Программы линейки “1С:Бухгалтерия” в последнее десятилетие стали, можно сказать, индустриальным стандартом в области учётных решений. Естественно, что новая версия, “1С:Бухгалтерия 8.0”, вобрала в себя всё лучшее, что было наработано за годы развития её предшественниц. Программа создана на технологической платформе нового поколения “1С:Предприятие 8.0”, обеспечивающей высокую гибкость и настраиваемость, масштабируемость, производительность и эргономичность прикладных решений, и предназначена для автоматизации ведения бухгалтерского и налогового учёта и подготовки обязательной (регламентированной) отчётности в хозрасчётных организациях.
В “1С:Бухгалтерии 8.0” сохранена методологическая преемственность с “1С:Бухгалтерией 7.7” — наиболее распространённой в России системой автоматизации бухгалтерского учёта. Вот основные преимущества новинки по сравнению с предыдущей версией:
· реализована возможность ведения учёта нескольких организаций в единой информационной базе. Организации могут использовать общие списки товаров, статей затрат, контрагентов и т. д. При этом для каждой возможно вести учёт по общей или упрощённой системе налогообложения в рамках одной и той же информационной базы;
· за счёт введения отдельного плана счетов налогового учёта стало проще сопоставлять данные бухгалтерского и налогового учёта, что важно для обеспечения требований ПБУ 18/02 “Расчёты по налогу на прибыль”;
· появление в “1С:Бухгалтерии 8.0” партионного учёта расширяет область применения типового решения. Помимо способа оценки материально-производственных запасов (МПЗ) по средней себестоимости становится возможным применение и таких способов, как ФИФО и ЛИФО, независимо для бухгалтерского и налогового учёта и для каждой организации;
· реализован опциональный аналитический учёт по местам хранения — количественный и количественно-суммовой;
· в новой версии “1С:Бухгалтерии 8.0” расширены возможности настройки типовых операций — средства группового ввода часто используемых бухгалтерских проводок. Этот простой, но эффективный инструмент автоматизации легко и быстро настраивается;
· современный эргономичный интерфейс “1С:Бухгалтерии 8.0” делает доступными сервисные возможности “1С:Предприятия 8.0” даже для небольших организаций.
Возможности программы
“1С:Бухгалтерия” — универсальная программа массового назначения для автоматизации
бухгалтерского и налогового учёта, а также для подготовки форм обязательной
(регламентированной) отчётности. В основе программы лежит технологическая платформа
системы “1С:Предприятие 8.0”, возможности которой позволяют создавать и модифицировать
самые разнообразные бизнес-приложения. В комплект поставки программного продукта
входит конфигурация “Бухгалтерия предприятия”. Это готовое решение для ведения
учёта в хозрасчётных организациях по любым видам деятельности, например производству,
оптовой и розничной торговле, оказанию услуг.
Бухгалтерский и налоговый учёт реализованы согласно действующему законодательству Российской Федерации. В состав конфигурации включён План счетов бухгалтерского учёта, настроенный в соответствии с приказом Минфина России “Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению” от 31.10.2000 № 94н.
Состав счетов, организация аналитического, валютного, количественного учёта на счетах позволяет учесть требования законодательства. Пользователь может также самостоятельно управлять методикой учёта в рамках настройки учётной политики, создавать новые субсчета и разрезы аналитического учёта. Для этого не требуется специальных знаний и навыков конфигурирования.
“1С:Бухгалтерия 8.0” обеспечивает решение всех задач, стоящих перед бухгалтерской службой предприятия, если эта служба полностью отвечает за учёт на предприятии, включая, например, выписку первичных документов, учёт продаж и т. д. Данное прикладное решение также можно использовать только для ведения бухгалтерского и налогового учёта, а задачи автоматизации прочих служб, например отдела продаж, решать специализированными конфигурациями или другими системами. Так, в “1С:Бухгалтерию 8.0” заложена возможность совместного использования с прикладными решениями “Управление торговлей” и “Зарплата и управление персоналом” системы “1С:Предприятие 8.0”.
