Строим народную КИС

В статье рассматриваются проблемы создания "народной" КИС и делается попытка найти ответ на вопрос: а почему существующие (и вполне соответствующие по ценовым характеристикам) отечественные системы автоматизации нельзя считать "народными"?

Подоляка Олег Иванович

В статье рассматриваются проблемы создания "народной" КИС и делается попытка найти ответ на вопрос: а почему существующие (и вполне соответствующие по ценовым характеристикам) отечественные системы автоматизации нельзя считать "народными"?

Как свидетельствует мировой опыт, экономический рост государства существенно связан с развитием и использованием в экономике современных средств и технологий автоматизации. Успешное ведение бизнеса сегодня практически невозможно без использования современных информационных систем. В наиболее развитых странах именно сектор высоких технологий обеспечивает их процветание и богатство.

Начало экономического роста в Украине совпало с развитием важных тенденций на рынке систем автоматизации, а именно:

  • готовность руководителей и владельцев предприятий вкладывать средства в автоматизацию, вследствие чего растет спрос на КИС;
  • повышение уровня заказчиков и их готовность использовать серьезные решения;
  • осознание невозможности решить все проблемы предприятия автоматизацией бухгалтерского учета;
  • появление отечественных систем автоматизации нового поколения с повышенной гибкостью, адаптивными возможностями и т. д.;
  • активизация борьбы с пиратством и развитие цивилизованного рынка программного обеспечения;
  • снижение темпов оттока из страны квалифицированных специалистов в области ИТ. Очевидно, что для закрепления положительной экономической динамики, критически важным становится решение проблемы массового использования современных решений класса АСУП. Вместе с тем сегодня для Украины характерно:
  • низкий уровень использования современных средств автоматизации;
  • увеличение себестоимости разработки систем автоматизации в Украине - большие проекты сегодня под силу только крупным коллективам, а уровень концентрации на этом рынке продолжает оставаться очень низким;
  • отечественные решения по своим ценовым характеристикам приближаются к западным;
  • сокращение числа собственных разработок и переход на внедрение зарубежных систем;
  • постепенное распространение западных решений в области автоматизации предприятий, что приводит к дальнейшему сокращению собственного производства ПО, оттоку кадров, увеличению затрат на автоматизацию предприятий;
  • значительно увеличивается стоимость владения качественными АСУП для предприятий, а для многих они становятся недоступными.

На наш взгляд основной причиной этого является отсутствие на украинском рынке современной качественной недорогой КИС (желательно отечественной).

Все это не может не привлечь внимание к проблеме создания "народной" (массовой) системы управления предприятием. Сама по себе напрашивается аналогия с народным автомобилем, способствовавшем после Второй Мировой войны поднятию экономики Западной Европы.

Идея сделать максимально доступным для массового использования важное средство производства дает колоссальный экономический эффект как на микро-, так и на макроуровне. Поэтому, на наш взгляд, сегодня важно найти ответ на вопрос, что это должна быть за система.

Как известно реализация любого проекта автоматизации начинается с анализа требований заказчика. В рамках данной публикации попытаемся рассмотреть проблему с позиции разработчика, "нарисовать портрет" народной КИС, рассмотреть некоторые теоретические и практические аспекты ее реализации, а также привлечь специалистов к обсуждению данной проблемы.

Нужна ли такая система?

Приступая к проектированию любого продукта следует задать несколько классических вопросов: Что производить? Для кого? В каком количестве?

Ответ на первый вопрос: "корпоративная информационная система с минимальной стоимостью и приемлемой для потребителя функциональностью", можно конкретизировать лишь получив ответ на второй. Применительно к программному продукту третий вопрос актуален с позиций допустимого уровня затрат на создание системы и физической возможности обеспечить необходимое количество качественных внедрений и сопровождения. Итак, чтобы двигаться дальше, попробуем найти ответ на второй вопрос.

Первое, что приходит на ум - это тысячи украинских предприятий и организаций, которые НИКОГДА не купят R/3, Oracle Application, Baan и подобные им системы.

