Тройная бухгалтерия Устоит ли «1С» против e-Style и «Паруса»

Традиционного лидера в разработке бухгалтерских программ для малого и среднего бизнеса «1С» ждут «смутные времена». Его конкурент e-Style собирается сломать рынок, распространив 1 млн бесплатных экземпляров своей программы. Схожих по масштабам промоушн-акций российский бухгалтер еще не видел.

Елена Абрамова

Источник: "Компания" - деловой еженедельник
© ЗАО "Издательский дом "Курьер".


Традиционного лидера в разработке бухгалтерских программ для малого и среднего бизнеса «1С» ждут «смутные времена». Его конкурент e-Style собирается сломать рынок, распространив 1 млн бесплатных экземпляров своей программы. Схожих по масштабам промоушн-акций российский бухгалтер еще не видел.

Пока отечественные экономисты ломают голову над тем, что же называть «малым бизнесом», программисты для себя давно решили: это компании, в которых работают до 100 человек и чей оборот не превышает $10 млн. Недавняя перепись юридических лиц показала, что в России около 1,6 млн компаний. Подавляющее большинство из них – реальные или потенциальные клиенты разработчиков электронных бухгалтерий.

В 2002 году объем продаж учетных программ (бухгалтерия, склад, зарплата, кадры, операционная логистика, финансовое планирование) в этом секторе, по разным оценкам, составил $60 млн – $80 млн (по данным агентства Market-Visio, это примерно 10% от российского рынка программирования). Около десяти лет хозяином рынка была компания «1С». Она контролирует 62% продаж (600 000 клиентов). На остальных разработчиков – таких, как «Парус», «Инфобухгалтер», «Инфин», «Бэст», «Турбобухгалтер», приходится около 400 000. Еще 600 000 компаний – потенциальные клиенты разработчиков (за исключением тех фирм, которые не нуждаются в бухгалтерии в силу специфики своей работы).

И вот на прошлой неделе компания e-Style, аффилированная с компьютерным холдингом R-Style, объявила о намерении бесплатно раздать всем желающим до конца 2003 года 1 млн копий несетевой версии своей бухгалтерской программы для малого бизнеса. Предложение может быть оценено по достоинству, учитывая, что минимальная стоимость программы – например у «1С» – составляет порядка $70. В лучшем для «1С» случае на эту приманку клюнут те мелкие фирмы, которые по каким-то причинам еще не стали ее клиентами. В худшем – к e-Style перейдет часть клиентов «1С».

С начала 2003 года в этом же секторе активизировала свои действия корпорация «Парус». Она претендует на верхний ценовой сегмент сектора малого и среднего бизнеса, предлагая аналитическую программу, совместимую со всеми конкурирующими продуктами. Минимальная стоимость программы составляет $240.

«Парус» и e-Style заинтересовались малым бизнесом весьма вовремя. Всемирный банк собирается предоставить правительству РФ кредит в размере $300 млн на развитие малого и среднего предпринимательства. Похоже, разработчики бухгалтерских программ рассчитывают, что количество компаний, которые смогут позволить себе приобрести их программы, увеличится.

Остров погибших кораблей

Компании «1С» не привыкать к угрозам. Из года в год заняться работой на этом рынке собираются крупные производители ERP-систем (информационных систем управления).

Компания Microsoft Business Solutions CIS разработала специальную программу (Microsoft Business Solutions-Navision) для быстрорастущего малого бизнеса, которая позволяет малым предприятиям России использовать в своей работе ранее недоступные для этого сегмента рынка современные западные системы управления. Однако серьезных успехов компания на этом рынке так и не добилась.

Германский разработчик программ для корпоративного сектора SAP и американская Oracle уже несколько раз заявляли об интересе к малому и среднему бизнесу. Но активных действий в продвижении своих продуктов компании до сих пор так и не предпринимали. «Вряд ли доля доходов от SMB-направления (Small and Midmarket Business) в бизнесе всей SAP когда-либо будет выше 20%, – говорит Алексей Шлыков, управляющий директор SAP в СНГ и странах Балтии. – Это дополнительная продуктовая линия, шаг навстречу тем растущим компаниям, которые хотят сделать «умную» инвестицию в свое развитие».

Медленное продвижение зарубежных компаний в этом секторе вызвано необходимостью адаптировать продукт к российскому законодательству. Кроме того, для успешной работы на этом рынке нужна разветвленная сеть распространения и поддержки, а также разработка специального продукта. «Важно понимание того, что малые решения – это не удешевленные и урезанные большие программы. Их надо разрабатывать специально, – рассказывает Борис Нуралиев, директор «1С». – Поэтому нашей фирме удалось занять лидирующее положение в соревновании с серьезными отечественными и зарубежными коллегами на рынке СНГ».