Учёт
Ведение учёта деятельности нескольких организаций
С помощью “1С:Бухгалтерии 8.0” можно вести бухгалтерский и налоговый учёт
хозяйственной деятельности нескольких организаций, причём по каждой организации
— в отдельной информационной базе. В то же время “1С:Бухгалтерия 8.0” предоставляет
возможность ведения бухгалтерского и налогового учёта нескольких организаций
в общей информационной базе. Это будет удобно, если хозяйственная деятельность
организаций тесно связана между собой: в таком случае в текущей работе можно
использовать общие списки товаров, контрагентов (деловых партнёров), работников,
собственных складов и т. д., а обязательную отчётность формировать раздельно.
Благодаря функциям ведения учёта деятельности нескольких организаций в единой информационной базе конфигурация может использоваться и в небольших организациях, и в холдингах со сложной организационной структурой.
Учёт “от документа”, применение типовых операций
Основным способом отражения хозяйственных операций в учёте является ввод
документов конфигурации, соответствующих первичным бухгалтерским документам.
Обеспечивается ввод, хранение и печать платёжных поручений и других банковских
документов, счетов на оплату, накладных и счетов-фактур, кассовых документов,
авансовых отчётов, доверенностей и других документов.
Кроме того, допускается непосредственный ввод отдельных проводок. Для группового ввода проводок можно использовать типовые операции — простой инструмент автоматизации, легко и быстро настраиваемый пользователем. В версии 8.0 возможности настройки типовых операций значительно расширены.
Материально-производственные запасы
Учёт товаров, материалов и готовой продукции реализован согласно ПБУ 5/01
“Учёт материально-производственных запасов” и методическим указаниям по его
применению. В соответствии с учётной политикой организации поддерживаются следующие
способы оценки МПЗ:
· по средней себестоимости;
· по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО);
· по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО).
Склад
На счетах бухгалтерского учёта ТМЦ учёт ведётся по местам хранения (складам).
Складской учёт может быть как количественным, так и количественно-суммовым.
В первом случае оценка товаров и материалов для целей бухгалтерского и налогового
учёта не зависит от того, с какого склада они выбывают. Складской учёт может
быть отключён, если в нём нет необходимости.
В “1С:Бухгалтерии 8.0” регистрируются данные инвентаризации, которые автоматически сверяются с данными учёта. На основании инвентаризации отражается выявление излишков и списание недостач.
Торговые операции
Автоматизирован учёт операций поступления и реализации товаров и услуг.
При продаже товаров выписываются счета на оплату, оформляются накладные и счета-фактуры.
Все операции по оптовой торговле учитываются в разрезе договоров с покупателями
и поставщиками.
Для импортных товаров учитываются данные о стране происхождения и номере грузовой таможенной декларации.
Для розничной торговли поддерживаются технологии работы как с автоматизированными, так и с неавтоматизированными торговыми точками. Автоматизировано отражение возвратов товаров от покупателя и поставщику.
Комиссионная торговля
Автоматизирован учёт комиссионной торговли как в отношении товаров, взятых
на комиссию (у комитента), так и переданных для дальнейшей реализации (комиссионеру).
Возможно отражение операций и по передаче товаров на субкомиссию. При формировании
отчёта комитенту или регистрации отчёта комиссионера можно сразу произвести
расчёт и отразить удержание комиссионного вознаграждения.
Операции с тарой
Автоматизированы операции по учёту возвратной многооборотной тары. Учтена
специфика налогообложения таких операций и расчётов с поставщиками и покупателями.
В “1С:Бухгалтерии 8.0” могут использоваться несколько типов цен, например “Оптовая”, “Мелкооптовая”, “Розничная”, “Закупочная”. Это упрощает отражение операций поступления и реализации.
Банковские и кассовые операции
В “1С:Бухгалтерии 8.0” реализован учёт движения наличных и безналичных
денежных средств. Поддерживается ввод и печать платёжных поручений, приходных
и расходных кассовых ордеров. Автоматизированы операции по расчётам с поставщиками,
покупателями и подотчётными лицами, внесение наличных на расчётный счёт и получение
наличных по денежному чеку. При отражении операций суммы платежей автоматически
разбиваются на аванс и оплату.
На основании кассовых документов формируется кассовая книга установленного образца. Реализован механизм обмена информацией с программами типа “клиент-банк”.
