Программисты возвращаются в Россию. Родина встречает их низкими зарплатами

"Многие специалисты возвращаются в Россию после длительной работы за рубежом" - такой вывод сделали специалисты рекрутингового агентства Kelly Services в последнем обзоре рынка труда в секторе информационных технологий. В исследовании отмечается, что зарплаты специалистов в этой сфере выросли в 2003 г. на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако самих возвращенцев этот рост практически не радует: они едут на зарплату в три раза ниже той, что имели за рубежом.

Анатолий Чернов

"Многие специалисты возвращаются в Россию после длительной работы за рубежом" - такой вывод сделали специалисты рекрутингового агентства Kelly Services в последнем обзоре рынка труда в секторе информационных технологий. В исследовании отмечается, что зарплаты специалистов в этой сфере выросли в 2003 г. на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако самих возвращенцев этот рост практически не радует: они едут на зарплату в три раза ниже той, что имели за рубежом.
Генеральный директор компании Kelly Services Екатерина Горохова говорит, что 10 - 15% всех резюме от специалистов в области ИТ приходят из-за границы. Причем доля эта растет, и, по прогнозам Васильевой, тенденция сохранится как минимум до 2005 г. Она объясняет это двумя причинами: до этого времени западный рынок не успеет восстановиться после спада, а российский рынок будет продолжать расти как минимум на 30% в год.

Тенденцию наплыва репатриантов подтвердили во всех крупных ИТ-компаниях. Менеджер по персоналу группы компаний "АйТи" (работает более 800 человек) Анна Федак говорит, что ей все чаще приходится читать резюме от людей, которые уже вернулись из-за рубежа либо все еще находятся там, но хотят найти работу в России в сфере информационных технологий. Лидируют такие страны, как Австралия, Канада и Соединенные Штаты. По наблюдениям Анны Федак, программисты хотят вернуться на родину по двум причинам: либо закрылся проект, на который их в свое время пригласили, либо им просто сильно урезали зарплату.

Это же подтверждает и Екатерина Горохова. "Большинство из них хотят найти работу в России даже вне зависимости от того, есть у них в настоящий момент работа там или нет", - говорит она.

Системный аналитик компании "ЛАНИТ" Сергей Батарин в Соединенных Штатах проработал почти три года. В Россию вернулся по личным причинам, но при этом говорит, что не исключены были и профессиональные мотивы. Последнее его место работы - телекоммуникационная компания Telcordia в штате Нью-Джерси, один из отделов которой, по словам Батарина, почти полностью укомплектован выходцами из России и Украины. "Многие из тех, с кем я там работал, подумывали о возвращении на родину", - говорит Батарин. Основная причина - нестабильность. После начала спада в экономике все почувствовали зыбкость своего положения. А положение приезжих программистов осложняется тем, что работают они, как правило, по трудовым договорам, прервать которые компания может за один день. "Если такое случается, то это автоматически означает прекращение рабочей визы и надо либо уезжать, либо быстро искать новую работу, что сделать не так-то просто. Практически никто не набирает новых сотрудников, все только сокращают", - говорит Сергей Батарин.

Основная проблема, с которой сталкиваются возвращенцы, заключается в том, что доход, который могут им предложить компании в России, оказывается значительно ниже их ожиданий. "Мы один раз взяли на работу инженера-программиста, долгое время работавшего на Западе. Но у нас он проработал недолго, ему хотелось более комфортных условий", - говорит Анна Федак. По ее словам, зарплата, на которую претендуют репатрианты, обычно в полтора-два раза превышает реальный российский уровень.

"Для многих из тех, кто вернулся, тяжело свыкнуться с мыслью, что им придется получать значительно меньше", - подтверждает Екатерина Горохова. Сергей Батарин говорит, что, вернувшись в Россию, он потерял в доходах примерно две трети. Но это его не смущает. "Здесь по крайней мере есть уверенность, что работы хватит еще надолго", - говорит он.

Согласно исследованию Kelly Services, зарплата программиста в Москве колеблется от $800 до $1200 в месяц, верхний порог системного администратора составляет $2000. Больше всех может зарабатывать консультант по внедрению SAP R/3 - от $1500 до $10 000.

По мнению рекрутеров, перед репатриантами, смирившимися с этими зарплатами, открываются самые широкие возможности. Например, у них есть преимущество в виде хорошего знания языка. (По наблюдениям экспертов Kelly Services, каждый третий из российских ИТ-специалистов не владеет английским языком. ) Кроме того, они впитали западное отношение к работе и корпоративной культуре, что приветствуется большинством работодателей.

Благодаря этим двум составляющим возвращенцы могут сделать довольно быструю и успешную карьеру на родной земле. К примеру, вице-президент компании "ЛАНИТ" Андрей Аранович прожил в Соединенных Штатах 11 лет. Последним местом его работы там была компания Boeing, где он работал директором одного из проектов с окладом $250 000 в год. Из компании он уволился еще до печально известной даты 11 сентября 2001 г. и, соответственно, до того, как Boeing начал массовые сокращения персонала. "Многие мне до сих пор не верят, что я вернулся в Россию из-за того, что мне там стало скучно, но это так и есть, - говорит Андрей Аранович. - Когда развеялись иллюзии на тему "в деньгах счастье", тогда я и решил, что пора возвращаться".

То, что в России скучать не придется, Андрей Аранович понял уже на собеседовании в компании "ЛАНИТ". Во время собеседования с ним президент компании Георгий Генс бросил фразу: "Я тут компанию одну собираюсь купить, не могли бы вы съездить и посмотреть, что это за компания". "Только на следующий день я понял, что уже принят на работу", - вспоминает Андрей Аранович. Интересно, что первоначально ему предложили вполне обычную должность системного архитектора, что не совсем согласовывалось с его прошлым местом работы и уровнем. Но уже через полгода его повысили до директора одного из отделений, а еще через год сделали вице-президентом. "Зарплата все равно остается ниже, чем в Штатах, но и уровень затрат здесь несоизмерим. Кроме того, в "ЛАНИТе" у меня больше возможностей зарабатывать, чем было в Boeing. Поэтому сложно однозначно сказать, потерял я с экономической точки зрения или нет", - говорит Андрей Аранович. На позиции вице-президента он отвечает за организацию и развитие работ с иностранными компаниями, развитие направления офшорных разработок, а также продвижение услуг холдинга в области авиационной промышленности. "Такая разнообразная и насыщенная деятельность дает мне гораздо больше возможностей для профессиональной самореализации, общения с людьми и в итоге приносит ощущение более полной жизни", - говорит Андрей Аранович.

Начать дискуссию