Новый год - новая база. Пять советов бухгалтеру и руководителю по переходу в новую базу данных.

С приближением нового года и бухгалтера и руководители все больше начинают задумываться о целесообразности работы в новой (чистой) базе данных. Причин тому может быть немало – начиная от перегруженности прежней базы данных, и открытия нового юридического лица до изменения внутрифирменных стандартов ведения учета.

С приближением нового года и бухгалтера и руководители все больше начинают задумываться о целесообразности работы в новой (чистой) базе данных. Причин тому может быть немало – начиная от перегруженности прежней базы данных, и открытия нового юридического лица до изменения внутрифирменных стандартов ведения учета. В сущности, причина не имеет значения – важно само решение о переходе. На самом деле здесь все далеко не так просто - как кажется на первый взгляд. Очень часто процесс перехода оказывается сложным и долгим, а уровень затрат оказывается гораздо выше планируемого. В данной статье мы в остановимся на вопросах переноса справочников и документов, обозначим некоторые нюансы, знание которых позволит организациям перейти в новую базу с данных с наименьшими потерями времени и средств. Сразу скажу, что предназначение данной статьи в том, чтобы сделать процессы перехода в новую базу, определения стоимости и объемов работ по переносу более прозрачными для заказчиков, то есть для руководителей и бухгалтеров предприятий.

Ни для кого не секрет, что период январь-март – это чрезвычайно доходное время, как для фирм так и для частных специалистов, занимающихся настройкой и сопровождением 1С. Причина этого кроется в следующем. В глазах любого руководителя и бухгалтера перенос в новую базу данных, допустим, 10.000 позиций справочника «Номенклатура» ассоциируется с ручным вводом всех этих элементов. А поскольку в большинстве случаев решение о переводе откладывается до даты, близкой к критической, то в ответ на многозначительные замечания специалистов типа «да уж, справочников то у вас немало» Вам остается только соглашаться и так же тяжело вздыхать. Дальше – еще лучше, процесс затягивается и в дополнение к переносу остатков и справочников добавляется необходимость переноса из прежней базы данных документов за определенный период. А Вы? Правильно - платите за все это. Чтобы подобного не происходило, необходимо хотя бы в общих чертах знать некоторые нюансы, связанные с переносом данных в новую конфигурацию.

Для начала сформулируем ряд замечаний общего плана:

  1. Что представляет собой перенос документа в другую конфигурацию? В программе 1С документ – это совокупность различных элементов справочников, констант, перечислений. Т.е. табличная часть приходной накладной в 1С это список элементов справочника "Номенклатура", список значений перечисления "Ставки НДС", и далее числовые значения реквизитов "Количество", "Цена", "Сумма" и так далее. То есть для переноса в новую чистую базу документа "Приходная накладная" необходимо предварительно как минимум перенести справочник "Номенклатура". Если этого не сделать, то перенесенный документ окажется пустым. То же самое касается и переноса справочников, в качестве реквизитов элементов которых выступают другие справочники (Для "Номенклатуры" это, например, справочник "Единицы измерения").
  1. Количество переносимых элементов справочников или документов одного вида не влияет на сложность и трудоемкость переноса. Я хочу сказать, что для переноса 100 элементов и для переноса 1000 элементов справочника "Номенклатура" обработка будет одинакова, и стоимость переноса данных не может зависеть от количества элементов справочников. Но она может зависеть от количества "видов" переносимых справочников. Например, перенос 100.000 элементов справочника "Номенклатура" для программиста гораздо легче переноса 150 "Приходных накладных", поскольку во втором случае помимо самих накладных необходимо переносить и сам справочник "Номенклатура", и другие, используемые в этом документе справочники. Таким образом, цена переноса 150 документов должна быть выше цены переноса 100.000 номенклатурных позиций. Понятно, что вручную Вы будете гораздо дольше переносить номенклатуру, но с точки зрения программирования сложнее перенести именно документы. Таким образом, при ручном переносе в описанной ситуации Вы больше заплатите за справочник "Номенклатура", а при работе с программистом – за приходные накладные. Поэтому, имеет смысл, например, поручить программисту перенос справочника "Номенклатура", а приходные накладные перенести вручную. Экономия в этом случае может быть довольно значительной.
  1. Подготовку к переносу данных в новую базу надо начинать хотя бы за полторы-две недели до начала периода, с которого в ней должна начаться полноценная работа. Нужно осуществить несколько пробных перебросок, оценить их качество и полноту, а также объем работ, которые необходимо будет дополнительно проделать. К дате переноса у вас не должно оставаться неясностей по вопросам работы в новой базе.
  1. Список данных, которые нужно переносить в новую базу, должен быть четко обозначен. Если базы «источник» и «приемник» типовые, то сложностей с переносом не будет. Сейчас существует огромное количество готовых разработок, которые созданы именно для целей переноса между типовыми конфигурациями. Поэтому, если Вам предлагают создать для этого целый «проект» с написанием специальных отчетов – просто отказывайтесь от их услуг. Оценивая же объем работ по переносу документов и справочников между разными базами (например, из "самописной" конфигурации в типовую 1С Торговлю и Склад) как я говорил ранее - не исходите из количества документов каждого вида.
  1. Выбор времени для перехода в новую конфигурацию. Оптимальное время для переноса данных - это декабрь-январь. Несколько свободных месяцев до сдачи баланса дают значительную свободу. Кроме того, работа в новой базе с начала года не вызовет затруднений с получением сводной отчетности за год (для того же баланса), чего нельзя сказать о переходе, скажем, с марта. Поэтому, если вы решили начать работу в новой базе не с начала года, то рассмотрите возможность переноса данных за предшествующие периоды (При переходе с марта это будут документы за январь - февраль).

