Трудности, возникающие при написании корпоративных систем силами программистов

Вообще говоря, решиться написать полноценную корпоративную систему, отвечающею всем (или хотя бы большей части) нуждам предприятия, способны только смелые люди. Ведь шаг этот достаточно рисковый. А при создании самой системы программисты обычно наталкиваются на такое количество "подводных камней", что чаще всего сама эта идея затухает в самом начале её реализации.

Вячеслав Ковалев,
jern@mcsa.ru

Вообще говоря, решиться написать полноценную корпоративную систему, отвечающею всем (или хотя бы большей части) нуждам предприятия, способны только смелые люди. Ведь шаг этот достаточно рисковый. А при создании самой системы программисты обычно наталкиваются на такое количество "подводных камней", что чаще всего сама эта идея затухает в самом начале её реализации.

О том, что лучше - использовать ли готовую систему, лишь настроив её для существующего учета на предприятии (либо наоборот, подстроив сам учет) или заняться разработкой собственной системы, мы спорить не будем. Поговорим лишь о тех, очевидных трудностях, с которыми придется столкнуться в процессе работы над системой. О самых очевидных, ибо на самом деле в каждом конкретном случае, их может быть великое множество, и зависят они от конкретной организации, налаженных или наоборот разлаженных внутренних процессов и даже от личных пристрастий тех или иных руководителей.

Для начала несколько тезисов, исходя из которых обычно и принимаются решения о написание корпоративной системы "внутри" предприятия, а не закупки и настройки готовой. Есть тут как субъективные, так и объективные факторы.

Один из первых факторов (который, может быть, как бы странно это не звучало, быть как субъективным, так и объективным) является то, что существующие на рынке системы не удовлетворяют руководство или конечных пользователей предприятия. Это может быть связано как с тем, что пользователи просто-напросто старается переложить ответственность с себя на программистов. Привыкнув работать в конкретной программе, они не испытывают особого желания обучаться новым навыкам и "просят" чтобы программисты написали что-то похожие, но может быть с улучшенным интерфейсом или с дополнительными, отсутствующими в конкретной сторонней программе, функциями. Конечно, такое далеко не объективное мнение, не может служить поводом для начала работ по написанию "внутренней" корпоративной системы, но зачастую случается именно так. Понятно, что прежде чем решиться на такой ответственный шаг, как написание достаточно сложной и требующий больших затрат системы нелишне досконально (насколько это возможно) изучить существующие на рынке предложения. А вот если действительно существующие программные продукты никак не вяжутся с логикой внутренних процессов предприятия, то стоит задуматься о разработке своего продукта. Да и в этом случае, может оказаться более приемлемым тот вариант, когда существующая на рынке система будет доводиться до "ума" после.

Почему так? Хотя бы потому, что пока программисты будут одолевать бастионы программирования, создавая сносную, рабочую версию программы, реализуя пока лишь основные, базовые принципы, та самая программа, от закупки которой отказались в начале может обзавестись необходимым отсутствующим модулем. Тогда возможно придется забросить собственную разработку и приобрести внешний продукт, который к тому же будет уже пригоден к коммерческой эксплуатации, в отличие от неготовой и сырой внутренней разработки. Двойные расходы.

Вообще надо изначально понимать, что разработка и внедрение сложной системы требует достаточно продолжительного времени, которое мерить нужно не месяцами, а годами. Какой бы не были квалификации программисты, разработка столь полномасштабных проектов, как корпоративная система, требует много времени. Пара-тройка лет, как минимум. Поэтому нужно иметь твердую уверенность, что за это время не появиться нужный вам продукт. И не будет ли это дешевле. Конечно, если разработка внутренней системы соизмерима только с зарплатой программистов, то может быть и невелика потеря. Но ведь потраченное время сотрудников - это тоже деньги.

Другой аспект. Часто программу пишут потому, что думают она будет лучше, чем существующие на рынке. Но дело в том, что те программы, которые и есть на рынке - они лучшие. Дело в том, что практически все существующие на российском рынке корпоративные системы имеют корни в таких же кулуарных разработках для конкретного предприятия. Но перед тем как эту систему купите вы, сторонняя программа прошла "откатку" на множестве других предприятий. А вот мучиться с вашей придется вам самим. Учиться дешевле на чужих ошибках.

