Про программное обеспечение "1С:Предприятие" приходится слышать самые противоречивые мнения. С одной стороны, ей восхищаются крупные корпорации, для которых она, по мнению других, вовсе и не предназначена. С другой - ее ругают некоторые малые предприятия, для которых, опять же по мнению некоторых, она и создана. Ее боготворят и ненавидят. Ругают и хвалят. Признают и отрицают.
Попробуем разобраться в этом феномене и определить свое отношение к этому, без преувеличения, уникальному программному продукту.
На рынке "Делового софта" присутствует огромное количество фирм. Для понимания проблемы, попробуем определить место фирмы "1С" на нем. Итак - чем "1С" зарабатывает деньги? Хотя сама себя она позиционирует как "дистрибутор и разработчик" на самом деле в широких кругах ее знают именно как разработчика чего-то под названием "1С:Предприятие": И что же это такое? Можно с уверенностью дать "1С:Предприятию" три определения, каждое из которых окажется верным.
Итак: "1С:Предприятие" это:
- готовое решение для ведения учета;
- средство разработки систем автоматизации хозяйственной деятельности;
- торговая марка.
- конфигурация;
- платформа.
Таким образом, доход от "1С:Предприятия" поступает по трем каналам - от продажи базовых и OEM версий (готовых решений), платформы с конфигурацией, а также использования торговой марки "1С:Предприятие". Интересно, что даже готовые решения собственной разработки "1С" реализует исключительно через партнерскую сеть.
Теперь понятно, что продает "1С". А что же покупает потребитель? Потребителю надо считать деньги! Ему не важно, какие программы и железки это делают. Он всегда платит за систему учета и уверен, что именно ее ему и продают. Но потребитель бывает разный. Поэтому рынок и разделен на сегменты:
- готовые универсальные решения;
- готовые отраслевые решения;
- услуги по "подстройке" конфигураций;
- заказные системы.
"1С" присутствует в двух первых сегментах - в первом - в качестве разработчика, во втором - дистрибутора. В третьем и четвертом сегментах "1С" зарабатывает исключительно как поставщик инструментальных средств. Поэтому глубоко заблуждаются те, кто считает, что "1С" и, например "Галактика" - конкуренты. Конкурентами "Галактики" являются партнеры "1С",
а не она сама.
Особо отметим разницу между услугами по "подстройке" и заказными системами, которые иногда называют "бухгалтерия под ключ" или "оригинальными конфигурациями". На самом деле разница между ними определяется тем, кто делает постановку задачи у клиента. В случае типовой или отраслевой конфигурации ее сделал разработчик конфигурации. В случае заказной системы - разработчик оригинальной. Если постановка задачи сделана - совершенно не важно, какие фрагменты использует разработчик при внедрении. Поэтому разговоры о том, что кто-то разрабатывает конфигурации "с нуля" на практике вовсе не означает, что в конфигурации не используются фрагменты "типовой", "отраслевых" или собственные заделы. Поскольку при достаточной квалификации конфигурации можно учесть все нюансы учетной политика заказчика, такая конфигурация и называется "заказной".
Непонимание особенностей рынка делового ПО и положения на нем фирмы "1С" часто порождает мифы, недоразумения и вообще курьезы. Попробуем прокомментировать их, пытаясь быть при этом обЪективными. Полагаем, что комментарии помогут читателю получить ответы на некоторые вопросы и претензии к "1С",
многие из которых выглядят порой нелепо.
К наиболее нелепым следует отнести миф о существовании некоего "универсального готового решения",
способного решить все проблемы клиента. Этот миф еще не изжит до конца.
Однако, подвижки сознания заказчиков в этом направлении есть.
Недоразумения чаще всего возникают из-за того, что покупатель, приобретя
программу, которую ему нахвалил знакомый пользователь, вдруг обнаруживает,
что она очень неудобна. Ведь, как было показано ранее, потребитель считает,
что программа - это конфигурация. Расстроившись, он начинает искать "более подходящую" программу.
Не предполагая даже, что особенность подобного софта именно и состоит
в том, что он предназначен для эксплуатации в постоянно меняющихся условиях.
