Для удовлетворения потребностей в автоматизации учета широкого круга организаций фирма "1С" выпускает программные продукты системы "1С:Предприятие" в виде нескольких версий, отличающихся по своим возможностям и стоимости. Так, например, наряду с однопользовательскими версиями программ, рассчитанными на работу одного пользователя, выпускаются многопользовательские (сетевые) версии, позволяющие нескольким пользователям одновременно работать с одной информационной базой. Промежуточное положение между однопользовательскими и многопользовательскими версиями занимают трехпользовательские версии с возможностью одновременной работы до трех пользователей. Существенно, что функциональные возможности сетевой версии программы для трех пользователей полностью совпадают с возможностями многопользовательской версии.
Учитывая ограниченные финансовые возможности малых предприятий, весной этого года фирма "1С" выпустила для небольших предприятий продукт "Набор для небольшой фирмы". В этот продукт фактически входят пакеты программ "1С:Предприятие (сетевая версия). Бухгалтерский учет. Типовая конфигурация"; "1С:Предприятие 7.7 (сетевая версия для 3 пользователей). Оперативный учет. Конфигурация "Торговля+Склад"; "1С:Предприятие 7.7 (сетевая версия для 3 пользователей). Расчет. Конфигурация "Зарплата + Кадры"; "1С:Предприятие 7.7.
Конфигурация "Производство + Услуги + Бухгалтерия" (разработана для работы с компонентами "Бухгалтерский учет" и "Оперативный учет").
Такая поставка "1С: Предприятия" позволяет организовать произвольное количество рабочих мест для ведения бухгалтерского учета, три рабочих места для расчета заработной платы и ведения кадрового учета, три рабочих места для ведения торгового и складского учета, а также три рабочих места для ведения производственного учета. Как правило, такое количество рабочих мест для ведения компьютерного учета обычно требуется при автоматизации небольшого предприятия.
Система "1С:Предприятие" представляет собой прежде всего набор готовых к работе прикладных решений - типовых конфигураций, поставляемых с программами. Именно в типовых конфигурациях решены конкретные задачи автоматизации различных разделов бухгалтерского учета, расчета заработной платы, оперативного учета торговых и производственных операций и т.д.
Для пользователей представляют интерес возможности программ "Набора для небольшой фирмы". Рассмотрим некоторые из них на примере конкретных конфигураций.
Типовая конфигурация "Бухгалтерский учет"
Типовая конфигурация программы "1С: Бухгалтерия 7.7" предназначена для ведения как простого, так и сложного бухгалтерского учета практически по всем участкам учета на предприятиях различного профиля деятельности.
Для многих малых и средних предприятий бухгалтерский комплекс может быть построен с использованием возможностей типовой конфигурации.
Основными принципами, положенными в основу разработки типовой конфигурации, являются:
- - ведение бухгалтерского учета "от документа";
- - интеграция систем налогового и бухгалтерского учета в рамках единой информационной базы;
- - обеспечение гибкой настройки аналитики под конкретную предметную область;
- - возможность учета новаций в законодательстве без внесения изменений в конфигурацию;
- - создание автономных методически выверенных технологических циклов учета отдельных видов имущества.
Типовую конфигурацию следует рассматривать как универсальный многофункциональный комплекс готовых решений для поддержки автоматизированного учета на тех участках, которые чаще всего встречаются в практике хозяйствующих субЪектов. В ней предусмотрен учет расчетов с контрагентами, работниками и подотчетными лицами; учет расчетов по налогам и взносам во внебюджетные социальные фонды; учет операций по кассе и банку; учет основных средств, нематериальных активов, материальных запасов, готовой продукции и товаров; учет затрат; учет реализации товаров, продукции, работ, услуг и т.д.
В программе возможно формирование необходимых первичных документов, регистров учета, а также бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности, необходимой для представления в контролирующие органы.
Разработанная при активном участии профессиональных аудиторов конфигурация представляет собой прежде всего методологию ведения учета. В состав конфигурации включен "Путеводитель по конфигурации", с помощью которого начинающий пользователь может начать вести учет, даже если он не освоился с меню программы.
В комплект поставки "Набора для небольшой фирмы" включены две конфигурации для ведения бухгалтерского учета - ред. 3.6 и ред. 4.0. Обе конфигурации полностью соответствуют требованиям части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Для ведения учета в конфигурации ред. 3.6 используется старый План счетов, а в конфигурации ред. 4.0 - новый. Предусмотрен перенос информации при переходе на новый План счетов (из конфигурации ред. 3.6 в ред. 4.0).
Конфигурация "Торговля + Склад"
Типовая конфигурация "Торговля + Склад" разработана на основе компоненты "Оперативный учет" системы "1С:Предприятие 7.7" и представляет собой типовое решение для автоматизации организаций оптово-розничной торговли.