Второе - это те же десятки тысяч предприятий, которые никогда не купят системы среднего уровня Platinum SQL, Navision, Scala и т. д., не только по причине недостатка средств, а и по причине масштабности системы, небольшой численности собственного персонала и динамичности малого бизнеса. Им недоступен и не нужен дорогой консалтинг и внедрение. Высокая скорость реагирования на изменения делают непригодными для них классические решения.

Третье - это те же десятки тысяч предприятий и организаций, которые купили (официально или на пиратских CD) коробочные бухгалтерские решения и понимают, что это не совсем то, а дорабатывать дорого, да и своим бизнесом тоже надо заниматься.

Все это наводит на мысль о системе с функциональностью систем среднего уровня и стоимостью близкой к коробочным. Именно столько, или чуть больше, готовы сегодня платить потребители.

Необходимо отметить, что данная проблема актуальна и для развитых государств. У них тоже есть организации, для которых стандартные решения дороговаты. Конечно, можно заказать разработку в стране победнее, благо технологии это позволяют, но хочется чего-то "стабильного". Об этом свидетельствует несколько разрабатываемых проектов бесплатной ERPсистемы: FERMS (Free Enterprise Resource Management System), ориентированный на небольшие и средние компании (www.ferms.org), Kontor (www.linux-kontor.de/en), ERP Open Source (members.iweb. net.au/~steveoc/ERP). И последнее, сегодня есть много крупных и богатых корпоративных клиентов, которые широко используют в своих структурных подразделениях все те же коробочные решения. Причем дело тут не в деньгах, а в первую очередь, в квалификации персонала и тех же небольших размерах этих подразделений. Поэтому даже крупный корпоративный клиент заинтересован в дешевых решениях для структурных подразделений.

А что же будет делать "среднего размера" заказчик? У него проблема выбора стоит также очень остро. "Средние" клиенты, чтобы выжить или выбиться в крупные, должны эффективнее использовать свои ресурсы и вынуждены больше "крутиться" и гораздо чаще крупных корректировать свои бизнес-процессы, и видение и направления бизнеса у них будут меняться гораздо чаще чем у крупных компаний. Они будут более тщательны в выборе КИС, поскольку давление бумажного документооборота и подобных проблем у них слабее, чем у крупных компаний (т. е. стимулов "тушить пожар" у них меньше). Поэтому некоторые из таких клиентов, имея в наличии некоторые ресурсы и более четкое видение своих задач по сравнению с крупными клиентами, предпочитают собственную разработку приобретению готового решения. Поскольку ошибиться в выборе стандартного решения для них большая роскошь, а создание качественной КИС "с нуля" непосильная задача, многие из них сочтут привлекательным вариант доработки под себя "народного" решения (если оно удовлетворяет его текущие и ближайшие перспективные потребности).

Рассматривая проблему актуальности создания народной КИС осталось найти ответ на вопрос: а почему существующие и вполне соответствующие по ценовым характеристикам отечественные системы автоматизации нельзя считать "народными"?

Большинство решений, имеющихся на рынке, в начале своего развития представляли собой бухгалтерские решения. И сегодня в них вопросам учета уделяется попрежнему основное внимание и деятельность предприятия моделируется именно с позиций бухгалтерского учета. В то же время в ERP-системах учет лишь завершает этап автоматизации задачи. Именно поэтому существующие системы учета на большинстве предприятий не обеспечивают руководство необходимой оперативной информацией для принятия качественных управленческих решений. Ориентировочная схема формирования управляющих воздействий на основе учетной информации представлена на рис. 1.

Рисунок 1. Схема формирования управляющих воздействий на предприятие на основании данных бухучета.

Все факты отображаются в учетных документах уже после завершения процессов, их породивших. До того, пока информация дойдет до руководителя она неоднократно подвергается искажениям и проходит много времени. Руководителю необходимо из отчетов выявить нарушения и нарушителей, хотя принимать меры по их исправлению уже поздно. Это "посмертный" учет.

