Многие руководители хотят проводить ABC и XYZ анализ ресурсов компании. Торговые компании чаще всего анализируют номенклатуру и клиентов. ABC-анализ позволяет разделить ресурсы по степени их важности. В интернете есть множество статей, где даны четкие определения и способы проведения такого анализа.
В данной статье мы рассмотрим возможности для проведения анализа клиентов и номенклатуры в программе «1С:Управление торговлей, ред. 10.3».
Отчет ABC-анализ продаж
С помощью данного отчета вы можете провести ABC-анализ продаж по клиентам, номенклатуре и менеджерам. Иными словами, вы можете выявить наиболее крупных клиентов или товары, имеющие максимальные продажи.
Меню: Отчеты – Продажи – Анализ продаж – ABC-анализ продаж
Прежде всего, нужно открыть настройку отчета и на закладке «ABC-классы» установить способ разбиения на классы. Стандартный вариант заполнения – 80-15-5.
На форме отчета выбирается объект анализа – контрагент, номенклатура или менеджер.
Также указывается способ расчета:
- Сумма выручки
- Сумма выручки без НДС
- Сумма валовой прибыли
- Количество товаров
Таким образом вы можете разделить клиентов и товары на классы в зависимости от общей суммы продаж, количества проданных товаров или суммы прибыли.
Пример сформированного отчета по номенклатуре:
Пример сформированного отчета по контрагентам:
Документ «ABC-классификация покупателей»
Можно не только разделить клиентов на классы в отчете, но и присвоить клиенту постоянный класс. Установленный класс будет отображаться в карточке клиента.
Для проведения классификации нужно создать документ «ABC-классификация покупателей»
Меню: Документы – Управление отношения с клиентами - ABC-классификация покупателей
Создадим новый документ и на закладке «Параметры» заполним критерии распределения класса:
Важно: параметр распределения (сумма выручки или сумма прибыли) устанавливается в учетной политике.
Меню: Сервис – Настройка учета – Учетная политика.
Далее перейдем на закладку «Распределение» и укажем период анализа – период, продажи за который будет анализировать программа. Чаще всего в качестве периода указывают один месяц, а классификацию клиентов повторяют каждый месяц, устанавливая новые классы.
Далее нажмем на кнопку Заполнить – Заполнить и программа автоматически заполнит документ на основании данных о продажах:
Каждому клиенту был назначен определенный класс, синими стрелками (прямо, вверх или вниз) программа обозначает изменение класса клиента по сравнению с предыдущей классификацией (не изменился, улучшился, ухудшился).
При необходимости вы можете поменять класс клиента, вручную выбрав нужное значение.
После проведения документа текущий ABC-класс отобразится в карточке клиента на закладке «Как покупатель»:
Начать дискуссию