Платформа для эффективного бизнеса

"Вы на какой платформе стоите?" Скоро этот ключевой для ИТ-директора предприятия вопрос потеряет всякий смысл. На какой бы аппаратно-программной платформе ни исполнялись отдельные бизнес-процессы компании, ее бизнес сможет развиваться в едином информационном пространстве. В роли всеобщего объединителя выступит интернет.


Андрей Шерман, iOne

"Вы на какой платформе стоите?" Скоро этот ключевой для ИТ-директора предприятия вопрос потеряет всякий смысл. На какой бы аппаратно-программной платформе ни исполнялись отдельные бизнес-процессы компании, ее бизнес сможет развиваться в едином информационном пространстве. В роли всеобщего объединителя выступит интернет.

На российских предприятиях сплошь и рядом корпоративная ИТ-система это вовсе не "система", а, как любят выражаться айтишники, "зоопарк", состоящий из несвязанных между собой и несовместимых приложений, функционирующих в разных операционных средах и на компьютерах разной архитектуры. Отсутствие единого информационного пространства -- это, пожалуй, главная проблема CIO и других руководителей российских компаний. Из-за этого, например, данные приходится многократно переносить из одной системы в другую, зачастую набивая их вручную с распечатки. Мало того что эти процедуры отнимают массу времени, они еще неизбежно порождают ошибки, а если данные из разных систем оказываются противоречивыми, то приходится тратить время и на поиск истины. Говорить о повышении скорости принятия обоснованных решений и эффективности автоматизации в таком случае не приходится. И хотя многие давно уже поняли, что интеграция между приложениями и подсистемами, предназначенными для автоматизации бизнес-процессов, столь же необходима, как и интеграция самих процессов, решить эту проблему долго не удавалось. Не было надлежащей "платформы". Впрочем, в ходе эволюции ИТ само это понятие претерпело серьезные изменения.

Длинные перегоны
Сначала платформой называли саму ЭВМ. Эта "железная" платформа стояла "на земле": приложения работали только на конкретном компьютере и при его замене их нужно было переписывать полностью. При переходе на новую аппаратную платформу приходилось еще осваивать и новый язык программирования. Не удивительно, что срок промышленной эксплуатации программы порой оказывался меньше, чем время, затраченное на ее создание. С появлением операционных систем и универсальных языков программирования переносить приложения с одной ЭВМ на другую стало немного проще -- по крайней мере, отпала необходимость каждый раз переписывать все "с нуля". Платформа приподнялась над землей и превратилась в программно-аппаратную. Затем в операционные системы стали встраивать поддержку объектно-компонентных моделей с компонентами "многоразового использования". Программисты наконец смогли перейти от бесконечного перекодирования одного и того же функционала к его развитию, однако создание целостной корпоративной ИТ-системы из приложений и разрозненных систем оставалось процессом сложным и длительным. Платформа хоть и стала заметно выше, но по-прежнему служила основой для отдельных приложений, а не единого информационного пространства.

Выпускаемое некоторыми компаниями специализированное программное обеспечение промежуточного слоя -- middleware, или EAI-решения (enterprise application integration), оказалось малопригодно для интеграции множества приложений в комплексную систему предприятия и тем более для межкорпоративной интеграции. Да и цена таких программ высока: по оценкам Gartner, на интеграцию с помощью middleware уходит до 40% бюджетов проектов по комплексной автоматизации, а увязка двух ИТ-подсистем от разных поставщиков требует 12 месяцев работы и минимум $500 тыс. Так что большинству компаний приходится бороться с "кусочной" автоматизацией подручными средствами, создавая локальные связи только там, где в них есть острая необходимость. Это все равно что протягивать от своего телефона отдельный провод к каждому абоненту, с которым вы хотите общаться. Чем больше на предприятии приложений, которые необходимо интегрировать, тем больше становится таких "ниточек": затраты растут непомерно, а возникающий в результате конгломерат теряет динамику развития -- внесение изменений в одно из приложений (например, переход на новую версию) требует модификации всех его связей, иначе нормальной работы не будет. Вместо единого информационного пространства образуются "острова", а сложность корпоративного ИТ-хозяйства достигает такого уровня, что на его содержание и развитие требуется слишком много ресурсов. Так и складывается парадоксальная ситуация, когда внедрение и развитие корпоративных ИТ-систем становится тормозом, а не инструментом повышения эффективности бизнеса.

