V 8.0 - как много в этом слове

Доброго времени суток тебе Уважаемый читатель. Этой статьей я начну (а возможно и закончу) цикл статей по системе 1С Предприятие 8.0. Причин, по которым я решил выпустить эту статью, достаточно много. После выхода новой платформы прошло чуть более полутора месяцев, но за это время вышло много всевозможных статей и пресс-релизов. К своему удивлению, я обнаружил, что все статьи были написаны для профессионалов. Пресс-релизы в свою очередь, по моему мнению, не дают полного представления о новой платформе, и я решил восполнить этот пробел.

Доброго времени суток тебе Уважаемый читатель. Этой статьей я начну (а возможно и закончу) цикл статей по системе 1С Предприятие 8.0. Причин, по которым я решил выпустить эту статью, достаточно много. После выхода новой платформы прошло чуть более полутора месяцев, но за это время вышло много всевозможных статей и пресс-релизов. К своему удивлению, я обнаружил, что все статьи были написаны для профессионалов. Пресс-релизы в свою очередь, по моему мнению, не дают полного представления о новой платформе, и я решил восполнить этот пробел.

Начну я свое повествование с того, что на мой взгляд, Вы встретите при работе с 8.0. Первое что необходимо сделать для работы с новой платформой это приобрести ее. Если Вы не являетесь принципиальным противником работы с лицензионным программным обеспечением, здесь, я не рекомендую Вам экономить. Причин на то несколько:

  • Во-первых, поиск в Интернете (достаточно изнурительный, между прочим). Если вы не являетесь опытным пользователем Интернета, этот этап может продлиться у Вас несколько лет :) Кстати, как и предыдущие версии, новая платформа защищена ключом аппаратной защиты, и поиск "лечилки" займет у Вас вдвое больше. Кроме того, по состоянию на дату выхода статьи, Автор не знает ни одной "лечилки" которая не приводила к побочным эффектам.
  • Во вторых, новая платформа, обладает достаточно большим количеством всевозможных изменений, как в языке, так и в пользовательском интерфейсе. Это потребует от Вас немалых экстрасенсорных способностей, для работы без документации (которая поставляется вместе с коробкой, и кстати отсутствует в Интернете)
  • И последнее, наличие у Вас этой программы, абсолютно бесполезно. Ценность продуктов 1С больше не в самой программе, а в ее обслуживании.

Если же Вы твердо решили, экономить и категорически отказываетесь покупать лицензионную версию, что же продолжайте читать, и тогда Вы поймете, чего Вы сами себя лишили

Итак, заветный момент приобретения уже близок, на что следует обратить внимание при покупке. Первым и самым главным моментом являются Ваши ЦЕЛИ. Как и предыдущая статья, эта не рассчитана на контингент, который приобретает все просто из-за моды, или колебаний атмосферного давления. Первым Вашим шагом к приобретению новой платформы, должно стать осознание Ваших потребностей. Если Вы являетесь счастливым обладателем 1С Предприятия 7.7. задайте себе следующие вопросы:

  • Что Вам сейчас мешает работать?
  • Что Вы уже делали, что бы работа была удобней (сколько было произведено доработок)?
  • Что Вы потратите на переход с версии на версию?
  • Что Вы получите при этом?

Последовательно запишите ответы, и обдумайте Ваше решение. Я могу подсказать часть ответов на вопросы, но решение все равно принимать будете Вы.

Первый вопрос, имеет слишком много вариантов, по этому ни помочь, ни посоветовать тут не смогу. Вы задали его себе, для того, что бы осознать Ваши задачи или цели. А вот ответ на второй вопрос, очень прагматичен. Если Вы вложили в свою систему кругленькую сумму, и надеетесь получить то же самое, то возможно, Вам придется вложить в это еще раз эту же сумму.

Как уже не однократно говорилось в моих статьях, одно из ключевых решений, которое Вы должны принять при работе с системами автоматизации - это выбор компании Внедренца. При работе с новой платформой это стало еще более важным решением. На что следует обращать внимание прежде всего, я достаточно подробно описал в предыдущей статье (к слову отмечу, что за каждой продажей новой платформы, очень внимательно следит фирма "1С" что должно улучшить качество работы внедренца).