Конфигурация позволяет вести в одной информационной базе учет от имени нескольких организаций.
Предполагается, что все организации имеют одного собственника (владельца) или группу собственников.
Конфигурация предусматривает одновременное ведение двух видов учета торговой деятельности - управленческого и финансового и поддерживает все операции, связанные с закупкой, хранением, продажей товара, и учет связанных с этими операциями взаиморасчетов с покупателями и поставщиками. Товар покупателю может быть отгружен как по предварительной оплате, так и в кредит. Отдельно ведется учет товаров, принятых и отданных на реализацию. На основе выданных и полученных счетов-фактур формируются книга продаж и книга покупок.
Конфигурация поддерживает операции, связанные с продажей товаров в розницу с использованием торгового оборудования (ККМ, сканеры штрихкода, дисплей покупателя). Кроме того, типовая конфигурация обеспечивает:
- - партионный учет товарного запаса, автоматическое списание себестоимости товаров по одному из методов: "по средней", LIFO, FIFO;
- - резервирование товаров при выписке счетов на оплату и автоматическое снятие с резервирования при отгрузке;
- - продажу наборов товаров;
- - операции с товарами в нескольких единицах измерения;
- - многовалютный учет торговых операций, выписку торговых документов в любой валюте.
Используя многочисленные обработки и отчеты, представленные в программе, можно оперативно и быстро оформить все операции, а также провести глубокий и всесторонний анализ деятельности торговой компании.
Результаты торговой деятельности компании отражаются в финансовом учете раздельно по фирмам, составляющим компанию.
Типовая конфигурация "Зарплата + Кадры"
Типовая конфигурация разработана на компоненте "Расчет" системы программ "1С:Предприятие" и предназначена для расчета заработной платы и ведения кадрового учета.
Конфигурации может использоваться как на хозрасчетных предприятиях Российской Федерации, так и в организациях с бюджетным финансированием. Она позволяет не только автоматизировать расчет заработной платы, но и организовать учет сотрудников, регистрировать служебные перемещения, получать статистические справки по кадровому составу.
В конфигурации предусмотрены оформление приказов о приеме на работу и о продвижении по службе; ввод и расчет больничных листов; расчет отпусков разного типа и оформление отпускных записок; ввод разовых или долгосрочных доплат; оформление приказов о выплате премии как подразделениям, так и отдельным сотрудникам; расчет разнообразных доплат от доплаты к окладу до доплаты "за выслугу лет"; ведение штатного расписания предприятия; оформление увольнений с расчетом компенсаций за отпуск и выходного пособия, исчисление налогов, в том числе единого социального налога (ЕСН), и взносов во внебюджетные фонды; депонирование сумм, не выданных по платежным ведомостям; учет долгов по заработной плате прошлых периодов и другие возможности.
В конфигурации "Зарплата+Кадры" формируются все необходимые межотраслевые формы по учету труда и заработной платы и другие необходимые отчеты, позволяющие получать информацию за любой расчетный период: расчетные листки; расчетно-платежные ведомости; платежные ведомости для получения денег через кассу; расходные кассовые ордера; свод по начислениям и удержаниям; налоговую карточку по форме 1-НДФЛ; справку о доходах по форме 2-НДФЛ; анкету и индивидуальные сведения застрахованного лица для отделений Пенсионного фонда Российской Федерации; лицевой счет по форме Т-54а.
Конфигурация позволяет автоматизировать процедуру передачи на магнитных носителях сведений о доходах физических лиц налоговыми агентами в налоговые органы. Модуль передачи данных разработан на основании соглашения о сотрудничестве фирмы "1С" и Министерства по налогам и сборам Российской Федерации в области информатизации и при методологической поддержке специалистов Главного научно-исследовательского вычислительного центра МНС России.
В программе можно формировать анкетные данные и индивидуальные сведения застрахованных лиц как в бумажном, так и в электронном виде для передачи в отделения ПФР, удовлетворяющие Правилам подготовки анкетных данных и индивидуальных сведений о застрахованных лицах в формате версий 2.22, 2.40, 2.50, 3.0.
Типовая конфигурация "Производство + Услуги + Бухгалтерия"
Эта конфигурация представляет собой типовое решение, ориентированное на массовый рынок небольших производственных и сервисных фирм. Она позволяет вести оперативный управленческий учет по всем операциям, связанным с производственной деятельностью предприятия и оптовой торговлей покупными товарами с автоматическим отражением в бухгалтерском учете. В ней предусмотрен учет материалов, товаров, трудовых затрат (наряды), себестоимости продукции, заявок покупателей и заказов поставщикам, выпуска и реализации готовой продукции, оказанных услуг, взаиморасчетов с поставщиками и покупателями. Поддерживаются партионный учет стоимости материалов, продукции и товаров, списание по методам LIFO, FIFO, "по средней".
