Безбумажный офис становится реальным

В России продвижению передовых достижений мешает традиционный взгляд на роль информационных технологий в существовании компании. Многие привыкли считать, что основную ценность фирмы составляют материальные и финансовые ресурсы: помещения, оборудование, средства на счетах. Однако экспертные оценки показывают: 90% стоимости организации Д это опыт и квалификация ее сотрудников, а также информационный капитал, то есть информация на бумажных и электронных носителях. Существующий капитал необходимо правильно использовать и пополнять. Другими словами, необходима система, которая обеспечила бы сотрудникам по меньше мере быструю и удобную работу с информацией.

Наталья Лавринович, Деловой Петербург

Хотя целиком безбумажный офис выглядит утопично, многие элементы электронного документооборота прочно вошли в жизнь российских компаний.

В России продвижению передовых достижений мешает традиционный взгляд на роль информационных технологий в существовании компании. Многие привыкли считать, что основную ценность фирмы составляют материальные и финансовые ресурсы: помещения, оборудование, средства на счетах. Однако экспертные оценки показывают: 90% стоимости организации Д это опыт и квалификация ее сотрудников, а также информационный капитал, то есть информация на бумажных и электронных носителях.
Существующий капитал необходимо правильно использовать и пополнять. Другими словами, необходима система, которая обеспечила бы сотрудникам по меньше мере быструю и удобную работу с информацией.

XXI век в коробке
Существует целый ряд корпоративных информационных систем, которые в той или иной степени решают задачи финансового, управленческого или производственного документооборота. Это так называемые "коробочные" системы, системы автоматизации делопроизводства и большие адаптируемые системы.
"Коробочные" системы, как самые простые, наиболее распространены в России. Она обычно решают локальные задачи финансового характера: начисления зарплаты, организации бухгалтерского учета.
К "коробочным" системам относится, например, система "1С". Эти системы наиболее распространены в небольших компаниях, где количество сотрудников не превышает 200 человек.
Системы автоматизации управленческого документооборота и делопроизводства позволяют навести порядок с информацией внутри организации, какой бы разветвленной она ни была. С их помощью можно создавать, редактировать и согласовывать документы, искать необходимое по базе данных, планировать работу, обмениваться информацией внутри корпорации в режиме реального времени и т.д.
Самой известной на российском рынке из таких систем считается "БОСС-Референт" производства компании "АйТи".
Адаптируемые системы позволяют полностью автоматизировать все перечисленные виды документооборота. Кроме того они дают возможность контролировать весь процесс производства с момента создания предприятия. С их помощью можно, например, рассчитать необходимое число сотрудников, средств, материалов, оборудования, проконтролировать процесс производства на любой стадии. Внедрение таких систем может продолжаться несколько лет и стоить $30-40 тысяч за рабочее место. Самая известная из них Д адаптируемая система R/3 производства немецкой фирмы SAP.

Электронный органайзер
Наибольший интерес менеджеров вызывают системы автоматизации управленческого документооборота. Компьютер с установленной системой выглядит как электронный органайзер. Доступ ко всем базам данных и все действия осуществляются щелчком мыши по пиктограммам на рабочем столе. Находясь в системе и не запуская дополнительных программ, можно читать и отправлять электронную почту, пользоваться услугами сети интернет, быстро создавать по шаблонам и согласовывать документы, оперативно получать информацию (например, историю отношений с клиентами), планировать совместные мероприятия, осуществлять быстрый поиск нужной информации по ключевым словам или словосочетаниям.
Существуют и дополнительные возможности. Система сама известит о необходимости выполнения каких-либо обязательств по договорам или поручений руководства; напомнит о днях рождения коллег, запланированных мероприятиях; выберет удобное для всех время для собрания. С помощью нее можно также получать разнообразную статистику: например, сколько встреч и телефонных разговоров совершили менеджеры отдела продаж за последний квартал; какая сумма должна прийти по заключенным договорам за следующий месяц и кто отслеживает данные приходы.
"Наша компания на основе среды Lotus создала систему "БОСС-Референт". Она избавляет работников от рутины, связанной с поиском, фиксацией и обработкой информации, упрощает процесс планирования деятельности и контроль исполнительской дисциплины, Д рассказывает менеджер компании "АйТи" Антон Павлов. Д В качестве примера работы можно описать согласование созданного вами документа. Допустим, вам нужно подготовить и согласовать договор. Щелчком мыши вы выбираете нужный шаблон, вносите необходимые изменения, так же щелчком выбираете сотрудников в порядке цепочки согласования, нажимаете ОК Д и занимаетесь другими делами. В течение нескольких секунд эти сотрудники получают письмо с просьбой согласовать документ с электронной ссылкой к нему. Щелкнув по ссылке, получатель попадет на нужный документ, согласится с ним или напишет комментарии. Когда операция будет закончена, система сама оповестит вас об этом".
Чтобы в систему попал бумажный документ, его достаточно отсканировать. Текст система распознает самостоятельно, документ будет храниться в электронном виде. Факсы принимаются автоматически без использования бумаги.