Важным фактором при покупке новой платформы является характеристики Ваших компьютеров. Как и многие другие новые версии программных продуктов, система 1С Предприятие 8.0 более требовательна к ресурсам. В приложении приведены требования к компьютерам.

Так же, настоятельно рекомендую отказаться от использования операционных систем Microsoft(R) Windows (R) 95/98/Me. Работать на этих ОС система 1С Предприятие 8.0 будет, но с некоторыми неприятными спецэффектами. В защиту такой особенности могу сказать, что использование этих операционных систем, можно отнести к неприятному спецэффекту, чего Вам не желаю.

Что же дает нам переход на новую версию продукта? Ответ на этот вопрос, можно условно разбить на два основных блока:

  1. Новые возможности платформы
  2. Новые возможности прикладного решения

Он сказал - поехали, и махнул рукой.

1. Новые возможности платформы

Первое что бросается в глаза - это изменение внешнего вида программы. В корне переработан интерфейс пользователя. Для напоминания привожу снимок экрана 7.7.:

и для контраста фотографию новой платформы:

Разница существенная, не правда ли? На первый взгляд суть продукта от этого не поменялась. Тем не менее, первый взгляд очень обманчив. Дизайнер и художник из меня тот еще, но посмотрите, какой сочный, и в то же время мягкий цвет используется в форме. На его фоне белые поля ввода не смазываются (на рисунке поля не совсем белые, но это все из-за сжатия), но он не вгоняет в зеленую тоску при одном запуске. Конечно, добившись этого превосходного цветосочетания, компания 1С могла бы успокоится, но как я уже говорил, возможности у новой платформы революционные.

Во-вторых, невозможно не отметить достаточно серьезную переработку механизмов управления базами данных. Устранена набившая оскомину работа с единым журналом транзакций. Это было критично для систем с количеством пользователей более 15. Качественно переработана блокировка объектов. В большинстве случаев блокируются конкретные записи, но не целые таблицы.

Принципиально существует лишь два варианта выпуска 1С Предприятия 8.0: Файловая, и клиент - серверная. Изменения затронули обе версии. Во-первых, файловый вариант претерпел несколько качественных изменений:

  • Данные теперь хранятся в одном файле (ранее это был набор DBF файлов)
  • Файл конфигурации, список пользователей и паролей, и наборы прав так же хранятся в одном файле

На первый взгляд это не принципиальное отличие (действительно какая нам разница, в чем именно сохраняется база данных), но именно это отличие позволит достигнуть следующих результатов:

  • Более качественное поддержание целостности данных
  • Улучшение механизма защиты данных.
  • Защита от несанкционированного доступа

В связи с тем, что формат базы данных до сих пор не исследован, "опытные пользователи" не смогут обойти механизмы защиты. В то же время, это приведет к невозможности проведения "административных" вмешательств в работу системы.

Что касается клиент серверного варианта системы, то в этой части возможности значительно расширены. Начиная с более гибкого механизма построения запросов, что делает запросы основным методом работы с базой данных (как и у всех нормальных систем), заканчивая возможностью выполнять куски кода на сервере.

Все это круто, но не понятно, что это даст обычным пользователям. Ну прежде всего, это дает более мощные инструменты для работы Администраторов, для обеспечения безопасности информации. Так же это дает возможность пользователям не перепрыгивать на более мощную машину, в попытке создать "оборотку" за год. И что самое важное, это не дает возможность пользователю поломать базу частично (то есть убить напрочь, ради бога, частично не получится). И самое ГЛАВНОЕ, это позволит реже вспоминать чью-нибудь достопочтенную мамашу, когда коллега, начнет массовое проведение расходных накладных по 400 строк в каждой.