При отсутствии систем автоматизации годится и такая схема, но в рыночных условиях, когда необходима мгновенная реакция на внешние и внутренние события, управлять нужно в момент возникновения факта. Именно поэтому применение устаревших систем автоматизации опасно для предприятия.

Кроме отсутствия оперативности, существующие системы учета имеют целый ряд других недостатков:

  • несовершенны формы и содержание стандартной отчетности;
  • необходимы специальные знания для правильной интерпретации учетной информации и выявления на ее основе резервов и ошибок;
  • в периоды социально-экономических кризисов содержание бухгалтерских данных и отчетов деформированы и для их правильной интерпретации и использования необходим учет внешних факторов и значительный опыт;
  • в учете используются только факты, представляющие для него интерес, а использование всех фактов делает задачи учета практически невыполнимыми;
  • в учете не используются внешние факторы;
  • исправление ситуации сильно замедлено;
  • бухгалтерская информация доступна только высшему руководству, а не всем заинтересованным участникам производственного процесса.

Для устранения этих недостатков система обработки информации на предприятии должна соответствовать представленной на рис. 2

Рисунок 1. Предполагаемая информационная схема формирования управляющих воздействий.

Построенная по такому принципу система может работать в некоторых ситуациях без участия человека или с минимальными трудозатратами, обеспечивать минимальное время реакции на событие. Кроме того, в подобной системе практически отсутствует искажение информации.

С этих позиций "народная" КИС должна с самого начала проектироваться как корпоративная, а не бухгалтерская система, и именно как "народная".

Положительный ответ на вопрос о необходимости ее множеству потребителей автоматически поднимает проблему - как сделать такую систему, которая была бы хороша для всех?

Временно оставив в стороне вопросы проектирования и технической реализации, сконцентрируем внимание на проблемах методологий управления, используемых в современных ИС, где на сегодняшний день общепринятым является использование стандартов MRPII/ERP.

При создании больших систем разработчики наталкиваются на невозможность учесть сложность и многообразие реальности в своих решениях. Одним из путей решения этой проблемы является стандартизация в рамках мировой экономики базового набора бизнес-процессов. Иными словами - при постоянном усложнении мира требуется обеспечить упрощение его модели при приемлемом ее качестве. Это вполне реальная задача для уровня ТНК, высшие управленческие кадры для которых готовят лишь несколько школ бизнеса. Но вторую важную проблему - быстрых изменений в экономике, появления новых форм бизнеса и т. д., то есть учесть все революционные изменения, решить таким образом невозможно. Еще одной проблемой является то, что стандарты управления разрабатываются они под крупные компании, а для малых форм бизнеса он зачастую непригодны. Даже MRPII/ERP имеют ограничения по использованию в некоторых отраслях и типах производства. Необходимо признать, что хотя именно системы автоматизации являются одним из символов постиндустриального общества, именно уровень развития систем управления класса АСУП на сегодня является неадекватным. Стабильно высокий процент неудач при внедрении зарубежных ERP-систем у нас в стране поднимает вопрос, только ли в "неправильности" нашей экономики и способов ведения бизнеса дело. Таким образом, использование в "народной" КИС передовых методологических разработок по управлению бизнесом наталкивается на следующие проблемы:

  • процессы глобализации практически ничего принципиально не меняют на микроуровне государств, находящихся на периферии этого процесса (имеются в виду задачи управления предприятием и его автоматизации);
  • даже снижение до минимума цен на передовые зарубежные технологии принципиально не уменьшит стоимость внедрения и владения ими.

Второй путь решения методологических проблем состоит, на наш взгляд, в совершенствовании основных положений существующих стандартов с целью обеспечения их адекватности уровню народных систем. Существующие стандарты требуют четкого изначального описания объекта автоматизации, анализа требований и др., то есть они плохо работают в условиях неопределенности. На их основе крайне сложно создать качественное универсальное решение, а создание совершенной системы-конструктора требует высочайшей квалификации аналитиков и проектировщиков. Поэтому при проектировании народной КИС, на наш взгляд, соблюдение этих стандартов неэффективно. Да и следование стандарту не всегда гарантирует получение качественного продукта.

