Автоматический контроль взаиморасчетов в 1С

Прежде чем заключить сделку, менеджеры всегда оговаривают с клиентами условия поставки товара и его оплаты. Однако проконтролировать выполнение договоренностей покупателем удается далеко не всегда.

Прежде чем заключить сделку, менеджеры всегда оговаривают с клиентами условия поставки товара и его оплаты. Однако проконтролировать выполнение договоренностей покупателем удается далеко не всегда. Программа «1С:Управление торговлей, ред. 10.3» умеет автоматически контролировать размер предоплаты и максимальный долг контрагента. 

Рассмотрим данную возможность программы на следующем примере: 

По договору с контрагентом «Мобил» отгрузка товара возможна только после внесения предоплаты не менее 50%. Кроме того по условиям договора, долг контрагента в любой момент времени не должен превышать 150 000 руб.   

Оформление договора с контрагентом для целей контроля взаиморасчетов в 1С

Откроем справочник «Контрагенты». (Справочники – Контрагенты – Контрагенты) Зайдем в карточку контрагента «Мобил» и создадим новый договор на закладке «Счета и договоры».

В договоре установим вид – с покупателем, способ ведения взаиморасчетов – по заказам, валюта – руб. 

Внизу в разделе «Контроль дебиторской задолженности по договору» поставим флаг «Контролировать сумму задолженности» не более 150000. Также укажем размер предоплаты по заказу покупателя – 50%. 

По кнопке «ОК» сохраним и закроем договор.

Оформление заказа покупателя

Создадим заказ контрагента «Мобил» на ноутбуки и телефоны. 

Меню: Документы – Продажи – Заказы покупателей

Заполним документ следующим образом и проведем: 

Сразу после оформления заказа менеджер может оценить возможность его отгрузки, а также сообщить клиенту минимальную сумму оплаты. Для этого можно воспользоваться отчетом «Анализ заказа». 

Отчет открывается из самого заказа, а также из списка всех заказов, по кнопке «Анализ»: 

В отчете показывается информация по отгрузке и оплате. 

В верхней таблице содержится информация по отгрузке: можно увидеть насколько заказ выполнен (запланировано/отгружено), а также получить информацию по комплектации заказа (наличие товара, есть ли резерв). 

Нижняя таблица содержит информацию по оплате. 

По текущему заказу мы видим следующие показатели:

  • Запланировано всего – общая сумма заказа.
  • Запланировано предоплата – показывается минимальный размер предоплаты и сумма. Пока клиент не внесет указанную сумму, заказ отгружен не будет. 
  • Оплачено – сумма уже поступившей оплаты. 
  • Оплатить всего – сумма, которая требуется для полной оплаты заказа.
  • Оплатить предоплата – сумма, которую клиент должен внести для достижения минимального процента предоплаты. 

Также отображается информация по другим заказам по данному договору. 

В самом низу мы видим максимально возможную сумму долга, текущую сумму долга, максимальный объем отгрузки с учетом текущего долга. 

Таким образом, мы видим сумму предоплаты, которую клиент должен обязательно внести, а также максимальную сумму отгрузки. Но менеджеру не обязательно контролировать выполнение условий по оплате – программа сделает это сама.   

Контроль взаиморасчетов при отгрузке. Выполнение условий оплаты

Попробуем на основании заказа покупателя сделать отгрузку товаров клиенту – документ «Реализация товаров и услуг». 

Заполненный документ: 

При попытке провести документ менеджер увидит сообщения об ошибках, документ не проведется: 

Внизу будут показаны информационные сообщения: 

В данном случае оба условия оплаты не выполнены: 

  1. Клиент не внес необходимую предоплату. Минимальный процент – 50%, а клиентом внесено 0%. 
  2. С учетом данной реализации долг контрагента составит 212 500 руб.,что превышает максимальный на 62 500 руб. 

Программа не позволит провести документ до поступления необходимой оплаты. Как только контрагент оплатит нужную сумму, можно будет сделать реализацию.

Отключение контроля взаиморасчетов

Иногда возникают ситуации, когда контроль взаиморасчетов необходимо временно отключить. Например, если клиент предоставил гарантийное письмо и руководитель отдела продаж дал разрешение на отгрузку. Или, если клиент внес оплату, но оплата пока не отражена в программе (еще не загружены данные из бухгалтерской базы или клиент-банка). 

Для отключения автоматического контроля взаиморасчетов в реализации нужно перейти на закладку «Дополнительно» и установить флаг «Отключить контроль взаиморасчетов при проведении документа»: 

После этого документ реализации проведется независимо от состояния взаиморасчетов по договору. 

Проведенный документ: 

Начиная со следующей отгрузки, контроль будет возобновлен. 

Важно: флаг «Отключить контроль взаиморасчетов при проведении документа» доступен не всем пользователям. Чтобы пользователь мог поставить флаг, нужно в настройках дополнительных прав пользователя установить ему флаг «Разрешить проведение без контроля взаиморасчетов». 

Настройка дополнительных прав производится администратором: 

Меню: Сервис – Пользователи – Настройки дополнительных прав пользователей

Начать дискуссию