Pro и contra
Как и у любой технологии, у электронного документооборота есть свои достоинства и недостатки. К недостаткам можно отнести длительность внедрения. Переход от бумажного документооборота к электронному может растянуться на годы. В этот переходный период производительность сотрудников в среднем понижается в 2 раза. Более того: далеко не все работники могут приспособиться к "безбумажному" офису. В каждой фирме существует человек, который может быть неплохим специалистом в своей области, но при этом бояться компьютера как черт ладана. Автоматизация производства неизменно влечет за собой увольнение сотрудников и необходимость искать новых.
Существует также проблема работы с поставщиком, особенно актуальная для отечественного рынка. "Системами автоматизации на отечественном рынке торгуют очень многие. Важно найти такого продавца, который обеспечит вам поддержку и обучит персонал, Д считает менеджер фирмы "Софт-Маркет" Александр Дурыничев.
"К нам часто обращаются клиенты, которые решили сэкономить и купили нелицензионное программное обеспечение, Д продолжает он. Д Выглядит это так: вы покупаете в магазине коробку за $6 тысяч долларов и не получаете никакой информационной поддержки. Никто не обучает ваш персонал. А ведь любое программное обеспечение Д это деньги, и часто немалые. В случае с электронным документооборотом затраты на обеспечение составляют лишь треть от затрат на внедрение".
Последний миф о "безбумажном" офисе развенчивает старший исследователь компании Hewlett-Packard Laboratories Абигайль Селлен в книге "Миф безбумажного офиса", опубликованной в 2001 году. Она, в частности, утверждает, что при переходе к электронному документообороту расход бумаги в офисе увеличивается на 40%. По мнению Абигайль Селлен, чем быстрее и проще становится общаться сотрудникам, тем больше они пишут друг другу писем, а потом распечатывают. Чем больше документов переводится в электронный вид, тем чаще их тиражируют сотрудники.

Учет и контроль
Самым существенным из плюсов "безбумажного" офиса можно считать экономию времени сотрудников, которая достигает 30%. Электронный документооборот позволяет нормально функционировать средним и крупным компаниям. Если в компании работает несколько сотен или даже тысяч человек, если у нее есть филиалы в разных городах, то при "бумажном" делопроизводстве процесс согласования какого-нибудь незначительного документа может растянуться на месяцы. При "безбумажном" же он происходит в режиме реального времени.
Электронный документооборот позволяет защитить внутрикорпоративную информацию от постороннего вторжения или взлома. Система электронного документооборота контролирует рабочий процесс на многих его стадиях, что, естественно, позволяет строить работу эффективнее.


Согласно современным представлениям о движении документов в организации, документооборот можно подразделить на три группы:

1. Финансовый документооборот Д бухгалтерские документы, накладные, банковские карточки, документы, относящиеся к кадровой, инвестиционной деятельности организации.
2. Управленческий документооборот Д документы, относящиеся к управленческой деятельности менеджмента компании: приказы, распоряжения, служебные записки, внутренние инструкции, листы согласования.
3. Производственный документооборот Д чертежи, технологические карты, маршруты движения деталей, карточки учета и состояния инструмента.

Начать дискуссию

Утренний бухгалтер № 5683. Упрощенцы с НДС 5% и 7% смогут брать к вычету НДС с авансов

В нормы НК, регулирующие вычет по НДС с авансов, никаких поправок власти не вносили.

Когда нужен товарный знак: чек-лист от Роспатента

Роспатент назвал шесть причин зарегистрировать товарный знак.

