Доброго времени суток тебе Уважаемый Читатель. Из отзывов по статье «Вести с полей PR войн и баталий» я понял, что основная проблема, связанная с использованием 1С Предприятия, является качество ее обслуживания. Все кто говорил о некачественной работе 1С, говорили о некачественной работе программистов. Дополнительным стимулом к написанию этой статьи был опыт общения с сотнями людей, которые по той или иной причине обжигались на франчайзи, и потом, что называется «дули на молоко», отказываясь иметь дело с любыми «1Сниками»
Взвод за взводом они проходили мимо,с поникшими головами,
чумазые, измученные длительны походом.
Но она все искала среди них
ЕГО
Мне кажется, что корень зла находится в самих нас, и как действующий сотрудник одного из партнеров, знающий кухню изнутри, дать несколько советов и рекомендаций по поиску обслуживающей компании. Хотелось бы особенно подчеркнуть что эта статья не является рекламой именно моей компании, хотя лично я считаю что качество обслуживания у нас на достаточном уровне, и рекомендации не сводятся к словам «Если Аист АйТи тогда все супер, а если нет тогда Ацтой!». Так же хотелось бы, что бы читатель понимал, что это мое личное мнение, а не позиция фирмы Аист, или фирмы 1С. В общем, давайте ближе к телу :) (к слову сказать, автор считает себя обладателем искрометного чувства юмора, и в скобках приводит этому доказательства, кому юмор не нравится, может скобки пропускать :)).
Процесс приобретения программы состоит из нескольких стадий. Начнем мы с покупки программы, если Вы уважаемый читатель уже прошли через это, тогда можно пропустить эту часть и прыгнуть сразу сюда
Действие первое: Рождение проблемы.
Если Вы полагаете, что все начинается с приобретения программного продукта, могу Вас огорчить. Программный продукт сам по себе бесполезен, его даже пощупать толком нельзя, потому как актив это нематериальный. На самом деле все начинается с рождение проблемы, и осознания этой проблемы. Если вы желаете приобрести программу, потому что: это модно / от скуки / так хочет начальство / для строчки в резюме, боюсь этим действием, Вы сами рождаете свои проблему. Я особенно подчеркиваю, что этот фактор действительно важен. В качестве доказательства своих слов, могу сказать, что из 10 проектов только в двух, мы сумели добиться от руководства сформулированных целей автоматизации. Вы должны понимать, что Вы хотите от программы, что она должна дать Вам. Для упрощения Вашей жизни в дальнейшем, выпишите эти цели большими буквами, на лист формата А4 (или А0 зависит от количества и желанности целей), и донесите этот листочек до руководителя, если Вы являетесь руководителем, не надо показывать листочек зеркалу, необходимо донести эти цели до сотрудников. Если в процессе внедрения, Вашими руководителями или подчиненными будут достигаться разные цели, в результате мы получим басню про лебедя, рака и щуку. Как видите, в этом не принимает участия обслуживающая компания (спасение утопающего дело рук самого утопающего).