Настоящим камнем преткновения проблема интеграции оказывается при слиянии компаний. В этом случае необходимо заставить работать как единое целое несколько ИТ-решений, развивавшихся автономно в течение десятилетий. Зачастую они почти полностью функционально дублируют друг друга, но быстро избавиться от одного из них нельзя -- придется останавливать бизнес и заниматься переносом данных, обучением пользователей, а то и переоснащением рабочих мест. Львиная доля ИТ-бюджета уходит на поддержание работоспособности и борьбу с хаосом, а руководство требует быстрее сократить расходы -- ведь ради этого и проводилось слияние.

Одним словом, проблема назрела. Между тем, у всех перед глазами есть пример чрезвычайно успешного решения сходной задачи. Благодаря web-технологиям пользователи самых разнообразных устройств -- настольных компьютеров, ноутбуков, КПК, смартфонов и т. п.-- обращаются к ресурсам интернета через web-браузер, даже не задумываясь о том, на какой программно-аппаратной базе размещен ресурс и какой web-сервер его обслуживает. Этот универсальный механизм оказался настолько удобным, что его стали использовать не только в интернете, но и во внутрикорпоративных сетях (интранетах) и даже в качестве пользовательского интерфейса локальных приложений. Ведущие ИТ-компании занялись созданием технологий и стандартов, которые позволили бы превратить интернет в универсальную платформу для построения комплексных ИТ-систем. Так появилась концепция web-сервисов и первые очертания того, что нынче принято называть стратегической платформой.

Следующая платформа -- "Стратегическая"
На новом витке ИТ-эволюции все источники информации, в том числе базы данных и неструктурированные хранилища, а также разнообразные исполняемые программы будут существовать в "облаке интернета" в форме так называемых web-сервисов, доступных через простой универсальный интерфейс. Разработчики берут за образец сценарии работы в World Wide Web. Например, они создают специальные каталоги или "поисковые машины", куда приложение сможет обратиться за справкой о наличии, адресе и правилах пользования тем или иным сервисом. Предположим, приложению для финансовых расчетов требуется валютный курс. Обнаружив на поисковой машине web-сервис ЦБ, биржи или профильного информагентства, оно запросит и получит нужную информацию. Одним из очевидных и перспективных направлений применения web-сервисов в межкорпоративном взаимодействии многие называют также централизованную аутентификацию пользователей. Занять эту нишу уже спешит Microsoft, предлагая web-сервис под названием .NET Passport.

Использование единых стандартов более высокого уровня в концепции web-сервисов способно обеспечить полный отрыв функции от реализующих ее инструментов. Стратегическая платформа взлетит так высоко, что окажется полностью "отвязанной" от аппаратной базы, операционной системы, языков программирования, особенностей представления данных и т. д. ИТ-системы станут намного надежнее и гибче: обращение к web-сервисам происходит ровно в тот момент, когда они требуются, адаптация ко всем изменениям осуществляется "на ходу". Модификация web-сервиса не помешает работе приложения с ним точно так же, как изменение дизайна web-сайта или его перенос на новый "движок" не становится помехой для доступа к контенту. Даже если web-сервис окажется недоступным, поисковая машина сама найдет альтернативу или эквивалентную по функциональности комбинацию из нескольких сервисов.

Бизнес-тест
Не правда ли, с технологической точки зрения все выглядит красиво. Но концепция web-сервисов выдерживает тест и на прагматичность. Что дает стратегическая ИТ-платформа для бизнеса компании? Прежде всего -- возможность построения хорошо интегрированных комплексных систем из уже существующих приложений, которые ранее были несовместимыми. Разработчики особо акцентируют внимание клиентов на сохранении ранее сделанных инвестиций в ИТ. Кроме того, повышается и эффективность использования имеющихся ресурсов благодаря организации более простого и удобного доступа к ним. Снижается совокупная стоимость владения ИТ-ресурсами. Использование стандартных технологий интеграции приводит к усилению конкуренции между поставщиками: продукты дешевеют, а предприятия уже не рискуют попасть в зависимость от одного из поставщиков. Сокращаются расходы на услуги консультантов и обучение. Совокупную стоимость владения можно снизить также за счет объединения усилий по созданию и эксплуатации решений с дружественными организациями сходного профиля. Сложные системы можно будет быстро компоновать из готовых блоков, а новые компоненты внедрять просто путем публикации сведений о новом web-сервисе в каталоге. Разработкой новых компонентов эксперты-предметники могут заниматься так, как им удобно, без оглядки на существующие приложения и системы.