В-третьих, очень серьезно переработан механизм предоставления пользовательской помощи. Если ранее помощь была, по сути, текстовым файлом, некрасивым и не удобным, то в новой платформе помощь является HTML- страничкой, что позволяет оформлять более удобные в прочтении руководства за счет выделения цветом, размером, и использования гиперссылок. Это позволит пользователю находить ответы на свои вопросы быстрее, и экономит его рабочее время, а главное нервы.

В-четвертых, появилась масса всевозможных "элементов управления" (это кнопки, панели, и прочее). Во вторых, доступ из языка к этим элементам позволяет делать чудеса, и самое главное, предоставлена возможность организации технологичного ввода данных (здесь под технологичностью подразумевается настройки порядка обхода, горячих клавиш и других методик, полезных для оптимизации работы операторов). Вот несколько преимуществ в работе с формами новой платформы

  • Появилась возможность использования одновременно несколько языков в одной базе (имеются в виду элементы управления (а не справочники))
  • Возможность устанавливать произвольный порядок обхода
  • Возможность использования любых "горячих клавиш"
  • Появилась масса дополнительных элементов управления
  • и много-много всего хорошего

Я мог бы долго перечислять и дальше и дальше. НО к несчастью, количество времени у меня строго ограничено.

Прикладные решения

В действительности возможности новой платформы, являются революционными по сравнению с 7.7. Это привело к тому, что появляются более мощные прикладные решения от 1С, и во много раз более сложные прикладные решения выпустят партнеры. Здесь есть несколько нюансов, среди которых следует отметить:

Первым нюансом следует отметить, что платформа выпущена в коммерческую продажу 31 июля, и партнеры как следствие начали работу по переводу совсем недавно. К несчастью время, все - что нам сейчас нужно, но это именно то - чего нам больше всего не хватает. Прогнозировать даты выхода наиболее популярных партнерских решений я не рискну. Тем не менее, в течение 2004 года прикладные решения компании 1С должны выйти в полном объеме.

Вторым нюансом следует отметить, что в связи со значительным изменением идеологии новой платформы, партнерские решения придется переписывать заново. Вот здесь могут быть наиболее важные подводные камни. Если вкратце, то переписать решение под новый диалект стоит меньше чем переработать архитектуру. В связи с чем, некоторые партнеры могут пойти по пути минимизации затрат. Здесь конечно важным фактором станет сертификация на 1С Совместимо. Думаю, компания 1С не пропустит такие псевдо-новые решения под этой маркой, в связи с чем, настоятельно не рекомендую использовать коробочные прикладные решения без этого значка (тем более, если ранее продукт этот значок имел). Отсутствие сертификации, совершенно не означает некорректность решения, но я не знаю как, не обладая специальными знаниями, проверить это.

Третьим нюансом хотелось бы отметить значительное изменение в технологии поддержки пользователей. Так в новую платформу введено само понятие "Поддержки". То есть при разработке, можно указать какие части конфигурации пользователь (в лице программиста) может менять, при этом оставаясь на поддержке производителя. Для конечного пользователя это означает возможность простого обновления, даже в случае внесения некоторых корректировок (это наиболее важно для тех "маньяков", которые жить не могут без дополнительных субконто, и прочих "косметических" изменений). Это важная возможность, вот только как она будет работать пока не понятно (лично мне конечно), но сам факт ее наличия меня очень радует.

Управления торговлей 10.0

На текущий момент времени компания 1С выпустила только одно прикладное решение для новой платформы

Управление торговлей 10.0, является потомком Торговли и склад 9.2, тем не менее, изменение названия вполне оправдано. В новом решении упор сделан не на учетные функции (хотя их по-прежнему в избытке), а на функции управления. Значительно расширен список отчетов, формируемых в типовой конфигурации. Более того, за счет возможностей новой платформы изменились и аналитические разрезы, в которых хранятся данные. Так из наиболее ярких моментов можно отметить:

  • Включаемую возможность хранения партий товаров в разрезе складов (многие вздохнули с облегчением)
  • Возможность партий товаров в разрезе дополнительных характеристик, список характеристик редактируется пользователем (еще один вздох, но народу явно больше)
  • Возможность серийного учета товаров (еще раз вздох)
  • Возможность ведения взаиморасчетов в разрезах договоров, заказов, счетов по выбору пользователя
  • Разделение документов на виды учета: финансовый и управленческий (налоговая плачет навзрыд)
  • Учет управленческой аналитики контрагент и множества его физических и юридических лиц.
  • Появилось планирование продаж, и анализ выполнения планов.
  • Принятие неотфактурированных поставок товара.