Действие второе: Поиск решения
Первое с чего стоит начинать решение проблемы, это анализ того, что есть на текущий момент. Позвоните в любой из партнеров и попросите провести выездную демонстрацию типовой конфигурации. Перед демонстрацией подготовьтесь. Вам необходимо понимать, что мнение разработчиков может не совпадать с Вашим, и если вы считаете операции с векселями жестокими реалиями жизни, для них это может быть экзотикой. По сему выпишите для себя ряд функций которыми вы пользуетесь наиболее часто, и в при демонстрации спросите каким образом, можно выполнить эти самые операции. Будьте готовы к тому, что сотрудник компании партнера не сможет ответить на Ваш вопрос. Все знать не возможно, он может сказать «Да наверняка делается! Ну … сейчас … ан, нет :( ну я сейчас не помню». Не торопите его, даже если он не сможет показать Вам это сейчас, попросите показать его это в следующий раз. Дело не в том, что он Вас пытается обмануть, он может быть уверен что это делается, но Вас должна интересовать не его уверенность, а как это будете делать Вы!. Таким образом, пробежавшись по перечню функций, которые Вам необходимы, Вы поставите задачу демонстратору показать Вам как это делается, или признать тот факт, что это не реализовано в типовой (такое тоже может быть, даже чаще чем хотелось бы). Вы не должны пугаться факта отсутствия, какой либо из функций, но Вы должны четко понимать, что это придется доделывать. А это отдельные деньги, и самое главное, возможная потеря бесплатного сопровождения. Не рекомендую ждать выхода следующего релиза, или другой манны небесной. Если ни одно из решений партнеров для Вас не подошло, имеет смысл узнать состояние дел у других компаний (не 1С), но при этом, так же проверяйте полное соответствие функционала необходимому Вам. Если решение адекватно подходящее Вам было не найдено программу необходимо будет доработать. Об этом следующий раздел
Действие третье: Поиск попутчика (без меня тебе любимый мой, лететь с одним крылом)
Одним из главных недостатков бизнеса 1С Франчайзи, является и его достоинством (для Вас потребители). Дело в том, что на этом рынке работают две крупных формации (1С Франчайзи(Франчи) и Вольные специалисты (Фрилансеры)). С разной периодичностью фрилансеры поливают помоями франчей, потом ситуация меняется на противоположную (народ веселится по полной программе). Эти формации давят на общественное мнение, приписывая студентов то в одну, то в другую, сторону. Подчеркивая ужас самого наличия студентов на той стороне (ну я в принципе тоже не хотел бы что бы мне зубы лечил практикант), на деле же получилось, что студенты теперь присутствуют в равных долях и там, и там. Итак, вся эта армия внедренцев, мечтает сорвать с Вас денег (не питайте лишних иллюзий, дело обстоит именно так). Каждая из этих компаний по-своему привлекательна. У каждой есть недостатки. Вам важно понимать, что недостатки есть у всех компаний, и самое главное, ОНИ ВСЕ РАЗНЫЕ!!! (вот в общем то цель статьи, ну раз уж начал, придется дописывать). Ваша задача найти идеальную половинку в этом опасном путешествии. Первое с чего стоит начать поиск, это обзор этих компаний. Любая информация может играть роль. Безусловно, одним из показателей, являются сертификаты, но тут кроется определенный нюанс. Система франчайзинга, имеет достаточно слабую систему контроля над соответствием сертификатов реальному составу предприятия. Так, например некий программист сдал экзамен, и ушел работать в компанию «Клиент». При этом если сертификаты ему не нужны, он не будет списывать их с Франчайзи, так как это связано с определенными трудностями. Иными словами есть разница между сертификатом на стенке и сертификатом в действии. К несчастью это относится и к другим сертификатам компании (об этом чуть позже). Второй показатель деятельности компании это их референт-лист, то есть список компаний, в которых работа уже проводилась. Как правило, в референт-лист, заносятся более или менее крупные проекты. Так вот, основной информацией, которая Вам действительно нужна, это информация чем эти работы закончились. Попросите франчайзи возможности поговорить с конкретными клиентами. Так же попробуйте найти информацию о франчайзи в Интернете. Уверяю Вас можно сделать множество интересных открытий (кстати если одна из попыток закончилась неудачей, выложите эту информацию в Интернете, и Вы спасете от неудач многих). Любая подобная информация в Ваших руках это очень мощный рычаг. Предположим из сотен компаний после анализа их сертификатов, референт-листов и рекламных буклетов осталось 10 :). Дальше выбор, может быть основан на человеке который будет Вас обслуживать. Есть три класса сотрудников. Консультант, Программист и Внедренец разница между этими двумя понятиями огромна. Программист знает язык 1С и может выполнить любой Ваш каприз, но для этих целей Вам надо этот каприз сформулировать. Внедренец существо творческое, в большинстве случаев, он будет избежать написания кода, его основная задача нахождение компромисса, между технологией работы и программой. Я бы рекомендовал искать второго, но их услуги стоят дороже. К тому же люди такого класса работают с проектами не меньше 20 часов (если Вам надо поставить базовую бухгалтерию даже не надейтесь :)). Консультант, хоть и звучит гордо, на деле в большинстве организаций, это продвинутый пользователь, который может обучить Вас как работать с программой, но в большинстве своем, они не занимаются программированием дальше ширины колонок в форме. Выбор компании для Вас это прежде всего выбор Сотрудника который будет с Вами работать, потому что это по настоящему определяет качество выполнения работ. Помните слова Маркса «Кадры решают все!» (имеется в виду не одноименная конфигурация 1С, она больше запутывает чем решает).