Розыгрыш налоговых льгот для пожилых, НДФЛ при уступке по ДДУ, снижение акциза на табак в обзоре

Налоговые события за день

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

ФНС есть дело до всего. Теперь налоговики будут помогать Роспотребнадзору находить нелегальный общепит. 🌭«Ночной бухгалтер» № 1727

Налоговики стали проникать буквально во все сферы деятельности бизнеса и взаимодействовать с кучей разных ведомств. Теперь они будут передавать информацию в РПН, чтобы тот своевременно выявлял предприятия общепита, не сообщившие о начале своей деятельности. Например, ФНС будет передавать данные о регистрации на новых точках ККТ и пробитии первого чека.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Бесплатно с Отчетность

Формы и сроки сдачи отчетности за полугодие 2024 года

Чтобы ничего не потерять и вовремя отчитаться за полугодие, собрали всю полезную информацию в одной таблице.

Формы и сроки сдачи отчетности за полугодие 2024 года
3
Общество

Врачи в новых регионах дополнительно получат до 2 млн рублей

Медицинский персонал получит компенсации за переезд на работу в новые регионы, на Дальний Восток, Крайний Север и в Арктическую зону.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экономика России

В июне инфляция выросла до 8,59%

В 62 регионах России ускорился рост цен на большинство товаров и услуг.

Социальный вычет

💊 Соцвычет по НДФЛ можно получить на покупку любых лекарств

По расходам на покупку лекарств, назначенных лечащим врачом и приобретаемых за счет собственных средств, предусмотрен социальный налоговый вычет по НДФЛ.

3

В РФ прошел первый эксперимент по маркировке в открытом океане

Компания «Доброфлот» приняла участие в эксперименте по маркировке консервов в Тихом океане.

ФТС собрала за полгода больше 3 трлн рублей

Время типового досмотра грузового транспорта на границе сократится до 10 минут.

Мошенничество

Мошенники добрались до домовых чатов: новые схемы обмана

МВД сообщило, что мошенники активно осваивают новые площадки. И одна из них — чаты жильцов многоквартирных домов.

Бесплатно с 6-НДФЛ

Как в 1С заполнить 6-НДФЛ за 1 полугодие 2024 года: пошаговая инструкция

В 2024 году форма и порядок заполнения расчета 6-НДФЛ в очередной раз претерпели изменения. Рассказываем, как заполнить в 1С 6-НДФЛ за первое полугодие по правилам 2024 года, на что обратить внимание.

Как в 1С заполнить 6-НДФЛ за 1 полугодие 2024 года: пошаговая инструкция

Как работодателю учесть выплаты по договорам ГПХ

Договоры ГПХ часто оказываются под пристальным вниманием контролирующих органов. Чтобы не давать им повода для штрафов и доначислений, проверьте, все ли у вас правильно. Рассказываем про особенности бухгалтерского учета и налогообложения при расчетах по договорам ГПХ.

Как работодателю учесть выплаты по договорам ГПХ
Зарплата

После смены работы доход россиян увеличился на 20%

Те, кто решились поменять место работы в 2023 году, сейчас зарабатывают на 20% больше.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: мигрантам ограничат места работы, в США создали автоматизированную домашнюю пивоварню, а хакеры украли криптовалюту на 235 млн долларов

Подготовили обзор главных событий дня — 18 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

РСВ

После увольнения всех работников ИП сдает зарплатные отчеты до конца года

РСВ, ЕФС-1 и персонифицированные сведения о физлицах ИП сдают, только если они являются работодателями.

Трудовое право

Вышла новая версия Методических рекомендаций по созданию первичной профсоюзной организации

Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) обновила методичку по созданию профсоюзной ячейки в организации.

Разбираемся в 1С: основные аспекты и подбор конфигурации для вашего бизнеса

Чтобы выбрать программное обеспечение, которое эффективно справится с поставленными целями — важно понимать особенности решений 1С и какие процессы в бизнесе требуют автоматизации.

Разбираемся в 1С: основные аспекты и подбор конфигурации для вашего бизнеса
Мошенничество

Мошенники не могут украсть недвижимость на Госуслугах

Решения по сделкам с недвижимостью принимает Росреестр. Даже если к мошенникам попадет смартфон жертвы, они не смогут перерегистрировать право собственности.

Интересные материалы

Профсоюзы рекомендуют в жару уходить с работы домой

При плохом самочувствии из-за жары нужно сообщить об этом работодателю, остановить работу и покинуть рабочее место.