Что изучалось
Все западные АСУП имеют унифицированный набор модулей, который определяется именно функциями управления предприятием. При проведении исследования данный набор модулей и был принят за основу. Перечень функций, представленный в западных АСУП для малых и растущих малых предприятий, был тщательно проанализирован и отредактирован (где "урезан", а где и дополнен) с учетом отечественных реалий (табл. 1). Анкета, содержащая вопросы относительно более чем 1200 параметров, была разослана 37 разработчикам АСУП. Результаты исследования сведены в табл. 2.
Здесь, пожалуй, уместно будет вспомнить сформулированный в конце XIX века итальянским экономистом В. Паретто закон неправильного распределения, более известный как правило "80/20". Согласно данному правилу, предполагаем, что продукты, в которых представлено даже 20% исследуемых функций, удовлетворяют не менее 80% потенциальных пользователей. Остальные же функции направлены на удовлетворение специфических потребностей оставшейся части покупателей. Этот тезис подтверждается также тем, что у всех участвующих в исследовании компаний счет клиентов идет на сотни.
Естественно, с ростом потребностей заказчиков часть функций из "дополнительных" переходит в "базовые", но этот процесс обязательно сопровождается общим расширением функциональности, поэтому соотношение 80/20 сохраняется.
Ниже приводится описание (довольно сжатое) функциональных особенностей программных продуктов, в котором автор постарался отразить как расширенные возможности, так и имеющиеся ограничения. В данном случае ограничения никак не являются недостатками, поскольку об этом можно говорить, лишь "примеряя" продукт к конкретному предприятию.
Забегая немного вперед и опираясь на результаты исследования, можно отметить, что на рынке нет программного продукта, в котором присутствуют абсолютно все функции. Поэтому при выборе АСУП нет смысла искать систему "на все случаи жизни", а необходимо отталкиваться от реальных потребностей и возможностей предприятия. Кроме того, разработчики в ряде случаев согласны на адаптацию своих систем в соответствии со специфическими потребностями заказчиков, что, как правило, не приводит к увеличению стоимости решения. Это возможно при соблюдении двух условий: во-первых, заказчик может четко сформулировать, какие ему нужны функции, отсутствующие в "коробочном" варианте программного продукта, во-вторых, недостающих функций не очень много и они могут быть добавлены с минимальными усилиями со стороны разработчиков.
"1С:Предприятие-Фаворит 7.7"
"Фаворит-С",
www.favorit-s.com.ua
Производитель позиционирует свой продукт в качестве комплексного решения
для автоматизации учета хозрасчетных предприятий.
Поддерживается ведение нескольких журналов для регистрации хозяйственных операций,
учет выполняется в двух учетных ценах в различной валюте. Разрешается использование
нескольких планов счетов в рамках одной организации, но консолидация данных
возможна только в случае специальной доработки тиражной программы. Предусмотрен
расчет финансовых показателей.
Можно вести расчеты с поставщиками и покупателями в разрезе договоров, но нельзя
определить различные условия поставки и оплаты для каждого договора. Есть возможность
формирования заказов поставщикам на основании заказов покупателей и отслеживания
состояния поставок. Не поддерживается товарообменные (бартерные) операции.
Функции учета запасов предусматривают ведение учета услуг и товарно-материальных
ценностей (ТМЦ) в разрезе партий. Также возможен учет товаров, полученных на
условиях консигнации, пересчет единиц измерения и одних ТМЦ в другие. Не поддерживается
простое производство в виде сборки/разборки комплектов.
В плане кадрового учета возможно формирование штатного расписания и определение
квалификационных требований для каждой штатной единицы, учет совмещения должностей,
определение базовых величин начислений и удержаний в валюте и распределения
начисленной заработной платы по центрам учета. Поддерживается расчет зарплаты
исходя из обЪема выполненных работ.
Возможна работа с ЭККА во всех режимах (off-line, on-line, фискальный принтер)
и сканерами штрих-кодов, но учет товаров в розничной торговле ведется только
в розничных ценах, нет функций печати ценников и этикеток со штрих-кодом.