Расчёты с контрагентами
Учёт расчётов с поставщиками и покупателями можно вести в рублях, условных
единицах и иностранной валюте. Курсовые и суммовые разницы по каждой операции
рассчитываются автоматически.
Расчёты с контрагентами ведутся по договору в целом или по каждому расчётному документу (отгрузки, оплаты и т. п.). Способ ведения расчётов определяется конкретным договором.
При оформлении документов поступления и реализации можно использовать как общие цены для всех контрагентов, так и индивидуальные для конкретного договора.
Основные средства и нематериальные активы
Учёт основных средств и нематериальных активов ведётся в соответствии
с ПБУ 6/01 “Учёт основных средств” и ПБУ 14/2000 “Учёт нематериальных активов”.
Автоматизированы все основные операции по учёту: поступление, принятие к
учёту, начисление амортизации, модернизация, передача, списание. Возможно
распределение сумм начисленной амортизации за месяц между несколькими счетами
или объектами аналитического учёта. Для основных средств, использующихся
сезонно, возможно применение графиков начисления амортизации.
Основное и вспомогательное производство
Автоматизирован расчёт себестоимости продукции и услуг, выпускаемых основным
и вспомогательным производствами. Учёт выпущенной готовой продукции в течение
месяца ведётся по плановой себестоимости. В конце месяца рассчитывается фактическая
себестоимость выпущенной продукции и оказанных услуг.
Номенклатуру и количество материалов и комплектующих для передачи в производство можно автоматически рассчитать на основании данных о выпущенной продукции и сведений о нормативах расхода (спецификации).
Полуфабрикаты
Для сложных технологических процессов, предполагающих промежуточные стадии
с учётом выпуска полуфабрикатов, поддерживается складской учёт полуфабрикатов
и автоматический расчёт их себестоимости.
Косвенные расходы
Для учёта общехозяйственных расходов поддерживается применение метода “директ-костинг”.
Он предусматривает, что общехозяйственные расходы списываются в месяце их возникновения
и полностью относятся на стоимость реализованной продукции. Если в организации
этот метод не применяется, то общехозяйственные расходы распределяются между
стоимостью произведённой продукции и незавершённым производством. При списании
косвенных расходов возможно применение различных методов распределения по номенклатурным
группам продукции (услуг). Для косвенных расходов возможны следующие базы распределения:
· объём выпуска;
· плановая себестоимость;
· оплата труда;
· материальные затраты.
НДС
Для целей учёта НДС поддерживаются методы определения выручки “по отгрузке”
и “по оплате”. Книга покупок и книга продаж формируются автоматически.
Автоматизирован учёт НДС по приобретённым товарам, реализуемым с применением
нулевой ставки НДС. Возможно распределение сумм НДС, предъявленных поставщиками
приобретённых ценностей, в соответствии со статьёй 170 НК РФ по операциям реализации,
облагаемым НДС и освобождённым от уплаты НДС.
Учёт заработной платы, кадровый и персонифицированный учёт
В “1С:Бухгалтерии 8.0” ведётся учёт движения персонала, включая учёт работников
по основному месту работы и по совместительству, при этом внутреннее совместительство
поддерживается опционально (т. е. поддержку можно отключить, если на предприятии
оно не принято). Обеспечивается формирование унифицированных форм по труду.
Автоматизировано начисление зарплаты работникам предприятия по окладу и ведение взаиморасчётов с работниками вплоть до выплаты зарплаты, а также исчисление регламентированных законодательством налогов и взносов, облагаемой базой которых служит заработная плата работников организаций, и формирование соответствующих отчётов (по НДФЛ, ЕСН, взносам в ПФР), включая подготовку отчётности для системы персонифицированного учёта ПФР. При выполнении расчётов учитывается наличие на предприятии инвалидов и налоговых нерезидентов.
Налоговый учёт (по налогу на прибыль)
В конфигурации поддерживаются следующие системы налогообложения:
· общая система налогообложения (для плательщиков налога на прибыль в соответствии с главой 25 НК РФ);
· упрощённая система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ);
· система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ).
