Подсистема ценообразования в ПП «1С:Управление производственным предприятием»

Прикладное решение «Управление производственным предприятием» включает в себя функционал, предназначенный для эффективного управления торговым предприятием. Используя типовые возможности программы, можно автоматизировать множество бизнес-процессов организации по формированию, хранению, обновлению цен как организации, так и контрагентов.

Прикладное решение «Управление производственным предприятием» включает в себя функционал, предназначенный для эффективного управления торговым предприятием. Используя типовые возможности программы, можно автоматизировать множество бизнес-процессов организации по формированию, хранению, обновлению цен как организации, так и контрагентов.

Рассмотрим использование функционала подсистемы ценообразования на конкретном примере:

Пример. Организация «Домовой» занимается продажей товаров для дома оптом и в розницу. Закупка товаров происходит у нескольких поставщиков: мебель закупается у организации ООО «Наш дом» и у ООО «Уют», бытовая техника у организации ООО «Солнечный свет», поставщиком стройматериалов является ООО «Теплый мир».

Реализация товаров покупателям происходит по оптовым и розничным ценам. Оптовые цены, в свою очередь, в зависимости от количества реализуемого товара классифицируются на крупно и мелкооптовые. Расчет типов цен в зависимости от группы товаров ведется по определенной формуле(Табл. 1):

Табл. 1

Тип цены

Крупнооптовая

Мелкооптовая

Розничная

Ценовая группа

Мебель

Закупочная+10%

Закупочная+15%

Закупочная+25%

Бытовая техника

Закупочная+15%

Крупнооптовая+20%

Крупнооптовая+25%

Стройматериалы

Закупочная+10%

Закупочная+15%

Закупочная+25%

Чтобы оценить свою конкурентоспособность на рынке, организация периодически производит мониторинг цен конкурентов для сравнения со своими ценами.

Настройка ценообразования

Настройки программы, связанные с ценообразованием, удобнее вести, используя интерфейс «Управление продажами» (Рис.1):

Рис. 1.jpg

Рис. 1

Организация «Домовой» реализует товары покупателям по оптовым и розничным ценам. Для ввода информации о типах цен, используемых на предприятии, предназначен справочник «Типы цен номенклатуры» (Рис.2).

Рис. 2.jpg

Рис. 2

Заполнение справочника производится пользователем вручную (Рис.3). В карточке нового типа цены необходимо заполнить следующие поля:

Рис. 3.jpg

Рис.3

«Наименование»– наименование типа цены вводится пользователем в произвольном виде. Далее задается валюта и указывается порядок включения НДС в стоимость (сверху или в том числе). Эти данные будут использоваться по умолчанию для данного типа цен при заполнении документов реализации.

По видам цен все отпускные цены можно разделить на три вида (Рис.4):

Рис. 4.jpg

Рис. 4

Рис. 5.jpg

Рис. 5

  • Базовые – цены данного вида назначаются пользователем вручную на определенную дату, с которой начинают действовать.
  • Расчетные – цены рассчитываются на основании базовых цен в соответствии с определенным для данного типа цены способом расчета. В типовой конфигурации способов расчета ценыпредусмотрено два: по вхождению базовой цены в диапазон (цены устанавливаются в зависимости от того, к какому диапазону принадлежит базовая цена) и по процентной наценке на базовый тип (цены рассчитываются путем увеличения базовой цены на процент, указанный в соответствующем поле) (Рис.5).
  • Динамические – цены вычисляются на основе базовых цен, но их значения в информационной базе не хранятся, а рассчитываются непосредственно в момент обращения к этим ценам (удобны для использования в том случае, когда базовая цена достаточно часто меняется).

Округление цен может производиться двумя способами: либо всегда в большую сторону (при точности округления 1 цена в 9 руб. 30 коп.будет округлена до 10 руб.), либо по арифметическим правилам (при точности округления 1 цена в 9 руб. 30 коп. будет округлена до 9 руб.).

Количество типов цен, используемых при работе в программе, не ограничено (Рис.6):

Рис. 6.jpg

Рис. 6

Организация «Домовой» продает товары трех различных направлений: мебель, бытовая техника и стройматериалы. Для удобства работы пользователя с подсистемой ценообразования в программе используется справочник «Ценовые группы» (Рис.7):

Рис. 7.jpg

Рис. 7

Данный справочник предназначен для дополнительной классификации номенклатуры. Ценовые группы используются, чтобы назначать различные типы цен, наценки и скидки не на каждую номенклатурную позицию в отдельности, а сразу на все позиции, относящиеся к одной ценовой группе. Кроме того, в отчетах можно группировать товары по ценовым группам (Рис.8):

Рис. 8.jpg

Рис.8

Чтобы отнести ту или иную номенклатурную позицию к определенной ценовой группе, достаточно указать ее в карточке номенклатуры на закладке «Дополнительные» (Рис.9):

Рис. 9.jpg

Рис. 9

В каждом договоре контрагента с видом «С покупателем» можно указать определенный тип цены продажи (Рис.10), и тогда в документах продажи для всех номенклатурных позиции будет по умолчанию проставляться цена заданного типа.