DeloPro
"Ксиком Софт",
www.ksicom.com
Система адресована организациям, работающим в сфере оптовой торговли, заказного
сборочного производства, оказания заказных услуг.
В АСУП отсутствует модуль ведения бухгалтерского учета -- предлагается интеграция
с системой "1С:Бухгалтерия 7.7". Но поддерживаются такие необходимые
функции, как учет денежных средств на расчетных счетах и формирование консолидированной
финансовой отчетности для нужд руководства.
В плане управления закупками, продажами и запасами возможно определение различных условий для каждого договора, создание автонапоминаний при изменении состояния документов и ТМЦ. Предусмотрено формирование заказов поставщикам на основании как внешних и внутренних заявок, так и данных о необходимом уровне запасов. Однако не поддерживаются бартерные операции, настройка повторяющихся платежей, назначение различных методов списания для каждого наименования ТМЦ.
Производственные функции предусматривают описание структуры изделия, прием заказов и отслеживание их выполнения, расчет потребности в материалах, плановой и фактической себестоимости. Но поддерживается только одноуровневая структура изделия, нельзя включать в состав изделия данные о затратах рабочего времени, услугах сторонних организаций, потреблении таких ресурсов, как вода, газ, электроэнергия.
Функции ведения кадрового учета минимальны, отсутствуют возможности расчета
зарплаты. Для ведения расширенного кадрового учета предлагается интеграция с
системой PersonPro собственной разработки.
Поддерживаются такие необходимые для управления контактами функции, как создание
писем с использованием шаблонов, распечатка адресов на конвертах, регистрация
хронологических данных о контактах с контрагентами, отправка сообщений по e-mail.
GrossBee-XXI
"Гроссби",
www.grossbee.com
Система ориентирована как на торговые организации (опт и розница), так
и на производственные предприятия.
Для ведения бухгалтерского учета используется только один план счетов на одну организацию, но возможно ведение нескольких журналов для регистрации фактов хозяйственной деятельности (ФХД). Предусмотрены регистрация операций в двух учетных ценах с использованием различных валют и расчет финансовых показателей.
Для управления запасами и поставками поддерживаются отслеживание состояния заказов, обработка повторяющихся поставок и платежей, настройка автоматических напоминаний при изменении состояния документов и ТМЦ. В системе невозможно резервирование товаров в случае их отсутствия на складе. Предусмотрено распределение накладных расходов в стоимость ТМЦ, но поддерживается одна учетная цена. Не ведется учет в разрезе серийных номеров.
Производственный модуль ориентирован на серийное и заказное производство. Поддерживаются функции расчета себестоимости (плановой и фактической) и планирования потребности в материалах. Можно описывать технологические операции, определять альтернативные варианты изготовления изделия и сравнивать их между собой. Также возможно включение в состав изделия данных о трудозатратах, применяемом оборудовании, энергоресурсах и услугах сторонних организаций, но эта информация используется только для расчета себестоимости.
В плане розничной торговли поддерживаются все режимы работы ЭККА, причем поддержка
двух из них (off-line и фискальный принтер) входит в стандартную поставку. Функции
проведения инвентаризаций отсутствуют.
Для ведения кадрового учета, расчета заработной платы и учета основных средств
предлагается интеграция с продуктами "1С".
SMarket Pro
"ТФПК",
www.smarket.kiev.ua
SMarket Pro позиционируется как специализированное решение для предприятий,
занимающихся розничной и мелкооптовой торговлей.
Поддерживается ведение бухгалтерского учета на одном плане счетов. Операции
регистрируются в двух учетных ценах (но в одной валюте), для чего предусмотрено
ведение нескольких журналов.
Функции управления поставками позволяют регистрировать заказы (как размещенные
у поставщиков, так и поступившие от покупателей) и отслеживать их выполнение.
Поддерживается неограниченное количество видов резервов и резервирование товаров
даже в случае их отсутствия на складе. Отсутствуют ведение расчетов в разрезе
договоров и поддержка бартерных операций.