Для ведения налогового учёта (по налогу на прибыль) в конфигурации добавлен специальный (налоговый) план счетов, структура и организация аналитического учёта в котором приближены к бухгалтерскому плану счетов. Это упрощает сопоставление данных бухгалтерского и налогового учёта для выполнения требований ПБУ 18/02 “Учёт расчётов по налогу на прибыль”. Вместе с тем налоговый план счетов отражает и специфику налогового учёта в соответствии с главой 25 НК РФ. По данным налогового учёта автоматически формируются налоговые регистры и заполняется налоговая декларация по налогу на прибыль.
Упрощённая система налогообложения
Учёт по упрощённой системе налогообложения (УСН) реализован на отдельном
плане счетов. Книга учёта доходов и расходов формируется автоматически. Организации,
применяющие УСН, могут использовать в качестве объекта налогообложения доходы
или доходы, уменьшенные на величину расходов.
Учёт деятельности, облагаемой ЕНВД
Независимо от того, применяет организация УСН или общую систему налогообложения,
некоторые виды её деятельности могут облагаться единым налогом на вменённый
доход (ЕНВД). В конфигурации предусмотрено разделение учёта доходов и расходов,
связанных с деятельностью, облагаемой и не облагаемой ЕНВД. Расходы, которые
нельзя отнести к определённому виду деятельности в момент их совершения, можно
распределить автоматически.
Операции и отчёты
Завершающие операции месяца
Автоматизированы регламентные операции, выполняемые по окончании месяца,
в том числе переоценка валюты, списание расходов будущих периодов, определение
финансовых результатов и др.
Типовые операции
Основным способом отражения хозяйственных операций в учёте является ввод
документов конфигурации, соответствующих первичным бухгалтерским документам.
Кроме того, допускается непосредственный ввод отдельных проводок. Для группового
ввода проводок можно использовать типовые операции — простой инструмент автоматизации,
легко и быстро настраиваемый пользователем.
Синтетические и аналитические отчёты
В конфигурацию “Бухгалтерия предприятия” включён набор стандартных отчётов,
предназначенных для анализа данных по остаткам и оборотам счетов и проводкам
в самых различных разрезах. В их числе — оборотно-сальдовая ведомость, шахматная
ведомость, оборотно-сальдовая ведомость по счёту, обороты счёта, карточка счёта,
анализ счёта, анализ субконто.
Регламентированная отчётность
В конфигурации формируется обязательная (регламентированная) отчётность
следующих видов: бухгалтерская, налоговая, статистическая, по физическим лицам,
а также отчётность для представления в различные фонды. Предусмотрено формирование
отчётности по физическим лицам в электронном виде.
Общие свойства, обслуживание
Интерфейс
Новый дизайн интерфейса обеспечивает лёгкость освоения “1С:Бухгалтерии
8.0” для начинающих и высокую скорость работы для опытных пользователей. Значительно
ускорен массовый ввод информации благодаря функции “ввод по строке” и эффективному
использованию клавиатуры. Предлагаются удобные средства работы с большими динамическими
списками, управление видимостью и порядком колонок, настройка отбора и сортировки.
Предусмотрено максимальное использование доступного пространства экрана для
отображения информации, имеется механизм стилей оформления.
Конфигурирование
Типовая конфигурация “Бухгалтерия предприятия” реализует наиболее общие
схемы учёта и может использоваться в большинстве организаций. Для отражения
специфики учёта конкретной организации конфигурацию можно изменить. “1С:Бухгалтерия
8.0” имеет режим запуска “Конфигуратор”, который обеспечивает:
· настройку системы на различные виды учёта;
· реализацию любой методологии учёта;
· организацию любых справочников и документов произвольной структуры;
· настройку внешнего вида форм ввода информации;
· настройку поведения и алгоритмов работы системы в различных ситуациях с помощью встроенного языка;
· широкие оформительские возможности создания печатных форм документов и отчётов с использованием различных шрифтов, рамок, цветов, рисунков;
· возможность наглядного представления информации в виде диаграмм;
· быстрое изменение конфигурации с помощью визуальных средств разработки.
Масштабируемость
Система “1С:Предприятие 8.0” обеспечивает масштабируемость прикладных решений
— начиная от самых простых и заканчивая самыми многофункциональными. “1С:Бухгалтерия
8.0” может использоваться в следующих вариантах:
· однопользовательский — для небольших организаций или персонального использования;
· файловый — для многопользовательской работы, обеспечивающий простоту установки и эксплуатации;
· клиент-серверный вариант работы на основе трёхуровневой архитектуры, обеспечивающий надёжное хранение и эффективную обработку данных при одновременной работе большого количества пользователей.