С проблемами на этом рынке сталкивались и отечественные разработчики. В 1998 году та же R-Style безуспешно пыталась завоевать рынок малого и среднего бизнеса с помощью программы «Универсальная бухгалтерия Кирилла и Мефодия». «Программа опередила время, – считает Вячеслав Рудников, один из учредителей R-Style, ныне президент группы компаний e-Style. – Технологии, заложенные в продукт, оказались невостребованными рынком. Тестовое продвижение программы на рынке по классической маркетинговой схеме было неэффективным, так как рынок малых предприятий требует нестандартных маркетинговых решений».

…И бесплатная раздача слонов

Через пять лет R-Style снова «вспомнила» о существовании малого бизнеса. На сей раз компания явно учла ошибки молодости и поработала над маркетингом; e-Style, выделившаяся из холдинга R-Style, создала компанию «Высший сорт», которая займется продвижением бухгалтерской программы «ВС:Бухгалтерия» (не путать с «1С:Бухгалтерия», которую продвигает фирма «1С»). Пост генерального директора в новой компании будет совмещать с президентством в e-Style Вячеслав Рудников. «Рынок бухгалтерских систем для малого бизнеса к 2007 году приблизится к цифре $200 млн, – утверждает Рудников. – Мы собираемся получить порядка 50% этого рынка. Расстановка сил на нем в ближайшие годы обязательно изменится, и нам не важно, кому из игроков рынка придется «подвинуться».

Подвинуть кого бы то ни было e-Style собирается с помощью беспрецедентной акции – бесплатной раздачи однопользовательской (не сетевой) версии «ВС:Бухгалтерии». «В 2003 году мы планируем бесплатно распространить 1 млн копий, в 2004 году – 1,5 млн», – рассказывает Рудников. Зарабатывать деньги e-Style собирается на продаже сетевых версий.

Впрочем, не факт, что возможность получить бесплатную копию соблазнит бухгалтера перейти с той же «1С:Бухгалтерия» на продукт e-Style. Во-первых, программа, которой он пользовался до сих пор, уже оплачена, и денег за нее не вернешь. Хотя современные технологии и позволяют конкурентам выпускать совместимые программы, трудности смены программного обеспечения во многом связаны с освоением новой системы.

Еще один претендент на долю этого рынка – корпорация «Парус» (общий оборот $20,2 млн). Более десяти лет она концентрировала усилия в секторе бюджетных предприятий, федеральных и корпоративных проектов. Программы для более мелких компаний приносили «Парусу» только $2,2 млн (10% от оборота). К 2003 году корпорация контролировала 5% рынка. Теперь ее руководство решило увеличить свой оборот на этом рынке в четыре раза.

«Парус» не собирается напрямую отбивать клиентов у «1С». В продвижении продукции он делает акцент на аналитический блок «Портфель управляющего», совместимый с «1С:Бухгалтерия» и другими бухгалтерскими программами. «Мы не конкурируем с «1С», мы дополняем друг друга, – утверждает Игорь Шейпук, вице-президент «Паруса». – С помощью этого продукта мы планируем за 2 – 3 года получить 15 – 20% рынка малого и среднего бизнеса».

Конкуренты в один голос говорят, что козырь «1С» – крупнейшая в России сбытовая сеть (3000 партнеров и франчайзи). Но это ее достоинство имеет и свои недостатки. По мнению Игоря Шейпука, такая разветвленная сеть трудноуправляема. Партнеры начинают конкурировать друг с другом в борьбе за клиента. Партнерская сеть «Паруса» скромнее: 240 партнеров и 33 региональных отделения. И это позволяет корпорации пресекать переход клиентов от одного партнера к другому. Впрочем, с ростом доли рынка, на который так рассчитывает компания, будет расти и количество партнеров. И не факт, что «Парус» сможет управлять сетью как и прежде.

На первом этапе e-Style намерена использовать филиальную и партнерскую сети материнского холдинга R-Style (девять филиалов и 200 партнеров). «Кроме того, мы будем формировать собственную партнерскую сеть, искать дистрибуторов в семи крупнейших городах РФ и дилеров в городах с населением более 100 000 человек, – рассказывает Рудников. – К концу 2003 года мы будем работать с несколькими сотнями дилеров».

Каковы бы ни были планы «Паруса» и e-Style, у «1С» есть несколько преимуществ: многолетняя специализация и раскрученный брэнд, развитая партнерская сеть, консервативность клиентов, связанная с болезненностью перехода на новую учетную программу. На стороне претендентов пока лишь агрессивная маркетинговая политика и целенаправленное создание интеллектуального имиджа своих продуктов. Похоже, шансы сохранить рынок у «1С» достаточно велики.