Для управления запасами предусмотрены учет ТМЦ в двух ценах, проведение переоценок,
пересчет единиц измерения и одних ТМЦ в другие, регистрация данных о минимальном
уровне складских запасов, отслеживание плановых поступлений и отгрузок. Не ведется
учет серийных номеров и сроков действия сертификатов качества.
Предусмотрена поддержка простого сборочного производства на основании функций
сборки/разборки комплектов. Возможно описание многоуровневой структуры изделия
и сравнение стоимости различных вариантов изготовления одного изделия. Поддерживается
расчет потребности в материалах.
Для предприятий розничной торговли предоставляется практически полный перечень
возможных функций. Поддерживается большинство моделей специального торгового
оборудования (ЭККА, сканеры штрих-кодов, электронные весы и т. д., за исключением
POS-терминалов). Предусмотрена даже поддержка платежных терминалов Национальной
системы массовых электронных платежей (НСМЭП).
Trade Manager 3.6 (Dos) и 4.0 (Win)
"ТРАСКОсофт",
www.trusco.kharkov.ua
Оба продукта ориентированы как на торговые (опт и розница), так и производственные
предприятия, но Trade Manager 4.0 имеет более широкую функциональность.
В обеих системах обеспечена поддержка расчетных счетов и кассовых операций,
но отсутствуют модули для ведения бухгалтерского учета (соответствующий модуль
для Trade Manager 4.0 находится в состоянии разработки), поэтому предусмотрена
выгрузка данных в программы сторонних производителей (для "1С" и "БЭСТ-Про").
В плане управления торговой деятельностью можно учитывать альтернативных поставщиков для ТМЦ, регистрировать операции в пяти учетных ценах, формировать заказы на основании данных о необходимом уровне запасов, отслеживать сроки действия сертификатов качества, плановые поставки и отгрузки, проводить расчет отпускных цен и комиссионных для продавцов, регистрировать данные об остатках на складе с точностью до часов и минут. Trade Manager 4.0 дополнительно поддерживает расчет оптимального размера заказа и накладных расходов, отслеживание грузов в пути. Из ограничений, присутствующих в системе, стоит отметить, что оба продукта не поддерживают списание по методам
LIFO, а Trade Manager 3.6 также и FIFO.
Производственные функции Trade Manager 4.0 включают многоуровневое описание
структуры изделия, определение альтернативных комплектующих, включение дополнительных
данных (трудозатраты, использование оборудования и т. д.), сравнение различных
вариантов изготовления изделий. Возможны расчет себестоимости (плановой и фактической)
и определение потребности в материалах (на неограниченный период времени, но
только по дням). Trade Manager 3.6 поддерживает сборку и разборку комплектов,
но для планирования производства рекомендуется приобрести дополнительный модуль.
В розничной торговле предусмотрены два режима работы с ЭККА. Оба продукта в
стандартной поставке поддерживают работу с фискальными принтерами, POS-терминалами,
сканерами штрих-кода и портативными терминалами для сбора отчетов и программирования
ЭККА. Trade Manager 4.0 также работает с электронными весами и позволяет печатать
этикетки со штрих-кодом.
"БЭСТ-Про" (специальное предложение)
"Интеллект-Сервис",
www.intelserv.kiev.ua
Разработчик позиционирует свой продукт как решение для управления предприятиями торговли, производства и сферы услуг. В первую очередь, система ориентирована на средние и крупные организации (до 2000 сотрудников), а малым предприятиям предлагается вариант по специальной цене, но с ограничениями по функциональности (без производственного модуля) и количеству рабочих мест (не более 3).
Программный продукт поддерживает ведение учета (одна учетная цена) на нескольких планах счетов в рамках одной организации (поставляется два шаблона плана счетов), но консолидация данных в стандартной поставке не предусмотрена. Для регистрации ФХД ведется один журнал. Возможен расчет финансовых показателей по формулам, определенным пользователем.