Нужно искать другой путь. Народная КИС должна быть построена на новой методологической базе. Для решения этой задачи необходим некоторый качественный скачок, за счет которого эти ограничения могут быть обойдены. Это сделает возможным через некоторое время создание нового поколения стандартов на основе анализа опыта построения и эксплуатации народной КИС. Сегодня за потребителем следует признать право свободного использования любой методологии управления, лучшие из которых могут со временем вырасти в новые стандарты. Народная КИС должна быть рассчитана на длительный срок "производства" и эксплуатации, а за это время вполне могут появиться новые методологии. В связи с этим изменения алгоритмов работы системы и методология управления по возможности не должны требовать изменения программного кода, последующей перекомпиляции и т. д. Это обеспечит возможность в процессе эксплуатации несложной замены методологического аппарата.

Возвращаясь к вопросам, что производить и в каком количестве, рассмотрим некоторые свойства народной КИС, делающие ее привлекательной в глазах потребителей.

Потребительские свойства народной КИС

Очевидно, чтобы любое программное решение пользовалось спросом на рынке, оно должно обладать высокими потребительскими свойствами. Времена дефицита на этом сегменте рынка давно прошли. Проходят времена неграмотных потребителей и разработчику все труднее удовлетворять индивидуальные, четко сформулированные потребности. Все это заставляет обратить внимание на проблему потребительских свойств программного продукта.

К сожалению, этому практически не уделяется внимание на страницах специализированных изданий. В погоне за функциональностью прикладных решений и скоростью реализации проектов данная проблема игнорируется также многими разработчиками, хотя именно высокие потребительские свойства являются условием эффективной и продолжительной эксплуатации ИС в условиях СНГ. Невысокие потребительские свойства информационной системы приводят к значительному увеличению затрат на ее сопровождение и эксплуатацию или требуют дорогостоящих мероприятий по доработке. Другим важным индикатором, указывающим на невысокие потребительские свойства систем, является высокий удельный вес стоимости обучения в затратах на проект автоматизации, несмотря на повышение общего уровня знаний и квалификации пользователей систем.

Рассмотрим проблему потребительских свойств применительно к "народной" КИС. Под потребительскими свойствами принято понимать совокупность свойств товара, создающего его полезный эффект и привлекательность для покупателя. Потребительские свойства существенно влияют на эффективность последующей эксплуатации продукта, поэтому их нужно учитывать как при проектировании, так и при выборе стандартной информационной системы. Кроме функций самой системы, ее эргономических характеристик, заложенных возможностей адаптации и модернизации, на потребительские свойства систем автоматизации существенно влияет ее представленность на рынке. Компании, первыми представившие на рынке свои решения, всегда находятся в лучшем положении относительно догоняющих. Пользователи привыкают к их продуктам и даже лучшие продукты конкурентов уже не могут занять доминирующего положения.

Проблема количественного описания и сравнения потребительских свойств на сегодняшний день на теоретическом уровне не решена. И дело не только в сложности оперирования большими массивами характеристик ИС, их сравнения и последующего агрегирования данных, а скорее в разнообразии потребностей и предпочтений потребителя.

По нашему мнению в основу проектирования народной КИС необходимо закладывать не функциональность прикладных решений, а именно ее потребительские свойства. Поэтому для проектирования массового продукта необходимо решить данную проблему с учетом того, что индивидуальные запросы могут быть в значительной степени компенсированы ценой продукта, простотой, удобством или другими его полезными особенностями.

Основной определяющей характеристикой народного продукта, как известно, является цена. Выступая в роли покупателя разнообразных товаров, мы привыкли считать, что высокие потребительские свойства означает высокую цену товара. Это утверждение отчасти справедливо и для народного продукта, однако более корректно для анализа использовать соотношение ЦЕНА/КАЧЕСТВО.

