Безбумажный офис становится реальным

В России продвижению передовых достижений мешает традиционный взгляд на роль информационных технологий в существовании компании. Многие привыкли считать, что основную ценность фирмы составляют материальные и финансовые ресурсы: помещения, оборудование, средства на счетах. Однако экспертные оценки показывают: 90% стоимости организации Д это опыт и квалификация ее сотрудников, а также информационный капитал, то есть информация на бумажных и электронных носителях. Существующий капитал необходимо правильно использовать и пополнять. Другими словами, необходима система, которая обеспечила бы сотрудникам по меньше мере быструю и удобную работу с информацией.

Наталья Лавринович, Деловой Петербург

Хотя целиком безбумажный офис выглядит утопично, многие элементы электронного документооборота прочно вошли в жизнь российских компаний.

В России продвижению передовых достижений мешает традиционный взгляд на роль информационных технологий в существовании компании. Многие привыкли считать, что основную ценность фирмы составляют материальные и финансовые ресурсы: помещения, оборудование, средства на счетах. Однако экспертные оценки показывают: 90% стоимости организации Д это опыт и квалификация ее сотрудников, а также информационный капитал, то есть информация на бумажных и электронных носителях.
Существующий капитал необходимо правильно использовать и пополнять. Другими словами, необходима система, которая обеспечила бы сотрудникам по меньше мере быструю и удобную работу с информацией.

XXI век в коробке
Существует целый ряд корпоративных информационных систем, которые в той или иной степени решают задачи финансового, управленческого или производственного документооборота. Это так называемые "коробочные" системы, системы автоматизации делопроизводства и большие адаптируемые системы.
"Коробочные" системы, как самые простые, наиболее распространены в России. Она обычно решают локальные задачи финансового характера: начисления зарплаты, организации бухгалтерского учета.
К "коробочным" системам относится, например, система "1С". Эти системы наиболее распространены в небольших компаниях, где количество сотрудников не превышает 200 человек.
Системы автоматизации управленческого документооборота и делопроизводства позволяют навести порядок с информацией внутри организации, какой бы разветвленной она ни была. С их помощью можно создавать, редактировать и согласовывать документы, искать необходимое по базе данных, планировать работу, обмениваться информацией внутри корпорации в режиме реального времени и т.д.
Самой известной на российском рынке из таких систем считается "БОСС-Референт" производства компании "АйТи".
Адаптируемые системы позволяют полностью автоматизировать все перечисленные виды документооборота. Кроме того они дают возможность контролировать весь процесс производства с момента создания предприятия. С их помощью можно, например, рассчитать необходимое число сотрудников, средств, материалов, оборудования, проконтролировать процесс производства на любой стадии. Внедрение таких систем может продолжаться несколько лет и стоить $30-40 тысяч за рабочее место. Самая известная из них Д адаптируемая система R/3 производства немецкой фирмы SAP.

Электронный органайзер
Наибольший интерес менеджеров вызывают системы автоматизации управленческого документооборота. Компьютер с установленной системой выглядит как электронный органайзер. Доступ ко всем базам данных и все действия осуществляются щелчком мыши по пиктограммам на рабочем столе. Находясь в системе и не запуская дополнительных программ, можно читать и отправлять электронную почту, пользоваться услугами сети интернет, быстро создавать по шаблонам и согласовывать документы, оперативно получать информацию (например, историю отношений с клиентами), планировать совместные мероприятия, осуществлять быстрый поиск нужной информации по ключевым словам или словосочетаниям.
Существуют и дополнительные возможности. Система сама известит о необходимости выполнения каких-либо обязательств по договорам или поручений руководства; напомнит о днях рождения коллег, запланированных мероприятиях; выберет удобное для всех время для собрания. С помощью нее можно также получать разнообразную статистику: например, сколько встреч и телефонных разговоров совершили менеджеры отдела продаж за последний квартал; какая сумма должна прийти по заключенным договорам за следующий месяц и кто отслеживает данные приходы.
"Наша компания на основе среды Lotus создала систему "БОСС-Референт". Она избавляет работников от рутины, связанной с поиском, фиксацией и обработкой информации, упрощает процесс планирования деятельности и контроль исполнительской дисциплины, Д рассказывает менеджер компании "АйТи" Антон Павлов. Д В качестве примера работы можно описать согласование созданного вами документа. Допустим, вам нужно подготовить и согласовать договор. Щелчком мыши вы выбираете нужный шаблон, вносите необходимые изменения, так же щелчком выбираете сотрудников в порядке цепочки согласования, нажимаете ОК Д и занимаетесь другими делами. В течение нескольких секунд эти сотрудники получают письмо с просьбой согласовать документ с электронной ссылкой к нему. Щелкнув по ссылке, получатель попадет на нужный документ, согласится с ним или напишет комментарии. Когда операция будет закончена, система сама оповестит вас об этом".
Чтобы в систему попал бумажный документ, его достаточно отсканировать. Текст система распознает самостоятельно, документ будет храниться в электронном виде. Факсы принимаются автоматически без использования бумаги.