В сфере управления запасами и поставками система позволяет формировать заказы на основании данных о необходимом уровне запасов, отслеживать поставки по размещенным заказам и грузы в пути, производить расчет накладных расходов и отпускных цен. Отслеживаются сроки действия сертификатов качества. Возможен учет ТМЦ в двух ценах и определение различных методов списания для каждого наименования ТМЦ и каждого вида учетных цен. Данные поставщиков о ТМЦ не регистрируются. Резервирование товаров, а также просмотр истории закупок и поставок возможны только в рамках одной организации.
В плане производства поддерживается сборка и разборка комплектов. Отдельно предлагается
версия для предприятий общественного питания, учитывающая особенности их работы.
Для ведения расширенного планирования производства необходимо приобретение полнофункциональной
версии.
В системе предусмотрены функции кадрового учета с расчетом зарплаты, основных
средств -- с расчетом амортизации. Модуль для ведения учета в розничной торговле
приобретается отдельно.
"Парус-Предприятие 7.11"
"Парус-Украина",
www.parus.com.ua
Система ориентирована на организации, работающие в сфере торговли и оказания
услуг. В ней предусмотрено ведение бухгалтерского учета для нескольких организаций
на одном плане счетов с последующей консолидацией данных. При учете используются
одна учетная цена и один журнал для регистрации ФХД. Поддерживается расчет финансовых
показателей, как заранее определенных, так и произвольных (по формулам, составленным
пользователем).
В плане управления поставками предусмотрено ведение расчетов в разрезе договоров (с определением различных условий для каждого договора), настройка повторяющихся поставок и отслеживание поставок по размещенным заказам. Поддерживаются бартерные операции. Но в системе отсутствуют возможности для регистрации данных поставщиков о закупаемых товарах (кодировка, цены, условия поставок).
Для управления запасами предусмотрен учет товаров, как полученных, так и переданных на условиях консигнации. ТМЦ учитываются в разрезе поставок, партий, серийных номеров, сроков годности и модельных отличий. Возможно назначение различных методов списания для каждого наименования товаров. Учет ведется с использованием одной учетной цены. Нет функций обЪединения ТМЦ в комплекты.
Для учета ОС и МБП поддерживаются такие функции, как группировка в комплекты, учет пробега автотранспорта, включение расходов на обслуживание ОС в их стоимость, распределение сумм амортизации ОС и списания МБП по центрам учета.
Для ведения кадрового учета, а также управления контактами и маркетингом предусмотрена интеграция с соответствующими системами собственного производства.
Модуль для поддержки розничной торговли находится в состоянии разработки.
"РС-Финансы+"
"РС-Финансы+",
www.rsfin.dn.ua
Продукт позиционируется как комплексное решение для предприятий с различными
видами деятельности.
Поддерживаются один план счетов (только гривневые счета) и один журнал для регистрации ФХД. Но возможна регистрация ФХД в двух учетных ценах с использованием различных валют. В стандартной поставке предусмотрены расчет финансовых показателей (более 50) и добавление пользователем новых.
Функции для управления движением товаров и расчетами с контрагентами включают в себя формирование заказов поставщикам и регистрацию заказов покупателей, расчет накладных расходов, отпускных цен и комиссионных по продавцам. Можно отслеживать товары в разрезе серийных номеров и поставок, назначать разные методы списания для каждого наименования ТМЦ, но бартерные операции не поддерживаются. Предусмотрен только один расчетный счет у поставщика и один адрес отгрузки у покупателя.
Производственные функции ограничены расчетом себестоимости (плановой и фактической). Возможно включение в расчет затрат рабочего времени, потребления энергоресурсов, услуг сторонних организаций.
В розничной торговле предусмотрены учет в розничных ценах, поддержка ЭККА в режиме фискального принтера, подбор ТМЦ для реализации по определенным пользователем правилам. Отсутствует поддержка сканеров штрих-кодов и электронных весов.
В плане учета основных средств система позволяет включать в их стоимость расходы по обслуживанию, учитывать пробег автотранспорта и распределять начисленную амортизацию по центрам учета. Функции кадрового учета поддерживают расчет зарплаты.
Для организации контактов с контрагентами в системе предусмотрены функции для
отправки сообщений по электронной почте и набора телефонного номера.
"Свод"
"КомПАС",
www.svod.com.ua
Система адресована любым предприятиям независимо от формы собственности
и масштаба.