Рис. 10.jpg

Рис. 10

Если для определенных групп товаров цена продажи отличается от цены, указанной в договоре, то специальные цены продажи можно назначить, используя документ «Установка типов цен по группам номенклатуры для покупателей».

Реализация товаров по розничным ценам

Предположим, что товары покупателю реализуются по розничным ценам (цены указаны в карточке договора), но товары, относящиеся к ценовой группе «Мебель», мы реализуем по мелкооптовым ценам. Тогда данный документ необходимо оформить следующим образом (Рис.11):

Рис. 11.jpg

Рис. 11

В шапке документа указывается контрагент и период действия данного ценового ограничения.Если конечное значение периода не определено, значит его действие бессрочно.

В табличной части документа указывается перечень ценовых или номенклатурных групп товаров и тот тип цен для них, которые будут автоматически проставляться в документах реализации для данного контрагента.

Оформление поступления товаров от поставщика производится при помощи документа «Поступление товаров и услуг»(Рис.12):

Рис. 12.jpg

Рис. 12

Товары от поставщика поступают к нам по той цене, которая при расчете нашей цены продажи выступает в качестве базовой (закупочная цена).

В справочнике «Типы цен номенклатуры контрагентов» хранится информация о типах цен поставщиков или конкурентов (Рис.13):

Рис. 13.jpg

Рис. 13

Поле «Наименование» заполняется пользователем произвольно названием типа цены контрагента. В поле «Тип цены номенклатуры» указывается тот тип цен нашей организации, с которым впоследствии можно произвести сравнение типа цены контрагента.

В поле «Валюта» вводится справочная информация о валюте, в которой задаются цены данного типа. Также указывается порядок включения НДС в стоимость номенклатуры.

Обратите внимание.Для каждого контрагента может быть введено произвольное количество типов цен (например, розничная, оптовая, договорная и т.д.).

Для фиксации цен поставщиков или конкурентов в программе используется документ «Установка цен номенклатуры контрагентов». В документе указываются номенклатурные позиции, по которым фиксируются цены. Если учет данной номенклатуры ведется в разрезе характеристик, то цену можно указать для каждой характеристики (Рис.14):

Рис. 14.jpg

Рис. 14

В шапке документа выбираем контрагента, данные о ценах которого будут фиксироваться в информационной базе. Табличная часть документа может быть заполнена пользователем вручную или при помощи кнопки «Заполнить» на панели инструментов над табличной частью (Рис.15).

Рис. 15.jpg

Рис. 15

При выборе варианта «Заполнить (добавить, обновить) по ценам контрагента» табличная часть документа будет заполнена значениями из регистра сведений «Цены номенклатуры контрагентов».

При выборе варианта «Заполнить (добавить) по поступлению» табличная часть будет заполнена номенклатурными позициями из выбранного документа поступления.

Также в документе необходимо указать тип цен номенклатуры контрагентов.

Помимо этого, в программе предусмотрена возможность обновления цен поставщиков автоматически при оформлении документов поступления. Для этого в настройках пользователя необходимо установить флаг «Регистрировать цены поставщика» (Рис.16):

Рис. 16.jpg

Рис. 16

После установки данного флага в документах поступления в отдельном диалоговом окне «Цены и валюта» автоматически проставляется флаг в поле «Регистрировать цены поставщика» (Рис.17). Если пользователь не установит данный флаг в настройках, то его можно установить вручную в конкретном документе.

Рис. 17.jpg

Рис. 17

Таким образом, программа автоматически запоминает новые значения цен номенклатуры и в дальнейшем подставляет в документы поступления обновленные значения цен.

Назначение типа цен по умолчанию

В договоре с контрагентом-поставщиком на закладке «Дополнительно» в поле «Тип цен» можно назначить тип цен, который будет по умолчанию устанавливаться в документах, сформированных по этому договору (Рис.18):

Рис. 18.jpg

Рис. 18

Цены поставщиков фиксируются в регистре сведений «Цены номенклатуры контрагентов» (Рис.19):

Рис. 19.jpg

Рис. 19

Регистрация отпускных цен нашей организации происходит при помощи документа «Установка цен номенклатуры» (Рис.20):

Рис. 20.jpg

Рис. 20

Поле «Тип цен» в шапке документа заполняется тем списком цен, которые будут регистрироваться данным документом.

В табличной части документа указываются позиции номенклатуры и значения цен для них. Детализация номенклатурных позиции может быть определена по характеристикам номенклатуры. Если же колонка с характеристикой пуста, то установленная цена будет действовать для всех характеристик номенклатуры.