А это означает, что основным требованием к нему является возможность подстройки.
Точнее, ее стоимость и сроки.
Множество претензий к "1С" со стороны ее партнеров связаны с непониманием позиции этой фирмы на рынке. Например, некоторые считают, что "1С" должна бороться с демпингом, т.е. продажей пакетов по цене, ниже рекомендованной "1С".
Или что она не должна публиковать в открытых прайс-листах цены для разных
категорий партнеров.
К курьезам можно отнести действия фирмы Impact из Донецка. Они пытаются
продвигать свой продукт, кстати, довольно неплохой, сравнивая его с "1С". При этом очевидно, что критикуя платформу или конфигурации, они одновременно раскручивают торговую марку "1С".
Т.е. обЪективно - тратят силы на раскручивание конкурента и уменьшение
собственных доходов.
Как же поступать фирме, желающей наладить учет в своей фирме, и решившей
использовать для этого ПО "1С"? Прежде всего, Вы должны определиться с бюджетом. Если вы располагаете для этих целей суммой, эквивалентной примерно 10 тыс. долларов США, то, конечно, лучше заказать конфигурацию одному из партнеров "1С". Если такой суммы нет, то можно выбирать между универсальной конфигурацией (базовая для Украины) стоимостью 70 долларов или аналогичными пакетами, позволяющими производить настройку. Можно попробовать применить отраслевое решение или его же с донастройкой. При этом все это обойдется Вам в сумму до 1 тысячи долларов. Серьезная "донастройка" может
потребовать больших затрат. Следите, сколько Вы тратите денег на эти цели!
Как только сумма превысит 2 - 2,5 тыс. долларов прекращайте этот процесс.
Почти наверняка Вам придется все равно заказывать конфигурацию, а про
попытку получить требуемый результат с помощью 'донастройки' придется
забыть, списав потраченные суммы в потери.
Теперь о том, как выбрать партнеров "1С". На сегодня в Киеве 25 фирм имеют сертифицированных 1С специалистов. Большинство из них занимается продажей пакетов и услугами, связанными с их эксплуатацией. Услуги по "донастройке" оказывают почти все. Качество услуг и расценки несколько различаются. Советуем настороженно относиться к услугам, продающимся по цене ниже 10 долларов в час. Реальная стоимость их у фирм-франчайзи, - 15-20 долларов. Однако есть значительное количество "лиц свободной профессии",
владеющих 1С на достаточно высоком уровне. В любом случае, мы рекомендуем:
во-первых не давать частникам больших авансов и, во-вторых, искать их
по рекомендациям своих знакомых.
Заказ конфигурации - более ответственное дело. Для серьезного внедрения нужна группа специалистов. Очень важно, чтобы это была уже сработавшаяся группа, имеющая за плечами необходимый опыт. Лучше всего - обЪявить конкурс среди фирм-франчайзи. Обзвоните их, посетите их сайты в Интернете. Старайтесь выбрать фирму, для которой качественное написание конфигурации - вопрос жизненно важный. Такая фирма дорожит репутацией, и будет стремиться быстро и качественно выполнить заказ. И самое главное - рекомендации. Не советуем особенно доверять письменным рекомендациям. Они обычно берутся в подходящий момент, а иногда и выторговываются за дополнительные работы. Попросите показать реально работающую систему. Это дело хлопотное, но хорошо работающие фирмы обычно всегда могут договориться с клиентом на беседу по телефону и даже экскурсию.
В целом можно сказать - программное обеспечение "1С:Предприятие" позволяет
решить любую задачу, сформулированную в терминах учета. Поэтому смело
приобретайте пакет. На обширном рынке услуг Вы всегда найдете специалиста,
который сможет решить Ваши проблемы с помощью этого инструмента.
Анатолий Туровский, 2001 год.
Комментарии
2А вот неспособность объяснить внешним спецам - это либо неумение выражать свои мысли конретных персоналий, либо невозможность про эту фирму сказать что-нибудь, что перестанет быть правдой на следующий день. Классический "автоматизаированный хаос".