Сильные и слабые стороны «1С»

Сильные стороны

Слабые стороны

Многолетняя специализация на рынке

Консервативное позиционирование

Развитая сбытовая сеть

Снижение управляемости дилерской сетью

Раскрученный брэнд

Консервативность клиентов

Начать дискуссию

Почти 500 тысяч семей получили пособие при рождении ребенка

В течение шести месяцев с момента рождения ребенка у семей есть возможность подать заявление на единовременное пособие. Размер выплаты составляет больше 24 тысяч рублей.

Общество

Опубликован рейтинг регионов по органической продукции

Роскачество представило обновленный рейтинг субъектов РФ по количеству сертифицированных производителей органической продукции по итогам первого полугодия 2024 года.

Мастерская по ремонту телефонов не платит торговый сбор

Под торговый сбор подпадает деятельности, связанная с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Элементарные 19%. Свежие облигации: элемент лизинг на размещении

Кто на рынке всех смелее? Можно даже не сомневаться — это лизинговые компании. За деньгами инвесторов снова идёт Элемент Лизинг, а в качестве козыря в рукаве — девятнадцатипроцентный купон. При нём также есть ежемесячный купон и амортизация. Выглядит вполне интересно, посмотрим, что внутри.

Элементарные 19%. Свежие облигации: элемент лизинг на размещении

В России растет число патентных поверенных

Квалификационные экзамены Роспатента успешно сдали 95 человек с начала 2024 года и 179 человек за 2023 год.

🍒 Зарегистрирован первый региональный бренд новых регионов РФ

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) выдала первое свидетельство об исключительном праве на региональный бренд в новых регионах России. Им стало географическое указание «Мелитопольская черешня».

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Земельный налог начисляют по данным Росреестра. ФНС: к нему и претензии

Налоговая база по земельному налогу – это кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН. Она применяется с 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговый терроризм, уплата взносов предпринимателем-пенсионером, налоговая помощь Трампа Байдену в обзоре

События дня. Налоговые события.

Обзоры для бухгалтера

Знакомство с экспертами Клерк.Консультаций: Надежда Камышева

Мы начинаем вести серию заметок о наших экспертах. Сегодня рассказываем о самом опытном эксперте — Надежде Камышевой, которая уже более 20 лет помогает бухгалтерам решать их рабочие вопросы.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728

Не стоит волноваться, если при умножении дохода на ставку рассчитанный налог в 6-НДФЛ не сойдется с реальным. Чем больше сотрудников, тем больше может быть разбег.

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728
IT-компании

Свыше 18 тысяч IT-компаний продлили аккредитацию. Но это не все

2 тысячи компаний в сфере IT решили не подавать заявление на продление аккредитации. Они перестали соответствовать критериям.

Миграционный учет

Мигрантам предлагают носить цифровые браслеты

Чтобы следить за перемещениями мигрантов внутри РФ, власти хотят надеть на них цифровые браслеты и заставить приезжих проходить дактилоскопическую регистрацию.

Налог на имущество

Долги по налогу на имущество сократились на 31%

19 млн россиян закрыли долги по налогам после введения ЕНС.

Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

В июльском уведомлении не будет взносов. В него войдет НДФЛ и квартальные авансовые платежи по другим налогам.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

ФАС признала недобросовестной конкуренцией копирование упаковки бренда «AXE»

Производителю запретили выпускать дезодоранты и гели для душа «EXXE» в упаковке, которая копирует фирменный стиль бренда «AXE».

6-НДФЛ

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ

В статье расскажем, как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ, как правильно заполнить расчет и не допустить ошибок.

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ
Маркетплейсы

Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

Продавцу важно правильно управлять товарными запасами: вовремя привозить поставки на склад, закупать не слишком большие, но и не маленькие партии. Справиться с этой задачей помогает расчет оборачиваемости товаров. Рассказываем, о чем говорит этот показатель и как его посчитать.

Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

Повышение утильсбора будет поэтапным до 2030 года

Минпромторг сообщил, что продолжает анализировать поступающие предложения по индексации утилизационного сбора.

Ценные бумаги

Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг

В этом материале рассказываем, зачем нужен депозитарий, какова его роль в инвестициях и как проверить его надежность.

Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг

Интересные материалы

Лицензирование

На Госуслугах можно будет получить лицензию на дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию

Роспотребнадзор утвердил Административный регламент по предоставлению государственной услуги лицензирования деятельности оказания услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.