Данный показатель позволяет лучше производить сравнение и характеристику уровня систем. Применительно к "народной" КИС можно модифицировать задачу: получить максимальное качество за ограниченную, минимальную цену. Поскольку "качество" также является в некоторой степени субъективной категорией, для оценки предлагается использовать соотношение ЦЕНА/ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ. Качество непосредственной реализации функции также имеет важное значение, но поскольку на данном этапе его оценить невозможно, то предположим, что реализация каждой функции должна соответствовать некоторому набору требований и критериев, которые уже не так сложно сформулировать и представить качественно и количественно для каждой задачи.

Таким образом, основным критерием оценки народной КИС с позиции потребительских свойств является соотношение ЦЕНА/ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ.

Мы подошли к одному из самых важных противоречий создания народной КИС. С одной стороны, ее функциональность должна быть ограниченной, чтобы реально обеспечить низкую цену. С другой, она должна быть неограниченной, чтобы обеспечивать лучшее соотношение цена/функциональность. Использование универсальных решений (с десятками и сотнями модулей) в качестве народной КИС будет ограничено из-за цены. Специализированные системы из-за сложности доработки и адаптации под новые задачи очень сложно использовать массово. Это наводит на мысль о необходимости реализации народной КИС в виде системыконструктора. Под системой-конструктором здесь понимается информационная система, позволяющая на основе заложенных в нее возможностей и ограниченного числа базовых функций решать прикладные задачи пользователей. При этом количество таких задач должно быть значительным. Применительно к системам-конструкторам для анализа соотношения цена/функциональность различать понятия базовой и прикладной функциональности. Базовые функции могут представлять собой либо элементарные, либо достаточно сложные метафункции, на основе которых можно реализовать прикладные задачи клиента. Прикладные функции представляют собой то, что принято называть "функциональными задачами" т. е. набор базовых функций, обеспечивающий решение конечным пользователем отдельной задачи предметной области, реализующий полный цикл обработки информации для решения такой задачи. Критерием качества систем- конструкторов является отношение числа базовых функций системы к числу потенциально возможных прикладных функций, реализуемых на ее основе. Возвращаясь к определяющему соотношению цена/ функциональность отметим, что число прикладных функций (или потенциальных прикладных), реализуемых народной КИС должно быть значительным.

Народная КИС должна отвечать требованию:
Ц/n> min,
где Ц - цена лицензии базовой версии программного продукта, при Ц n - число задач, реализуемых системой, при n>30. Такое ограничение по числу решаемых системой задач позволяет, по нашему мнению, исключить из анализа системы с ограниченной функциональностью.

Необходимо отметить, что такое соотношение гораздо больше у специализированных систем и универсальных решений, чем у конструкторов. Это позволяет сделать вывод, что для обеспечения минимального соотношения цена/функциональность необходимо, чтобы народная КИС представляла собой недорогую систему-конструктор.

Очевидно к системам-конструкторам не относятся популярные средства разработки и языки программирования. КИС как минимум должна включать в себя ядро, БД, набор приложений, реализующих задачи обработки данных, типовой набор АРМов и т.д.

Перечислим кратко дополнительные, наиболее важные потребительские свойства народной КИС:

  • возможность доработки стандартными (без встроенных компиляторов и интерпретаторов) средствами;
  • наличие инструментов визуального проектирования прикладных решений;
  • показатели безопасности;
  • возможность поэтапного развития без изменения основных модулей;
  • возможность корректировки и настройки бизнеспроцессов;
  • стоимость сопровождения;
  • простота освоения;
  • адаптивность;
  • возможность торможения развития из-за невозможности автоматизировать некоторые задачи и бизнес-процессы и др.

Портрет народной КИС

По ценовым характеристикам, в ближайшее время на роль народной КИС в нашей стране могут претендовать только решения, созданные в СНГ. В условиях высокой субъективности оценки информационных систем, для максимально корректного сопоставления готовых программных решений существует два варианта: выбрать одну из существующих систем в качестве эталона; сравнивать все решения с абстрактной "идеальной" системой.