Администрирование
“1С:Бухгалтерия 8.0” предоставляет удобные инструменты для администрирования:
· настройку прав доступа пользователей на основе механизма ролей, назначение интерфейса и языка пользователя;
· журнал регистрации действий пользователей и системных событий;
· возможность выгрузки и загрузки информационной базы;
· средства установки и обновления платформы и прикладных решений.
Сервисное обслуживание пользователей
Для “1С:Бухгалтерии 8.0”, как и для других программных продуктов системы
“1С:Предприятие 8.0”, предусмотрено сервисное обслуживание по линии информационно-технологического
сопровождения (ИТС). В комплект поставки программного продукта входит диск
ИТС текущего выпуска и купон на бесплатное обслуживание по линии ИТС на 6 месяцев.
Для получения сервисных услуг пользователю необходимо зарегистрировать купленный
программный продукт в фирме “1С” и оформить бесплатную полугодовую подписку
у продавшего коробку партнёра по купону, входящему в комплект поставки программного
продукта.
Сервисное обслуживание по линии ИТС включает в себя:
· услуги линии консультаций по телефону и электронной почте;
· получение новых релизов программы и конфигураций;
· получение новых форм отчётности;
· ежемесячное получение комплекта дисков ИТС, содержащего методические материалы по настройке и эксплуатации системы, разнообразные консультации и справочники по бухучёту и налогообложению, правовую базу данных “Гарант” и многое другое.
По окончании периода бесплатного сервисного обслуживания пользователь, желающий и далее получать перечисленные услуги, а также услуги партнёров по сопровождению данного продукта, должен оформить платную подписку на ИТС.
Обслуживание пользователей по линии ИТС осуществляют сервис-партнёры фирмы “1С”.
Методические материалы для бухгалтеров
Пользователи программных продуктов системы “1С:Предприятие” получают разностороннюю
методическую поддержку. Помимо ежемесячных выпусков ИТС фирма “1С” предлагает
разнообразную методическую литературу и периодические издания — газету и журнал
“БУХ.1С”.
Для оперативного получения информации, необходимой для ведения учёта, использования программных продуктов фирмы “1С” и решения различных хозяйственных задач, стоящих перед организацией, фирма “1С” предлагает ресурс для бухгалтеров www.buh.ru, поддерживаемый в сети интернет с 2000 года. Здесь всегда можно найти новости о последних изменениях в законодательстве, касающихся работы бухгалтерии, и информацию о том, как эти изменения отражаются в экономических программах фирмы “1С”. Публикуются статьи об использовании экономических программ фирмы “1С”, аналитические материалы по бухгалтерскому учёту и налогообложению, ответы на наиболее часто возникающие у пользователей вопросы и много другой полезной информации. Пользователи-бухгалтеры также могут принять участие в форумах “Представление регламентированной отчётности”, “Учёт, налогообложение, автоматизация” и др. Ресурс доступен по адресам www.buh.ru или buh.1c.ru.
Переход на “1С:Бухгалтерию 8.0”с предыдущих версий
Пользователи всех предыдущих версий “1С:Бухгалтерии” смогут приобрести
“1С:Бухгалтерию 8.0” на условиях модернизации (апгрейда) по стандартной схеме.
Если помимо “1С:Бухгалтерии 8.0” приобретаются дополнительные многопользовательские
лицензии, то стоимость модернизации рассчитывается исходя из суммарной стоимости
приобретаемого набора продуктов, т. е. скидка делается не на один продукт,
а на весь приобретаемый набор.
Для выполнения апгрейда необходимо вернуть в фирму “1С” регистрационную анкету на сдаваемый программный продукт. Дистрибутивы, книги и ключи защиты остаются пользователям для завершения ведения учёта в старой программе и перевода информационных баз в “1С:Бухгалтерию 8.0”.
“1С:Бухгалтерия 8.0” поддерживает перенос накопленных учётных данных из программы “1С:Бухгалтерия 7.7”.
По материалам фирмы “1С”
Комментарии
3прошу прощения