Большие выгоды реализация концепции web-сервисов сулит для фронт-офиса компании. Автоматизация бизнес-процессов, связанных с взаимодействием с внешними партнерами и клиентами (решения для управления цепочками поставок, b2b-площадки, CRM), принесет больший эффект, поскольку за счет стандартизации партнеры легко смогут наладить связи друг с другом -- вплоть до агрегирования своих бизнес-процессов и создания общего виртуального бизнеса. Ну а исполнение бизнес-процесса, отданного на аутсорсинг, будет выглядеть так же, как если бы он оставался сугубо внутренним процессом компании. Многого можно добиться и в качестве обслуживания клиентов. Так, одна крупная торговая компания смогла за счет применения web-сервисов сократить срок обработки заказов с двух дней до 20 минут. Разработанные для внутреннего пользования web-сервисы могут стать для компании и источником прямых доходов, если предоставлять их за плату другим фирмам. Биллинг и взаимные расчеты при этом самим изобретать не надо -- их можно реализовать с помощью сторонних web-сервисов. В пример можно привести онлайновую "дочку" розничной сети Nordstrom, которая, обеспечив с помощью web-сервисов интеграцию своей ERP-системы с работающей на мэйнфрейме ИТ-системой родительской компании, затем открыла доступ к этим сервисам другим партнерам Nordstrom. После чего реализовала web-сервисы для учета скидок и бонусов, предоставляемых в онлайне при покупках в обычных магазинах сети, и наоборот.

Если вернуться к аналогии с телефонной сетью, то концепция web-сервисов позволит вместо прокладки отдельных проводов к каждому необходимому для дела "абоненту" построить в интернете (или интранете) "коммутатор" ИТ-ресурсов. И тогда действительно будет сформировано единое информационное пространство, в котором легко получить доступ к требуемому источнику данных, приложению или иному ресурсу.

Билет в обе стороны
Web-сервисы -- отнюдь не туманная перспектива. Хотя процесс разработки web-стандартов еще далек от завершения, поставщики "стратегических платформ" активно продвигают на рынок свои первые продукты. Помимо Microsoft, сделавшей стратегическую ставку на свою .NET, к числу основных игроков на этом поле относятся Sun Microsystems (платформа SunONE) и IBM (платформа WebSphere). Отметим и недавнюю инициативу ведущего поставщика корпоративных комплексных ИТ-систем SAP AG, объявившего о разработке концепции по интеграции технологических платформ SAP NetWeaver и альянсе по этому проекту с IBM и Microsoft (имеется в виду полная совместимость с WebSphere и .NET). По сути, SAP признает право клиента работать с разными ИТ-решениями и программно-аппаратными платформами и берет на вооружение лозунг "кооперация вместо вытеснения существующих решений".

По оценкам исследовательской компании ZapThink, объем рынка услуг по интеграции ИТ-систем с помощью web-сервисов в 2001 году составил $435 млн, а к 2006 году вырастет до $6,2 млрд. Почти два года назад Forrester Research предсказала, что началом эпохи победного шествия web-сервисов станет 2003 год, причем на первом этапе они будут применяться в основном для внешних коммуникаций, в частности для управления сложными цепочками поставок. С другой стороны, по данным Giga Group, 60% CIO западных компаний считают, что в первую очередь с помощью web-сервисов нужно решать задачи по более тесной интеграции внутрикорпоративных систем, а уже потом выходить за пределы организации. При таком подходе освоение новой технологии можно начинать с небольших проектов, что снижает риски и позволяет быстрее получить отдачу. Эта позиция ближе и CIO российских компаний, где ИТ-"зоопарк" состоит даже не из разных промышленных систем, а из "самописных" решений, созданных в разное время разными людьми. Но независимо от того, какую интеграционную платформу и стратегию ее реализации выберут CIO, освоение новой технологии будет иметь далеко идущие последствия для экономики и общества в целом. Возможность быстро и дешево организовать эффективное взаимодействие ИТ-систем приведет к тому, что через несколько лет изменится сам характер ведения бизнеса.

Начать дискуссию