Pro и contra
Как и у любой технологии, у электронного документооборота есть свои достоинства и недостатки. К недостаткам можно отнести длительность внедрения. Переход от бумажного документооборота к электронному может растянуться на годы. В этот переходный период производительность сотрудников в среднем понижается в 2 раза. Более того: далеко не все работники могут приспособиться к "безбумажному" офису. В каждой фирме существует человек, который может быть неплохим специалистом в своей области, но при этом бояться компьютера как черт ладана. Автоматизация производства неизменно влечет за собой увольнение сотрудников и необходимость искать новых.
Существует также проблема работы с поставщиком, особенно актуальная для отечественного рынка. "Системами автоматизации на отечественном рынке торгуют очень многие. Важно найти такого продавца, который обеспечит вам поддержку и обучит персонал, Д считает менеджер фирмы "Софт-Маркет" Александр Дурыничев.
"К нам часто обращаются клиенты, которые решили сэкономить и купили нелицензионное программное обеспечение, Д продолжает он. Д Выглядит это так: вы покупаете в магазине коробку за $6 тысяч долларов и не получаете никакой информационной поддержки. Никто не обучает ваш персонал. А ведь любое программное обеспечение Д это деньги, и часто немалые. В случае с электронным документооборотом затраты на обеспечение составляют лишь треть от затрат на внедрение".
Последний миф о "безбумажном" офисе развенчивает старший исследователь компании Hewlett-Packard Laboratories Абигайль Селлен в книге "Миф безбумажного офиса", опубликованной в 2001 году. Она, в частности, утверждает, что при переходе к электронному документообороту расход бумаги в офисе увеличивается на 40%. По мнению Абигайль Селлен, чем быстрее и проще становится общаться сотрудникам, тем больше они пишут друг другу писем, а потом распечатывают. Чем больше документов переводится в электронный вид, тем чаще их тиражируют сотрудники.

Учет и контроль
Самым существенным из плюсов "безбумажного" офиса можно считать экономию времени сотрудников, которая достигает 30%. Электронный документооборот позволяет нормально функционировать средним и крупным компаниям. Если в компании работает несколько сотен или даже тысяч человек, если у нее есть филиалы в разных городах, то при "бумажном" делопроизводстве процесс согласования какого-нибудь незначительного документа может растянуться на месяцы. При "безбумажном" же он происходит в режиме реального времени.
Электронный документооборот позволяет защитить внутрикорпоративную информацию от постороннего вторжения или взлома. Система электронного документооборота контролирует рабочий процесс на многих его стадиях, что, естественно, позволяет строить работу эффективнее.


Согласно современным представлениям о движении документов в организации, документооборот можно подразделить на три группы:

1. Финансовый документооборот Д бухгалтерские документы, накладные, банковские карточки, документы, относящиеся к кадровой, инвестиционной деятельности организации.
2. Управленческий документооборот Д документы, относящиеся к управленческой деятельности менеджмента компании: приказы, распоряжения, служебные записки, внутренние инструкции, листы согласования.
3. Производственный документооборот Д чертежи, технологические карты, маршруты движения деталей, карточки учета и состояния инструмента.

Начать дискуссию

Маркетплейсы

Продавцам стало проще сотрудничать с Wildberries. Не без помощи ФАС

Теперь продавцы на Wildberries смогут зафиксировать стоимость логистики и хранения товаров на 60 или 90 дней, им не придется платить штрафы «За другие нарушения».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Российский суд арестовал активы Deutsche Bank, Commerzbank и UniCredit

Иски подала «дочка» «Газпрома».

ФНС: 95% льгот по налогам на имущество предоставляют без заявлений

Больше 5 лет ФНС применяет проактивный он же беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогам на имущество физических лиц.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

СФР отчитался о бесплатных проездных билетах до места лечения

Социальный фонд предоставляет право бесплатного проезда до места лечения. Электронные проездные получили уже 41,1 тысяч человек.

Каким бизнесом лучше всего заниматься?

Как вы выбираете бизнес-нишу? Много лет работая с разными бизнесменами и опираясь на свой предпринимательский опыт, я пришел к таким выводам.

НДФЛ

Не получится полностью получить компенсацию за утечку персданных

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Криптовалюта

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT

Москва и Санкт-Петербург – города, где можно без проблем обменять USDT. Причем, многие обменники принимают как наличные рубли, доллары и евро, так и крипту*! Все лучшие криптообменники в СПБ имеют свои офисы и обслуживают клиентов в индивидуальном порядке – при личной встрече. Где находятся эти офисы, и как через них совершать крипто-сделки?

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT
Маркетплейсы

На Авито появляется новый функционал для продавцов, который ранее был у покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Госзакупки

Расширят административную ответственность за предоставление недостоверных сведений в закупках

ФАС продолжает работу над инициативой введения в КоАП административной ответственности за предоставление недостоверных сведений в закупках.

Инвестиции

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

На бирже намечается реальная движуха, и я не про IPO Светофора. Доллар вплотную приблизился к желающим купить его по 90, индекс Мосбиржи обновил годовой максимум, а бедным московским инвесторам придётся богатеть, чтобы инвестировать в бетон. Квартиры меньше 28 метров под запретом!

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024
3
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

2
Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Инвестиции

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня

«Можем повторить!» — сказали ребята из «А класс капитал» и решили, что пора выводить на биржу новый фонд. С названием долго не думали. Был ПНК-Рентал для всех, а будет Рентал ПРО для квалифицированных инвесторов. Был фонд с пассивным управлением, а будет фонд с активным управлением. Собрал известную информацию и свои мысли по новому фонду.

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня
Мошенничество

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Криптовалюта

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Трудовое право

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Интересные материалы

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.