Поддерживается ведение бухгалтерского учета на одном плане счетов с использованием
одной учетной цены. Все операции регистрируются в одном журнале. Возможно вычисление
финансовых показателей.
Для управления закупками и продажами предусмотрено ведение расчетов в разрезе
договоров, отслеживание состояния поставок и грузов в пути, расчет отпускных
цен, скидок покупателям и комиссионных продавцам. Резервирование товаров, просмотр
истории поставок возможны только в рамках одной организации.
Функции управления запасами включают в себя учет консигнационных товаров (выданных
и полученных), отслеживание серийных номеров, сроков годности и сроков действия
сертификатов качества, переоценку ТМЦ. Но товары учитываются в одной учетной
цене (можно использовать разные валюты).
Производственные функции поддерживают описание многоуровневой структуры изделия,
определение альтернативных компонентов, расчет потребности в материалах. Также
возможно включение в состав данных о затратах рабочего времени, потреблении
энергоресурсов, услугах сторонних организаций для дальнейшего использования
их при расчете себестоимости (плановой и фактической).
Поддерживается ведение инвентарного учета ОС и расчет амортизации. В плане кадрового
учета предусмотрено ведение штатного расписания и графиков работ и расчет зарплаты.
В розничной торговле возможна работа с ЭККА (в режимах on-line и off-line),
сканерами штрих-кодов, электронными весами и специализированными ("тонкими")
кассовыми серверами. Предусмотрено ведение учета в двух учетных ценах, проведение
переоценок и инвентаризаций.
"ТОРГИНФО 6.0"
"Торгинформатика",
www.torginfo.kiev.ua
Продукт ориентирован на торговые предприятия, работающие в сфере мелкооптовой
и розничной торговли.
Предусмотрено ведение учета в одной организации. Бухгалтерский учет ведется
на одном плане счетов. Для регистрации ФХД можно вести отдельный журнал для
каждого субсчета. Поддерживается регистрация ФХД в семи учетных ценах в различной
валюте.
Функции управления поставками включают в себя ведение расчетов в разрезе договоров,
регистрацию заказов покупателей и отслеживание плановых отгрузок, поддерживаются
бартерные операции, подготовка прайс-листов. Данные поставщиков о ТМЦ не регистрируются.
Не предусмотрены функции для расчета скидок покупателям.
Для управления запасами поддерживается несколько складов, учет консигнационных
товаров, регистрация стоимости ТМЦ в семи учетных ценах, распределение накладных
расходов в стоимость товаров, переоценка. На каждом складе предусмотрено только
одно место складирования, однако без привязки к серийным номерам, партиям и
срокам годности.
В плане розничной торговли ведется учет в розничных и закупочных ценах, поддерживаются
переоценка и проведение инвентаризаций, печать ценников и расчет скидок покупателям.
Предусмотрена работа с ЭККА во всех режимах, сканерами штрих-кодов, электронными
весами и "тонкими" кассовыми серверами. В режиме off-line возможно
подключение до 30 ЭККА.
Программа поддерживает ведение учета основных средств (в двух ценах) и проведение
расчета амортизации. Пользователь может создавать сценарии расчета амортизации,
но не может добавлять свои документы, связанные с движением основных средств.
Для ведения кадрового учета предусмотрено подключение дополнительного модуля.
"Универсал 5.1"
"Софт Про",
www.wgsoftpro.com
В стандартной поставке система адресована как организациям, работающим
в сфере торговли и услуг, так и небольшим производственным предприятиям.
Для осуществления бухгалтерского учета возможно создание нескольких планов счетов,
ведение по каждому из них отдельного журнала для регистрации ФХД, регистрация
ФХД с использованием различных валют. Предусмотрена одна учетная цена, количество
уровней вложения субсчетов ограничено одним, нет настройки правил корреспонденции,
нельзя добавлять новые счета непосредственно при регистрации ФХД.
Для управления запасами и поставками поддерживаются отслеживание поставок по
заказам покупателей, расчет скидок и прайс-листов. Учитываются данные о партиях
и сроках годности ТМЦ. Возможен пересчет единиц измерения и видов упаковки.