Итак, вы решили вопрос о необходимости работы с нового года в новой базе данных. На что теперь обратить внимание ? (в большей степени это относится к тем, кто собирается переносить данные между разными конфигурациями, поскольку, как уже говорилось, для переноса между типовыми существует множество готовых бесплатных отчетов и обработок):

•  Во-первых, оцените объем данных, которые будут необходимы Вам для работы в новой базе. Как правило, это справочники Контрагентов, Номенклатуры, Основных средств, Статей затрат, Материалов и т.д. Определите те справочники, которые вы перенесете самостоятельно, и те, учитывая размер которых, лучше перенести программисту.

•  Четко оговорите с программистом (если он приходящий или работает сдельно), какие именно элементы должны быть перенесены, и как они должны выглядеть в новой конфигурации. Например, при переходе из 1С Бухгалтерии в 1С Торговлю и Склад может возникнуть следующая сложность – Справочник "Контрагенты", который в бухгалтерии является единым, в конфигурации "Торговля и Склад" состоит из двух справочников: "Контрагенты" и "Юридические лица". Причем полное наименование, телефоны, адреса и комментарии хранятся именно во втором. Имеет для Вас смысл перенос самих только названий? Нет. Ведь после переноса Вы должны иметь возможность нормально работать в новой конфигурации. Конечно Вы не можете знать этих нюансов – это обязанность программиста обозначить их для вас, причем сделать это необходимо еще на стадии оценки объемов работ.

•  Необходимо довести до сотрудников важность процесса перехода. Как ни смешно это звучит, но при сильном противодействии со стороны персонала работа в новой конфигурации будет невозможна. Людей можно понять – в новой базе будет другой, незнакомый интерфейс, другие справочники и документы. Отсюда и противодействие. Сломить его и поставить людей на свою сторону и сторону программиста Ваша задача – как руководителя или бухгалтера предприятия. Программист не политик, и уговаривать не должен. Также помните, что желания людей типа "хочу чтобы вот это было как в старой базе" зачастую не просто труднореализуемы, а вообще недопустимы. Разумеется это касается только перехода в другую по структуре конфигурацию, а не простого начала периода в такой же но чистой.

Надеюсь все эти советы помогут Вам при переходе в новую конфигурацию. В данной статье мы не останавливались на конкретных ситуациях переноса данных и отдельных предназначенных для этого разработках. Все эти вопросы с описанием сложившейся на Вашем предприятии ситуации прошу присылать на uralsoft@ekat.ru . Уверен, вместе мы сумеем найти оптимальное для Вас решение.

Колясников Сергей Анатольевич
ООО "Внедренческая компания "Урал-Софт"
http://uralsoft.by.ru

Начать дискуссию

Практика Конституционного Суда по налогам за второе полугодие 2023

Рассматриваются ключевые решения КС по налоговым вопросам.

Заявлений в колледж через Госуслуги уже больше, чем за весь прошлый год: самые популярные места и специальности

Более 600 тыс. заявлений в колледж подали абитуриенты с помощью Госуслуг. Это уже на 100 тыс. больше, чем за весь прошлый год.