Теперь о тех "подводных камнях", с которыми придется повоевать программистам. Самый существенный - изначально неверно рассчитанная стратегия написания программы. Может так оказаться, что на каком-то из этапов, окажется, что нужно делать совершенно другую программу. Меняются внешние и внутренние условия. Поэтому перед тем как начать само программирование надо хорошенько позаботиться о том, чтобы структура программы была как можно тщательнее обкатано на бумаге. При этом, даже если в программу нужно будет вносить коренные изменения, сам данный процесс должен быть оговорен еще до начала работы на программой.

Время. При написание больших проектов его нужно много. Желательно - неограниченно. А так как это не реально и понятно, что существуют определенные сроки, то время нужно планировать. Причем жестко и недвусмысленно. И дело не в том, чтобы не выбиться из определенного вначале работ графика. Скорее в том, чтобы выделенное время тратилось именно на то, что было запланировано. Глупо в ходе проекта менять язык программирования или тип сервера баз данных.

Профессионализм. На самом деле может оказаться, что качество написанного проекта будет зависеть не от того насколько профессиональны разработчики, а от верного управления разработкой самого проекта. И это, пожалуй, самый главный "подводный камень" на который наталкивались великолепные команды разработчиков. Программирование больших проектов не имеет никакого отношения к творчеству, это нудный ежедневный монотонный труд, где нужно лишь строго и досконально идти по заранее составленному маршруту. Не многие программисты готовы к этому.

Это конечно не полный перечень возможных проблем при написание больших корпоративных задач. Но мы надеемся, что данную тему продолжим в других статьях.

Начать дискуссию

Автоматизация учета

Распознавание корпоративных документов: как не утонуть в море бумаг

Мы подсчитали, что ручной ввод данных из типовых форм занимает у сотрудников 6–7 часов в день. Автономная система Smart Document Engine на смартфоне справляется с подобной задачей буквально за минуты. В этой статье мы расскажем о самых эффективных бизнес-кейсах применения нашей мобильной OCR.

Распознавание корпоративных документов: как не утонуть в море бумаг

Росфинмониторинг начнет контролировать крупные операции с драгметаллами

Участникам нелегального оборота драгоценных камней и металлов установят запрет на списание денежных средств с банковских счетов.

В ГПК может появиться глава о Службе финансового уполномоченного

Служба финансового уполномоченного (омбудсмена) подготовила концепцию внесения изменений в Закон о финуполномоченном и Гражданский процессуальный кодекс (ГПК).

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Аутстаффинг

Аутстаффинг иностранного персонала: мифы и реальность 

В условиях потребности в квалифицированных кадрах и оперативном решении задач возрастает популярность аутстаффинга. Однако вокруг этой услуги витает много мифов, которые порождают недоверие и страх. Развеем распространенные заблуждения об аутстаффинге иностранных работников, разберемся в правовой стороне вопроса и осветим реальные преимущества.

Аутстаффинг иностранного персонала: мифы и реальность 
Самозанятые

Почему опасно работать с самозанятыми? Как правильно оформить сотрудника

«Не работайте с самозанятыми!» — об этом кричат из каждого «утюга». Компании начали бояться платить самозанятым, даже в случаях, когда заключение договора с самозанятым обосновано. Хотя на самом деле, главное — не злоупотреблять.

Почему опасно работать с самозанятыми? Как правильно оформить сотрудника

Учет основных средств на УСН: гайд для бухгалтера

Применяя УСН «доходы минус расходы», можно уменьшить налоговую базу на стоимость основных средств, приобретенных или созданных своими силами, включая затраты по реконструкции и модернизации (пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК). Разберемся, какие действия помогут бухгалтеру правильно учесть основные средства для расчета налога.

Учет основных средств на УСН: гайд для бухгалтера
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Число легальных производителей БАД увеличилось на 86%

Число регистраций в системе «Честный ЗНАК» в несколько раз превысило количество выданных свидетельств о государственной регистрации производителей и импортеров биологически активных добавок.