Не учитываются данные поставщиков о ТМЦ, нет настройки повторяющихся платежей,
распределения накладных расходов в стоимость товаров, отслеживания кредитных
ограничений и плановых поступлений.
Производственные функции включают поддержку многопередельного производства "на
заказ" и "на склад". Возможно многоуровневое описание структуры
изделий, но количество альтернативных компонентов для одного составляющего ограничено
одним.
Поддерживается сравнение стоимости нескольких различных вариантов изготовления
и формирование планов, но только на основании заказов (внешних и внутренних).
Возможно распределение косвенных затрат и проведение как расчета плановой и
фактической себестоимости, так и укрупненного расчета потребности в материалах.
В плане розничной торговли ведется учет в двух ценах (розничных и закупочных),
предусмотрена работа с ЭККА во всех режимах. Нет функций для печати этикеток
со штрих-кодом и готовых решений по поддержке другого торгового оборудования.
Каждый сам по себе...
Подводя итог, можно отметить, что все программные продукты представляют
собой мощные решения для автоматизации управления малым предприятием. Но в тиражируемых
версиях АСУП не были обнаружены функции бюджетного и проектного планирования,
хотя в западных продуктах аналогичного класса они присутствуют. Пока мало внимания
уделяется оформлению закупок (в части регистрации данных поставщиков о ТМЦ)
и управлению контактами (в плане поддержки коммуникаций с контрагентами).
Проведенное исследование также выявило еще одну особенность отечественных АСУП
(помимо перечисленных в предыдущей публикации) -- трудности взаимодействия различных
программных продуктов как между собой, так и с технологическим оборудованием.
В большинстве случаев, как только речь заходит об обмене данными с другими системами
(например, с "клиент-банк"), сразу возникает вопрос заказных решений.
Такая же ситуация наблюдается и с торговым оборудованием. Если в рамках одной
отдельно взятой АСУП эта проблема еще решается (скажем, для связи с удаленными
подразделениями), то взаимодействие с поставщиками и покупателями, использующими
другие программы, уже вызывает трудности. Причина проста и кроется в отсутствии
унифицированного формата обмена данными.
В результате масса документов (заказы, накладные, прайс-листы и пр.), существующих
в электронном виде в рамках одних АСУП, при необходимости их переноса в другие
системы требуют ручного ввода, что приводит к возникновению ошибок и неэффективному
использованию рабочего времени. Эта проблема становится все более актуальной
с ростом популярности Internet как бизнес-среды -- для обмена информацией между
партнерами или ведения электронной коммерции.
Например, в России между компаниями "1С", Extra.Ru, Intel, Microsoft,
Port.ru и Price.Ru заключено соглашение о разработке и поддержке единого стандарта
обмена коммерческой информацией в формате XML. Соглашение носит некоммерческий
характер и открыто для всех заинтересованных организаций. В настоящее время
работа над стандартом уже завершена, подробная информация о нем опубликована
на сайте www.CommerceML.ru.
По словам разработчиков, те, кто использует поддерживающее этот стандарт ПО,
могут организовать публикацию своих коммерческих предложений и обмен данными
между собой с минимальными усилиями, без привлечения программистов и специальной
доработки программ.
По мнению автора, для отечественных разработчиков АСУП уже настало время обЪединиться
с целью создания подобного стандарта и в Украине, возможно, обратившись к опыту
российских коллег.
Таблица 1. Функциональность ПО, которая изучалась при проведении исследования
Раздел |
|
Бухгалтерский учет |
|
Финансовая отчетность |
|
Расчеты с поставщиками и покупателями |
и поставок, режимы учета договоров, подготовка необходимых документов |
Оформление закупок |
|
Оформление продаж |
|
Учет запасов |
|
Кадровый
учет и расчет заработной платы |
|
Учет основных средств |
|
Учет и планирование производства |
|
Розничная торговля |
|
Управление контактами |
|
Учет стоимости работ/проектов |
|
Бюджетное планирование |
|
Комментарии
1