Общество

Принят закон, упрощающий проведение общих собраний СНТ

Совет Федерации одобрил разработанный при участии Росреестра закон, по которому дачникам, садоводам и огородникам станет проще проводить общие собрания членов СНТ и ОНТ.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Директора–руководили в разные периоды, в их действиях нет группы лиц по предварительному сговору

Суд первой инстанции осудил двух руководителей налогоплательщика, управлявших им в разные периоды, по части 2 ст. 199 УК, в том числе, по пункту «а», за уклонение от уплаты налогов по предварительному сговору группой лиц.

Известны итоги Статистического диктанта-2024

В этом году число написавших статистический диктант увеличилось вдвое в сравнении с 2023 годом и составило 33 933 человек.

Число МСП в гостиничном бизнесе на Кавказе выросло вдвое за 3 года

Гостиничный бизнес демонстрирует наибольший рост среди всех сфер, в которых работают малые и средние предприятия (МСП) Северо-Кавказского федерального округа (СКФО).

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Общество

Росреестр разработал методическое пособие по социальной догазификации

Для садоводов и огородников Росреестр разработал методические рекомендации по бесплатной догазификации СНТ.

Ужесточат контроль за содержанием пестицидов в готовой продукции

Руководитель Роскачества Максим Протасов в ходе заседания госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции предложил повысить эффективность контроля за содержанием пестицидов и агрохимикатов в том числе в части их контроля в готовой продукции.

Инвестиции

Как застройщики дают ипотеку под 5,9%? Недвижка дорожает, конец дивидендного сезона, рост акций, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Массовые льготные ипотеки под 8% всё, зато у застройщиков теперь можно взять под 5,9%! Ессссстессссна, есть нюанс. Зато это помогает толкать цены на квартиры снова вверх. Закончились обвалы акций и облигаций, ждём новую ключевую ставку, тыкаем палкой доллар. И ни слова про хомяка. Собрал самые интересные новости недели и упаковал их в этот пост. Го!

Как застройщики дают ипотеку под 5,9%? Недвижка дорожает, конец дивидендного сезона, рост акций, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Немного о том, как правильно дробить бизнес. Часть 2: важные организационно-технические моменты деятельности группы компаний

Попробуем сформулировать основные  рекомендации организационного (стратегического и тактического)  характера, соблюдение которых  поможет отбить как минимум 90% обвинений налоговиков в умышленном дроблении с целью незаконной оптимизации налогов.

Детские пособия

Почти 500 тысяч семей получили пособие при рождении ребенка

В течение шести месяцев с момента рождения ребенка у семей есть возможность подать заявление на единовременное пособие. Размер выплаты составляет больше 24 тысяч рублей.

Общество

Опубликован рейтинг регионов по органической продукции

Роскачество представило обновленный рейтинг субъектов РФ по количеству сертифицированных производителей органической продукции по итогам первого полугодия 2024 года.

Торговый сбор

Мастерская по ремонту телефонов не платит торговый сбор

Под торговый сбор подпадает деятельности, связанная с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

Инвестиции

Элементарные 19%. Свежие облигации: элемент лизинг на размещении

Кто на рынке всех смелее? Можно даже не сомневаться — это лизинговые компании. За деньгами инвесторов снова идёт Элемент Лизинг, а в качестве козыря в рукаве — девятнадцатипроцентный купон. При нём также есть ежемесячный купон и амортизация. Выглядит вполне интересно, посмотрим, что внутри.

Элементарные 19%. Свежие облигации: элемент лизинг на размещении

В России растет число патентных поверенных

Квалификационные экзамены Роспатента успешно сдали 95 человек с начала 2024 года и 179 человек за 2023 год.

🍒 Зарегистрирован первый региональный бренд новых регионов РФ

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) выдала первое свидетельство об исключительном праве на региональный бренд в новых регионах России. Им стало географическое указание «Мелитопольская черешня».

5
Земельный налог

Земельный налог начисляют по данным Росреестра. ФНС: к нему и претензии

Налоговая база по земельному налогу – это кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН. Она применяется с 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Продление льгот, уплата взносов предпринимателем-пенсионером, налоговая помощь Трампа Байдену в обзоре

События дня. Налоговые события.

Обзоры для бухгалтера

Знакомство с экспертами Клерк.Консультаций: Надежда Камышева

Мы начинаем вести серию заметок о наших экспертах. Сегодня рассказываем о самом опытном эксперте — Надежде Камышевой, которая уже более 20 лет помогает бухгалтерам решать их рабочие вопросы.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк

Интересные материалы

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728

Не стоит волноваться, если при умножении дохода на ставку рассчитанный налог в 6-НДФЛ не сойдется с реальным. Чем больше сотрудников, тем больше может быть разбег.

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728