Фрач или Фрилансер, вот в чем вопрос! (почти Шекспир)
На этот вопрос нет однозначного ответа. Одиночный программист фрилансер, может быть как студентом, так и супер профессионалом, и для определения этого используются все тот же референт лист. Главное что бы человек был хорошим :). На мой взгляд, пользоваться хорошими франчами удобней, чем пользоваться услугами фрилансера того же уровня. Это не в коем случае не камень в огород моих Уважаемых (от чистого сердца ЗЫ это не юмор) коллег. Мне кажется что находясь во франче ты находишься в тусовке, где всегда рука на пульсе событий. Кроме того, во франче есть коллеги, к которым всегда можно обратиться за советом. Допускаю, что аналог есть и у свободных программистов. Вообщем я нашел ответ на этот вопрос лишь для себя, и потому работаю во франчайзи. Но я подчеркиваю, что основой выбора должно быть не деление на франчей и фрилансеров, а выбор конкретного человека, или конкретной компании.
Цена вопроса
Сразу хочу предупредить Вас, каждый вопрос имеет свою цену. Так например, если вы планируете приобретение базовой бухгалтерии за 70 долларов, ни о каких тендерах даже и думать не стоит. Максимум что вы получите, это референт лист (а иногда и прайс-лист), и на сайте 1С найдете информацию о количестве номинальных сертификатов. Возможно, это плохо, но это так. Все имеет свою цену. Если Вы хотите получить максимальный сервис, но Вас вполне устроит программа за 70 долларов, намекните франчу про желание стать на сопровождение, или необходимость обучения.
Баксо-часы
Одним из основных причин раздоров, и недопонимания между клиентом и внедренцем являются часы работы. Не знаю, кто это придумал, но лично я ничего другого придумать не смог. Дело в том, что работы по внедрению информационной системы никто не нормировал. Не существует норм времени, необходимых для создания того или иного блока системы. Так сложилось, и никто это менять не будет (по крайней мере, пока). В связи с этим важно понимать, что если один из франчайзи предлагает 20 долларов в час, а второй 25 это абсолютно не значит, что вы заплатите первому меньше. Это значит лишь то, что первый берет за час 20, а второй 25. Не больше и не меньше. Почему так? Потому что. Вы можете спорить с этим, не соглашаться, рвать на себе волосы, но от этого ничего не изменится. В связи с этим особенно подчеркиваю факт необходимости поиска КАЧЕСТВЕННОГО внедрения. Помните Ваша задача решить проблему, а не выбрать самого дешевого поставщика решения. Так же не пытайтесь получить оценку проекта по Вашим честным глазам. Если люди только взглянув в них, скажут 100 долларов, бегите оттуда. Они либо сознательно обманывают, либо сами не знают, на что подписываются, а это значит, что проект будет им не выгоден, и ни о каком качестве работ говорить не придется.
Работа пошла
Итак, Вы прошли сквозь горы преград, и уже выбрали себе внедренца. Что ж это безусловно здорово, но помните, если Вы работаете с организацией, директор не всегда в курсе того что именно делает сотрудник. В связи с этим, если действия сотрудника, кажутся Вам недостаточно профессиональными, или Вас что-то не устраивает в технологии, поговорите с Руководством. Возможно, это поможет Вам наладить работу на ранней стадии. Поверьте чувствовать себя уродом, не любит никто, в связи с этим, если в работе будут возникать проблемы, то либо сотрудник будет вынужден признать что он не прав, либо вся компания признает Вас не правыми. Во избежание этих щекотливых ситуаций поддерживайте постоянную реакцию с Руководством внедренца. Это, возможно, позволит внести какие то коррективы в работу. В работе старайтесь быть объективными и не забывать про цели.
Заключение
Надеюсь, эти незатейливые советы помогут Вам в работе с 1С. Так же прошу прощения если задел, чью то гордость, или честь, не хотел, не стремился и вообще я парень мирный. Так же надеюсь услышать мнение о очередном опусе.
С Уважением
сотрудник отдела внедрения компании Аист Ай Ти
Кондаков Владимир
Начать дискуссию