Табличная часть может быть заполнена автоматически с помощью кнопки «Заполнить» на панели инструментов над табличной частью документа.

При выборе варианта «Заполнить (добавить, обновить) по ценам номенклатуры» табличная часть документа будет заполнена значениями из регистра сведений «Цены номенклатуры» согласно ранее зафиксированных цен на товары, реализуемые нашей организацией.

При выборе варианта «Заполнить (добавить, обновить) по ценам контрагентов» табличная часть будет заполнена на основании данных регистра сведений «Цены номенклатуры контрагентов». В документе будут указаны те типы цен, которые поставлены в соответствие с типами цен контрагентов.

При варианте «Заполнить (добавить, обновить) по поступлению» табличная часть будет заполнена на основании документов поступления, но только в том случае, если в документе указан тип цен контрагента.

Расчетная цена

Заполнение расчетных цен в документе производится по кнопке «Рассчитать по базовым ценам».

Важно! В том случае, если наценка одинакова для всех товаров, входящих в определенную группу, оформляется несколько документов «Установка цен номенклатуры» по каждой группе товаров.

В нашем случае наценка на группы товаров «Мебель» и «Стройматериалы» соответствует тем ценам, которые мы указали при заполнении карточки «Типы цен номенклатуры». Наценка на группу товаров «Бытовая техника» рассчитывается иначе.

Обратите внимание. В нашем случае крупнооптовая цена рассчитывается как Закупочная+15%, а не +10%.

Для изменения наценки в документе необходимо нажать кнопку «Изменить» и выбратьтот тип цены, который необходимо изменить (Рис.21):

Рис. 21.jpg

Рис. 21

При нажатии на кнопку «Изменить» открывается форма обработки «Формирование цен». В шапке обработки необходимо выбрать один из вариантов изменения цен. В нашем случае необходимо изменить процент наценки на закупочную стоимость товара для расчета крупнооптовой цены. Выбираем вариант «Установить наценку» и в соответствующем поле проставляем тот процент, который нам необходим. После этого нажимаем кнопку «Выполнить» (Рис.22):

Рис. 22.jpg

Рис. 22

Расчет мелкооптовой цены для группы товаров «Бытовая техника» ведется по формуле «Крупнооптовая цена + 20%». В этом случае в поле обработки необходимо выбрать вариант «Рассчитать по формуле» и прописать вариант расчета цены в соответствующих полях. После нажатия на кнопку «Выполнить» данные расчета будут перенесены в документ (Рис.23):

Рис. 23.jpg

Рис. 23

Аналогично производим расчет для розничной цены. В итоге получаем документ «Установка цен номенклатуры» для группы товаров «Бытовая техника» с отпускными ценами, которые необходимы нашей организации (Рис.24):

Рис. 24.jpg

Рис. 24

При проведении документов информация о ценах записывается в регистр сведений «Цены номенклатуры».

Таким образом, после формирования данных документов, заполнение цен в документах реализации, оформленных после даты проведения документа «Установка цен номенклатуры» (в нашем примере после 10.03.2013 0:00:00), будет производиться автоматически.

Сравнительный анализ цен

Для сравнительного анализа цен на товары различных контрагентов с ценами нашей организации в подсистеме «Управление продажами» предназначен отчет «Анализ цен» (Рис.25):

Рис. 25.jpg

Рис. 25

В отчете выводятся данные о различных типах цен нашей организации и организаций- контрагентов. Также с помощью данного отчета можно произвести анализ отклонения цен контрагентов от цен нашей организации (Рис.26).А вот динамику цен просмотреть не получится, т.к. в отчете отражается только та цена, которая действует на дату формирования отчета.

Рис. 26.jpg

Рис. 26

Для формирования печатной формы прайс-листа предприятия предназначен отчет «Печать прайс-листа» (Рис.27):

Рис. 27.jpg

Рис. 27

Цены в отчете выводятся на определенную дату (Рис.28):

Рис. 28.jpg

Рис. 28

Настройки отчета позволяют выводить в отчет только определенные типы цен номенклатуры (Рис.29):

Рис. 29.jpg

Рис. 29

Для оформления продажи товара контрагенту используется документ «Реализация товаров и услуг» (Рис.30).

Рис. 30.jpg

Рис. 30

Благодаря настройкам программы, которые были выполнены ранее, поле «Тип цен», вызываемое при нажатии на кнопку «Цены и валюта», заполнено автоматически тем типом цены, который указан в договоре с контрагентом. Однако для номенклатуры «Стол», относящейся к ценовой группе «Мебель», поле «Цена» заполнено значением мелкооптовой цены (в соответствии с данными документа «Установка типов цен по группам номенклатуры для покупателей»).

Начать дискуссию