Поскольку присутствующие сегодня на рынке системы преимущественно выросли из бухгалтерских решений, выбирать одну из них за эталон для сравнения нецелесообразно. Поэтому попытаемся получить портрет "идеальной" народной КИС, с которой в последующем можно будет сравнивать конкретные решения.

Все информационные системы можно разделить на две группы: системы обработки транзакций и системы поддержки принятия решений. Естественно, что "народная" КИС должна относиться к первой группе (аналитические возможности могут присутствовать в очень ограниченном виде, например, задача графического отображения данных). Используя ту же аналогию с народным автомобилем можно сделать вывод, что такая система должна выполнять ограниченное число наиболее важных типовых базовых функций (метафункций), позволяющих в результате их комбинации автоматизировать большое число прикладных функциональных задач. Остановимся на принципиально важных, на наш взгляд, моментах.

Система проектируется в условиях, когда:

  • она рассчитана на решение широкого круга финансово-экономических и управленческих задач;
  • набор входных и выходных данных не определен полностью, вернее, может изменяться;
  • функции и алгоритмы преобразования входных данных в выходные могут меняться в ходе проектирования и эксплуатации;
  • в процессе работы системы набор решаемых задач, входных и выходных данных может существенно изменяться (предприятие развивается, меняются направления деятельности, расширяется набор производимых товаров и услуг, изменяется внешняя среда бизнеса).

Очевидно, решение должно быть как можно более универсальным. Основная задача такой системы, на наш взгляд, состоит в обработке транзакций и формировании отчетности. Причем транзакции могут быть любой сложности и назначения.

Для практического решения такой задачи необходим высокий уровень абстракции описания предметной области и встроенный в систему инструмент для описания предметной области, желательно не требующий для описания модели транзакции написания программного кода. Таким образом, реализуя универсальный механизм описания и обработки транзакции, такая система уже будет представлять собой полнофункциональное решение, обеспечивающее информационное сопровождение выполнения локальных задач пользователя такой системы и автоматизирующее соответствующий им документооборот. Решение аналитических задач на первом этапе не имеет первостепенного значения.

Еще более полезным для такой системы было бы наличие инструмента или механизма описания бизнеспроцессов. На сегодня процессная организация бизнеса является наиболее перспективной и обеспечивает значительно большую, по сравнению с функциональной, эффективность ведения бизнеса, заинтересованность сотрудников в конечном результате, удобство анализа и управления. Для народной КИС принципиально важна возможность простого и удобного описания и моделирования бизнес-процессов, не затрагивающего программный код. В малом и среднем бизнесе скорость изменений сегодня высока и дорогой консалтинг тут неэффективен, поэтому в народной КИС полезно наличие инструмента визуального проектирования бизнес-процессов. Желательно, чтобы методология такого описания была максимально простой и соответствовала "народному уровню". Использование в таком качестве стандартов UML, IDEF ограничено из-за сложности и большого объема работ на этапе проектирования бизнес-процессов. Вторым существенным ограничением их использования является их ориентация на создание специализированных решений. Использование данной методологической базы для построения моделей бизнеса требует высокой квалификации аналитиков. Поэтому необходимо создание упрощенных нотаций.

Рассмотрим более подробно набор свойств, которыми должна обладать народная КИС. В предыдущих разделах мы уже выяснили некоторые свойства и характеристики, которыми должен обладать продукт такого рода. С учетом этого сформулируем более подробный список требований к "народной" КИС:

  • реализация в виде конструктора;
  • наличие графических средств проектирования моделей транзакций и бизнес-процессов;
  • минимальная стоимость лицензии;
  • минимальная стоимость владения;
  • многофункциональность;
  • возможность реализации основных задач автоматизации управления предприятием, включая автоматизацию производственного процесса;
  • простота реализации;
  • простота внедрения, сопровождения и обучения;
  • наличие средств эффективного мониторинга текущих значений показателей деятельности предприятия;
  • независимость прикладных функций системы одна от другой;
  • возможность постепенного наращивания функциональности;
  • возможность частичной и поэтапной реализации системы;
  • открытость;
  • минимальные изменения исходного кода при настройке и внедрении системы;
  • использование стандартных средств разработки;
  • большой срок эффективного использования системы;
  • развитые средства администрирования и др.