Как получить субсидии при найме сотрудников

За трудоустройство некоторых категорий работников компания может получить до 75 000 рублей за каждого сотрудника. Разбираемся, что для этого нужно сделать, и какие ограничения для работодателей и сотрудников нужно учитывать. 

Как получить субсидии при найме сотрудников

Обучение управлению бизнес-процессами: 15 курсов в 2024 году

Бизнес-процессы — это повторяющиеся действия внутри компании, например: обработка заявки от клиента, прием на работу нового сотрудника или согласование договора с юристом. Эффективность работы организации напрямую зависит от того, насколько правильно разработаны и описаны алгоритмы операций и исполняются ли они. Научиться внедрять системный подход и управлять бизнес-процессами можно на специальных курсах.

Обучение управлению бизнес-процессами: 15 курсов в 2024 году
Банки

Банки начали отказываться от рекламы кредитов

Чтобы не указывать полную стоимость кредитов в рекламе, банки сократили число рекламных кампаний для займов. Они сконцентрировались на рекламе платежных сервисов, вкладов и накопительных счетов.

Маркетинг

Контент-маркетинг: зачем он нужен вашему бизнесу

Рассказать аудитории о продукте или услугах можно по-разному: настроить таргет, разместить наружную рекламу, поработать с блогерами. Но если для компании важен не краткосрочный эффект, а построение бренда, которому доверяют, стоит задуматься о долгосрочной стратегии ― контент-маркетинге. 

Контент-маркетинг: зачем он нужен вашему бизнесу
ПСН

ИП на ПСН с пожертвования платит НДФЛ

Если ИП применяет ПСН, он освобожден от НДФЛ в части бизнес-доходов, по которым применяется ПСН.

Охрана труда

Успей заявить в СФР о возмещении средств, потраченных на охрану труда

Многие работодатели сетуют на большие траты денежных средств на охрану труда. Это и медосмотры, и спецоценка, и покупка СИЗ и пр. Государство, понимая насколько внимательно нужно относиться к сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, готово поощрять работодателей посредством компенсации части потраченных ими средств.

Успей заявить в СФР о возмещении средств, потраченных на охрану труда

📛Офис больше не нужен? Гибридная удаленка

Как эффективно управлять сотрудниками на удаленке? Возможно ли такое в принципе и какие инструменты для этого нужны? Разбираемся на примере бухгалтерской фирмы.

📛Офис больше не нужен? Гибридная удаленка

62% самозанятых хотят увеличить лимит доходов для применения НПД

Сейчас самозанятые могут платить налог на профессиональный доход (НПД), если их заработок за год не превышает 2,4 млн рублей. Не все укладываются в этот лимит.

Как избежать конфликтов с налоговой? Научим дружить с ИФНС на новом курсе

Чтобы вы больше не терялись при каждом требовании налоговой и не боялись судебных тяжб, мы вместе с налоговым адвокатом записали практический курс «Требования ИФНС в 2024: как бухгалтерам отвечать». Вы узнаете, как защитить свои права при взаимодействии с налоговой инспекцией.

В прошлом году 75% малоимущих благодаря соцконтракту повысили свои доходы

За период 2021-2023 годов доля граждан, у которых доход после реализации социального контракта превысил величину регионального прожиточного минимума, увеличилась с 22,5% до 41,1%.

Бесплатно с Отчетность

Формы и сроки сдачи отчетности за полугодие 2024 года

Чтобы ничего не потерять и вовремя отчитаться за полугодие, собрали всю полезную информацию в одной таблице.

Формы и сроки сдачи отчетности за полугодие 2024 года
3
IT-компании

IT-компании на УСН тоже имеют право на пониженные взносы

Аккредитованные IT-компании имеют право на льготу в виде пониженных взносов, если профильный доход составляет не менее 70%. Но у бизнеса есть некоторые сомнения по поводу этой нормы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Знание управленческого учета помогает бухгалтеру увеличить стоимость своей работы

Автоматизируйте управленческий учет в компании, уменьшите трудоемкость работ, помогите бизнесу и повысьте свою ценность как специалиста.