При работе с программами «1С:Предприятие» пользователи заполняют справочники – списки важных для работы с базой значений. Например, список товаров компании вносится в справочник «Номенклатура», а список клиентов и поставщиков вносится в справочник «Контрагенты». Для каждого элемента справочника помимо наименования заполняются дополнительные поля. Например, для каждого контрагента можно указать ИНН и КПП.
Многие пользователи сталкиваются с ситуацией, когда нужно хранить какую-то информацию об элементе справочника, а специального поля для этого нет. В программе «1С:Управление торговлей, ред. 10.3» есть специальный механизм создания дополнительных свойств и категорий.
Создавать свойства и категории можно для всех документов и некоторых справочников.
Справочники, доступные для создания свойств и категорий:
- Номенклатура
- Номенклатурные группы
- Контрагенты
- Договоры контрагентов
- Контактные лица,
- Контактные лица контрагентов,
- Личные контакты
- Организации
- Физические лица
- Склады
Рассмотрим работу со свойствами и категориями на примерах.
Свойства объектов 1C
Предположим, наша компания занимается продажей мобильных телефонов. Для каждой модели телефонов мы хотим хранить информацию о производителе, но в справочнике «Номенклатура» такое поле отсутствует. Для внесения информации о производителе создадим свойство.
Меню: Справочники – Номенклатура – Номенклатура
Откроем форму любого мобильного телефона и перейдем на закладку «Свойства»:
Здесь мы можем создать новое свойство и сразу выбрать его значение для данного телефона. Нажмем кнопку «Добавить», откроется форма создания нового свойства. Укажем наименование свойства – «Производитель».
На закладке «Назначения свойства» можно указать, для каких товаров можно будет заполнять производителя. Если закладка не заполнена, то свойство будет доступно во всех товарах. Можно выбрать конкретные товары или группы товаров, тогда свойство можно будет заполнить только в них, а в других товарах свойство будет недоступно для заполнения.
Оставим закладку пустой, так как свойство производитель мы хотим заполнять во всех товарах.
Далее перейдем на закладку «Значения свойства» – здесь заполняется список производителей, из которых потом мы будем выбирать значения. Для начала можно добавить несколько производителей, в дальнейшем список можно будет в любой момент пополнить.
Для создания производителей нажимайте кнопку «Добавить» и указывайте название:
Свойство готово – по кнопке «ОК» закроем его и вернемся в справочник «Номенклатура». В таблице свойств появилась новая строка. В данной строке в правой колонке «Значение» необходимо выбрать производителя товара:
По кнопке «ОК» сохраним и закроем данный телефон.
Теперь нужно зайти в карточки остальных моделей телефонов и проставить производителя. Для оптимизации процесса вы можете использовать групповую обработку справочников и документов. Подробнее о ее работе вы можете прочитать в статье групповая обработка справочников и документов.
Примечание: в справочниках присутствует закладка «Свойства», но в документах такой закладки нет. Заполнение свойств документов происходит с помощью кнопки «Открыть свойства» на форме документа. В остальном создание и заполнение свойств в документах аналогично справочникам.
Свойства можно использовать при настройке отчетов в разделах группировок, отборов и дополнительных полей.
Предположим, нам необходимо сформировать отчет по остаткам всех телефонов, производителем которых является SonyEricsson. Откроем отчет «Ведомость по товарам на складах».
Меню: Отчеты – Запасы (склад) – Ведомость по товарам на складах
Откроем форму настройки по кнопке «Настройка». Чтобы в отчете могли участвовать свойства и категории нужно установить флаг «Использовать свойства и категории»:
Далее установим отбор по производителю – нажмем «Добавить» внизу в таблице отборов. В окне выбора поля нам нужно развернуть по плюсу поле «Номенклатура» и выбрать «Производитель (св-во Номенклатура)»:
В колонке «Значение» выберем нужного нам производителя:
Пример сформированного отчета:
Подробнее обо всех возможностях настройки отчетов вы можете прочитать в статье настройка отчетов 1С.
Свойства объектов можно использовать не только в отчетах, но и в других местах программы, где устанавливается отбор по товарам или есть автоматическое заполнение. Например, при печати ценников, этикеток или прайс-листа можно установить отбор по производителю товара.
Категории в 1С
Категории похожи на свойства тем, что они содержат дополнительную информацию об элементе справочника. Но когда создается свойство предполагается выбор из списка значений, а у категории есть только два значения – Да и Нет. Т.е. элемент справочника либо принадлежит данной категории, либо не принадлежит.
Предположим, что мы хотим отдельно анализировать продажи розничным сетям, для этого создадим категорию контрагентов – «Розничная сеть магазинов».
Откроем справочник «Контрагенты» и зайдем в карточку любой розничной сети.
Меню: Справочники – Контрагенты (покупатели и поставщики)– Контрагенты
В карточке контрагента перейдем на закладку «Категории»:
Нажмем кнопку «Добавить» для создания категории и заполним ее наименование:
По кнопке «ОК» сохраним и закроем новую категорию.
Теперь категория отразится в карточках всех контрагентов. Если флаг в этой категории установлен, значит, контрагент является розничной сетью. Если флаг не установлен, то – нет.
Начать дискуссию