Все это делали, и ничего революционного здесь конечно нет. Тем не менее, на каждую из этих функций требовалось время и деньги, теперь, все поставляется сразу. Это, на мой взгляд, серьезный задел на будущее (нельзя забывать, что это первая редакция). В этой статье я не стремлюсь сопоставить 8.0 с другими системами, но хотел бы я услышать их доводы в сторону бухгалтерской реализации.

Новые возможности платформы так же обеспечивают уникальные механизмы формирования отчетов. Одним из них является сводные таблицы. Этот механизм позволяет пользователю на лету формировать правила группировки и детализации отчета, просты перетягиванием необходимых полей в шапку или тело таблицы. Этакий OLAP в своем очень облегченном варианте. В области отчетов, изменения в основном затронули удобство, хотя наличие некоторых отчетов, само по себе приятно. К примеру, в новом решении появились следующие представители этого класса:

  • Универсальный отчет Анализ оборотов
    • Взаиморасчеты компании
    • ГТД
    • Остатки товаров (в том числе в разрезе дополнительных характеристик)
    • Ожидаемые платежи (обороты)
    • Выручка (в том числе от розничной торговли)
    • и многое другое (список настроек редактируется пользователем)
  • Универсальный отчет Остатки и обороты
    • График поставок
    • График оплат (входящих и исходящих)
    • и многое другое
  • Универсальный отчет Кросс-таблица (все то же самое, плюс отображается в виде диаграммы)
  • Отчет о состоянии заказа
  • Хит сезона "Мониторинг основных показателей". Этот отчет особенно уникален, так как отражает основные финансовые показатели работы предприятия, причем автоматически обновляется. Это позволяет Топ менеджерам контролировать ситуацию и при необходимости формировать более детализированные отчеты.

Все это говорит, прежде всего, об изменении позиционирования продуктов 1С из ниши чисто бухгалтерских программ к "Чиста" управленческим. При этом все возможности редакции 9.2 остаются, что отражает намерение не оставлять бухгалтеров наедине с устаревшими версиями (кстати о бухгалтерах, вы бы видели что там в разделе бухгалтерского учета придумали ....)

Заключение

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

На самом деле, рассказывать о новых возможностях можно бесконечно долго, потому что многое изменилось. Вместе с изменением платформы и прикладных решений изменяется и бизнес франчайзи. Системы становятся все более сложными, и их сопровождение продавцами переростками будет все более опасным в связи с чем, ВАЖНО правильно выбрать поставщика услуг. Кстати в статусе рабочего проекта планируется изменение методики сертификации специалистов. Подразумевается наличие 4 уровней (взамен 2 существовавшим ранее). Безусловно, все зависит от реализации этих сертификатов, но мне кажется, что это позволит упростить выбор поставщика, так как квалификационный экзамен на высший (1С Гуру) уровень, думается будет очень не прост.

Так же хочу еще раз подчеркнуть что, несмотря на все описания, пока Вы лично не увидите это чудо, полного представления получить не удастся. Почти в качестве рекламы, могу сказать, что наша компания проводит 7 октября в рамках Единого семинара 1С семинар для своих клиентов, где среди других полезных докладов, можно будет прослушать Вашего покорного слугу, и посмотреть на все это ЧУДО своими глазами. Если Вы захотите присутствовать на этом празднике, Вам необходимо послать письмо по адресу, приведенному в конце статьи. В заявке очень хотелось бы получить информацию о количестве посетителей, и их функциям (директор, бухгалтер, менеджер, программист). Семинар является бесплатным.

С Уважением
Сотрудник отдела внедрения
Кондаков Владимир

Начать дискуссию