В комплект поставки "Набора для небольшой фирмы" включены две конфигурации "Производство + Услуги + Бухгалтерия" - ред. 1.6 (со старым Планом счетов) и ред. 2.1 (с новым Планом счетов). Обе конфигурации полностью соответствуют требованиям части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В каждой из типовых конфигураций реализованы механизмы обмена данными с другими конфигурациями. Например, можно вести бухгалтерский учет в конфигурации "Бухгалтерский учет", а торговые операции - в конфигурации "Торговля+ Склад", выгружая в информационную базу бухгалтерского учета проводки по торговым операциям. Из конфигурации "Бухгалтерский учет" можно выгрузить исходные данные для расчета и начисления заработной платы в конфигурацию "Зарплата и кадры", провести в ней полнофункциональный расчет заработной платы, а затем "вернуть" в конфигурацию "Бухгалтерский учет" проводки по начислению заработной платы и отчислению необходимых налогов. При формировании проводок для передачи в конфигурацию "Бухгалтерский учет" конфигурации "Торговля+Склад" и "Зарплата+Кадры" поддерживают как старый, так и новый Планы счетов бухгалтерского учета.
Типовые конфигурации непрерывно развиваются. Разработчики стремятся сделать их понятнее для пользователя и проще в применении, постоянно расширяя при этом круг задач, решаемых с их помощью. В новых редакциях конфигураций отражены последние изменения законодательства и многочисленные пожелания пользователей и партнеров.
Особенности работы с трехпользовательскими версиями программ
При запуске системы в режиме "1С:Предприятие" автоматически определяется число пользователей, работающих одновременно с информационной базой. Для каждой информационной базы подсчет пользователей выполняется независимо. При этом пользователи, работающие с "1С:Предприятием" в режимах "Конфигуратор", "Отладчик" и "Монитор", не учитываются при определении числа работающих пользователей. Ограничение по числу одновременно работающих пользователей никак не ограничивает размер списка пользователей, заданного в системе "1С:Предприятие".
Дистрибутивы всех перечисленных продуктов записаны на один компакт-диск. "Набор для небольшой фирмы" поставляется с полным комплектом документации (одиннадцать книг), необходимой для работы с системой программ "1С:Предприятие". Это руководство по установке и запуску, руководство пользователя, книги по конфигурированию и администрированию, описание встроенного языка и описания входящих в набор конфигураций. Кроме того, в комплект поставки входит брошюра "1С:Предприятие 7.7. Набор для небольшой фирмы. Особенности установки и использования", в которой описаны особенности сетевых версий с ограниченным количеством рабочих мест и рассматриваются вопросы установки и совместного использования входящих в "Набор" пакетов программ.
Помимо перечисленного в комплект поставки продукта входит диск информационно-технологического сопровождения (ИТС) системы программ "1С:Предприятие" и годовая подписка на ИТС. Диск ИТС содержит комплекс разнообразных материалов, рассчитанных как на конечных пользователей экономических программ, так и на специалистов по их внедрению, сопровождению и настройке на особенности конкретных предприятий.
В этом издании помимо последних релизов программ и конфигураций системы "1С:Предприятие" публикуются материалы по технологии работы с программами, методологии и практике ведения бухгалтерского учета, освещаются правовые аспекты предпринимательства, бухгалтерского учета и налогообложения и т.д. Информацию для издания ИТС, помимо фирмы "1С", поставляют лидеры информационного рынка.
Следует отметить, что сервисное обслуживание пользователей "Набора для небольшой фирмы" производится только по линии ИТС и включает ежемесячное получение диска ИТС, услуги линии консультаций по телефону и электронной почте, получение новых релизов программы и конфигураций, получение форм отчетности, поддержку на специальной странице фирмы "1С" в сети Интернет. Для подписчиков ИТС открыты отдельные номер телефона и адрес электронной почты линии консультации. По истечении года продолжение обслуживания также возможно - по договору на ИТС.
Таким образом, составляющие продукта "Набор для небольшой фирмы" полностью соответствуют потребностям небольшого предприятия в части автоматизации учета. Если в дальнейшем у предприятия возникнет необходимость в одновременной работе с одной информационной базой более чем трех пользователей, то оно сможет по принятым правилам заменить трехпользовательскую версию любого продукта из "Набора для небольшой фирмы" на многопользовательскую. При этом дальнейшая работа будет продолжена в той же информационной базе без потери какой-либо информации.
Начать дискуссию