Проблемы практической реализации

К сожалению, объемы данной публикации не позволяют достаточно подробно рассмотреть вопросы практической реализации "народной" КИС. Остановимся на наиболее важных, на наш взгляд, моментах.

Стандартные затраты на автоматизацию 1-5% от оборота компании диктуют нам цену лицензии базовой версии в пределах 2-5 тыс. дол. Дешевизна решения для конечного пользователя абсолютно не означает дешевизну создания таких решений. В связи с этим очень высокие требования выдвигаются к этапу проектирования (хотя с некоторыми недостатками таких систем пользователям все же придется смириться). Таким образом, затраты на создание таких систем будут вполне сравнимы с затратами на создание сложного заказного решения для крупного предприятия.

Ни одна компания не пойдет на такие затраты при неопределенном исходе.

Учитывая требования простоты и практически неограниченной функциональности, можно утверждать: только научный подход к проектированию народной КИС с использованием опыта, накопленного многими разработчиками, может дать положительный результат. В связи с этим, наиболее важной является проблема отсутствия методологии проектирования систем такого уровня. Стандартные методологии ориентированы на привязку проекта к конкретным объектам, и любая универсализация приводит к значительной потере качества конечного решения. Поэтому простая реализация проекта на старой методологической базе ничего не даст. Универсальность таких решений труднодостижима и будет требовать больших компромиссов.

Рассмотрим некоторые вопросы технической реализации. Для удовлетворения заданным требованиям необходима реализация в архитектуре Клиент-Сервер. Серверная часть может быть реализована на платформах Windows или Linux. Клиентская часть реализуется на платформе Windows, как наиболее распространенной для рабочих станций. Стоимость лицензии на СУБД также должна быть минимальной. В связи с этим можно рекомендовать Interbase или Firebird.

Ориентировочный состав такой системы может быть следующим: ядро; обработчик транзакций и бизнес-процессов; инструментальная среда разработки прикладных решений с возможностью их доработки стандартными средствами; стандартизованные (типовые) рабочие места пользователей.

Рекомендуется в базовой версии народной КИС реализовать три типа автоматизированных рабочих мест пользователей системы:

  • исполнитель - для решения задач ввода данных и реализации простейших функций;
  • руководитель - для решения задач мониторинга, получения отчетности;
  • специалист - для решения основного объема задач предметной области.

В условиях Украины сегодня одной компании сложно создать продукт, отвечающий выдвинутым ранее требованиям. Таких решений на рынке не должно и не может быть много. В создание простой и универсальной системы на этапе проектирования должны быть вложены значительные средства. Высокие начальные затраты требуют объединения усилий нескольких украинских разработчиков. Кроме того, массово внедрять и сопровождать такую систему можно будет только коллективными усилиями.

Среди перспективных задач развития такой системы следует назвать:

  • разработка типовых механизмов взаимодействия с АСУТП и другими КИС;
  • реализация на основе базовой версии системы универсального фронт-офиса организации;
  • решение задач CRM (в ограниченной функциональности);
  • поэтапное развитие аналитических возможностей.

Безусловно необходимы и дальнейшие научные исследования данной проблемы. Традиционным путем многие противоречия при проектировании современных систем автоматизации сегодня не решить. Если в рамках крупного проекта многие проблемы заказчика можно решить и путем чрезмерных затрат ресурсов (времени, средств, знаний и опыта команды), то для народной же КИС такая роскошь непозволительна. Поэтому положительный опыт, накопленный при ее создании, может быть перенесен и на более крупные системы.

И они обязательно станут лучше.

НДС на УСН

Для кого УСН на НДС — новый способ экономии на налогах?

Все говорят о том как плохо УСН-щикам платить НДС. И никто о том, что это шанс для ОСНО остаться с НДС, но не платить налог на прибыль в 2025.

Для кого УСН на НДС — новый способ экономии на налогах?

Начать дискуссию