплуатационных затратах (обычно заниженных). Вопрос методики расчета качества управления - это тема для отдельной работы, а наша задача рассмотреть правила построения управленческого учета.

Управленческий баланс. В русском значении слово БАЛАНС - это равновесие. А первоначальное (balans sheet) переводится как ТАБЛИЦА ОСТАТКОВ. Управленческий баланс (УБ) состоит из активов (все, что можно сегодня продать) и долговых обязательств (пассивов). Разница между ними - это собственные средства.(последнее время их называют чистыми активами). В некотором смысле УБ - это ответ на вопрос: "Сколько денег останется, если сегодня ликвидировать предприятие?". Его обычно составляют раз в декаду.

Табл1. Управленческий баланс предпреятия.

Статьи баланса/даты На начало мес. На 10-ое число На 20-оечисло На конец мес.
Основные ср-ва
Запасы
Дебеторы
Активы:
200
50
50
300
200
60
50
310
200
40
50
290
200
40
50
290
Поставщикам
Рабочим
бюджету
Долг. обязательства:
50
10
20
80
79

10
89

35
10
20
66
35
10
20
65
Собственные ср-ва:
прирост
220

221
+1
224
+3
225
+1

В нашем примере качество управления = 1/3 = 0,33.

Из примера видно, что управленческий учет состоит из двух больших блоков: учета активов и учета долговых обязательств, причем требования этого учета не всегда вписываются в ПБУ. Например, предприятие закупило в Африке бананы и отправило их в С-Петербург морем. С точки зрения БУ нечего не произошло, еще не было таможенной процедуры, нет оснований приходовать на склад товар. Но для управленца очень важно продать этот товар еще до прихода в порт. Поэтому я встречал такие конструкции в управленческом учете, как склад с названием "Товар в пути", а каждое распоряжение на отгрузку списывает остатки этого склада. Причем на этом абстрактном складе ведется учет по партиям.

Консолидированный баланс позволяет для корпоративного предприятия свести разнородную деятельность дочерних фирм в одной таблице.

Табл2. Консолидированный баланс корпорации.

Статьи баланса/фирмы Предриятие1 Предриятие2 Предриятие3 Корпорация
Основные ср-ва
Запасы
Дебеторы
Активы:
200
50
50
300
100
60
50
210
50
40
50
140
350
150
150
650
Поставщикам
Рабочим
бюджету
Долг. обязательства:
50
10
20
80
15

10
25

21
10
20
51
86
20
50
156
Собственные ср-ва: 220 185 89 494

Прирост собственных средств можно контролировать так же. Анализ этих таблиц возможен при наличии истории вопроса, поэтому управленческий учет должен быть консервативным. Как же выбрать платформу для автоматизации управленческого учета? Попробуйте сделать в рамблере поиск по ключевому слову "управленческий учет". Ссылок будет много, но описаний внедренных решений не найдете. Лично я пришел к выводу, что для этих целей самая удачная платформа - 1С. Во всяком случае, когда надо было выбирать, мы выбрали ее. Вот что из этого получилось:
http://www.multicash.nm.ru

Хотя основное внимание на этапе постановки управленческого учёта уделяется технической стороне (разработка или настройка компьютерных программ, выявление параметров управленческого учёта), всё же наиболее сложной задачей является возведение УП в систему. Часто это связано с тем, что в условиях становления бизнеса руководство больше внимания обращает на другие проблемы: снижение налоговой нагрузки путём использования различных схем; создание структур под отдельных людей. После того, как сформированный таким образом бизнес входит в стадию зрелости, руководство начинает больше внимания уделять "тонким" вопросам. Одновременно с этим оно приходит к пониманию того, как много денег в период становления "ушло в песок" из-за отсутствия продуманной системы управленческого учёта.



С-Петербург, Казаков Сергей, 2002г.

Комментарии

6
  • Хранитель_врат
    Ага бухучет придумали чтоб отчеты в налоговую сдавать. Вот только откуда об этом знали в Венеции 500 лет назад.
  • Хранитель_врат
    описаний через рамблер Вы не найдете не потому что их нет, а потому что описания стоят денег.
    Задаром никто делится инфой не будет.
    А система лучшая та - которую знает команда внедрения и под которую существуют методики для специфики автоматизируемого предприятия.
    Если 1С такая дешевая и пригожая, то чтож НИ ОДНА западная фирма не использует её для управленческого учета, хотя бы в Рссии. Как бухгалтерию (только для ГНИ) - есть несколько прецендентов, но не больше.
    Во всем мире СТАНДАРТНЫЕ решения внедряют, а у нас все самопальными продуктами балуются, велосипед изобретаем.
  • Хранитель_врат
    Для того, чтобы \"деньги не уходили в песок\", надо всего лишь думать головой, а не задним местом, когда осуществляется \"постановка управленческого учета\". Нормальные внедренцы для того и нужны, чтобы сначала возвести УУ в систему, а уж потом \"уделять внимание технической стороне\" и делать конкретные шаги по практическому внедрению. Согласны? Тогда возведите, пожалуйста, в систему то, что Вы хотели сказать в этой статье, а потом делайте конкретные шаги по практическому опубликованию. По вопросам рекламы проекта multicash.nm.ru обращаться www.klerk.ru/about/?559
    ЗЫ: все это - всего лишь мое частное мнение