Между «за» и «против»

Индульгенция — возможно, одна из первых вариаций на тему франчайзинга. Вот только сама по себе франшиза — вовсе не индульгенция. И что бы там ни говорилось об умопомрачительных перспективах, которые открываются перед предпринимателями, избравшими франчайзинг в качестве основной бизнес-модели, все это не избавляет их от необходимости тщательно выверять каждый шаг, разумно расходовать имеющиеся ресурсы. И работать, работать, работать.

Денис Викторов 
Источник "Инфобизнес"

Индульгенция — возможно, одна из первых вариаций на тему франчайзинга. Вот только сама по себе франшиза — вовсе не индульгенция. И что бы там ни говорилось об умопомрачительных перспективах, которые открываются перед предпринимателями, избравшими франчайзинг в качестве основной бизнес-модели, все это не избавляет их от необходимости тщательно выверять каждый шаг, разумно расходовать имеющиеся ресурсы. И работать, работать, работать.

Согласно имеющейся статистике, среди малых предприятий, стартующих в рамках франчайзинговой схемы, процент неудачников куда ниже, чем в целом по рынку. Однако и это не означает, что франшиза — что-то вроде беспроигрышной лотереи, где каждый билетик обязательно окажется счастливым. Будь так, в мире давно не осталось бы других видов малого бизнеса.

Преимущества и, увы, недостатки франчайзинга давно известны. Прежде всего, партнер-франчайзи получает право работать под раскрученной торговой маркой. Иными словами, в то время, пока соседний кооператив «Здоровая пища» лезет из кожи вон, чтобы сделать свою вывеску узнаваемой в городе, ваше предприятие, заключившее договор франчайзинга с известной фирмой, моментально приобретает колоссальную фору. Однако любое преимущество окажется временным, если не прилагать постоянных усилий для его сохранения. Ресторан быстрого питания, предлагающий посетителям второсортный фаст-фуд, рискует скоро потерять свою клиентуру. Она с удовольствием будет столоваться в той самой «Здоровой пище», невзирая на всяческие брэнды. Ведь брэнд — это многое, но далеко не все, что требуется для успеха в бизнесе.

Франчайзинг привлекателен тем, что в комплекте с брэндом здесь можно получить еще и детально проработанный план развития бизнеса — то, что именуется best practice (лучшие, отлично зарекомендовавшие себя методы и формы организации бизнеса). Однако и это — палка о двух концах. Во многих случаях держателям франчайзинговых сетей приходится бороться с этаким деловым инфантилизмом своих партнеров. Уверенных, будто неуклонное следование спущенным сверху шаблонам поведения как раз и является самым прямым путем к успеху. Однако не менее опасным выглядит здесь и излишний демократизм, способный быстро разрушить представления потребителей об уровне сервиса и обслуживания, связанные с конкретным брэндом. Так что франчайзинг — это еще и жесткие границы. В том числе территориальные.

Партнер-франчайзи может не ломать голову над ассортиментом и массой производственных вопросов — все они, кажется, решены заранее. Однако если «там, наверху» совершили ошибку и требуют выполнять план по сбыту непопулярной продукции, изменить что-либо почти невозможно. В то время как независимое предприятие способно мгновенно реагировать на изменение спроса, выводя на рынок новые товары, переделывая рецептуры или технологии производства.

Но, так или иначе, а интерес к применению франчайзинговых схем на российском рынке явно нарастает. Причем увеличивается не только количество франшиз, выставляемых на продажу, но и число соискателей. К тому же франчайзинг в России — это давно не новое, модное поветрие, а уже какая-никакая история. По крайней мере, первая франшиза (ну, или одна из первых) была продана в России компанией Baskin Robbins еще десять лет назад — в 1993-м.

В книжных магазинах нетрудно обнаружить десяток-другой монументальных монографий и порой весьма подозрительных брошюр, посвященных теории и практике франчайзинга. Все больше посетителей собирают специализированные выставки и ярмарки, где можно не только познакомиться с представителями франшизных брэндов и обсудить условия совместной работы, но и прямо на месте подписать контракт. Приглашения на семинары для будущих франчайзи разбрасываются спаммерами по миллионам адресов. Так что с точки зрения информированности о сути и возможностях франчайзинга российские предприниматели явно продвинулись вперед по сравнению с серединой девяностых. А ведь тогда многие были абсолютно уверены, что, например, франчайзинг от фирмы «1С» — что-то вроде очередной компьютерной программы.

Все больше ресурсов, посвященных франчайзингу, обнаруживается и в российском Интернете. Один из них — «Франчайзинг в России», доступный по адресу http://rarf.ru: проект является элементом комплексной системы информационной поддержки малого бизнеса и разработан Российской ассоциацией франчайзинга. Организация эта была создана в 1997 году пионерами российского франчайзингового сообщества как некоммерческое объединение, призванное содействовать формированию благоприятной правовой и экономической среды для распространения франчайзинга в России.

Все это можно считать одной из гарантий того, что информация, доступная на страницах портала, является достаточно объективной и адекватной. Что крайне важно, когда речь идет о таких тонких материях, как советы и рекомендации в области вложения средств и развития частного бизнеса.

Первая страница сайта отдана новостям из мира франчайзинга, анонсам, итогам заметных мероприятий (выставок, семинаров) и, как обычно, является «оглавлением» портала в целом.

В отдельном блоке собрана вся информация о РАФ, включая общие сведения, устав организации, список ее участников и текст «Этического кодекса». Отдельный раздел посвящен описанию сути франчайзингового бизнеса и адресован тем предпринимателям, которые лишь сегодня вдруг начали задумываться о плюсах и минусах франчайзинга как такового. В частности, авторы ресурса предлагают ответить на шесть ключевых вопросов, прежде чем принимать окончательное решение. Оказывается, для этого необходимо узнать, что такое франчайзинг, посетить пять (не меньше!) работающих франчайзинговых предприятий России и оценить собственную готовность взваливать на себя обязанности по управлению. Затем — посетить специализированный семинар по франчайзингу, внимательно изучить каталог франшиз и уж тогда приниматься за тщательное исследование приглянувшейся франшизы.

Тут же доступны краткие сведения о том, как развивается франчайзинг в России, в чем преимущества и недостатки такой формы ведения бизнеса, каковы обязанности сторон, а также приводится масса другой информации, начиная с психологических аспектов и заканчивая списком вопросов, которые в обязательном порядке следует задать франчайзеру, прежде чем ставить свою подпись под текстом договора.

Кроме того, на сайте открыт доступ к базам данных, которые РАФ ведет по поручению Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы. Каталоги можно просматривать последовательно и устанавливать фильтры, сокращая объем выдаваемой информации. Есть и система поиска.

Создатели сайта утверждают, что прилагают все силы к тому, чтобы аккумулировать в базах данных информацию обо всех действующих (и потенциальных) франчайзерах и франчайзи. Но, судя по всему, здесь еще многое предстоит сделать. А пока довольно типичной выглядит такая вот переписка в форуме:

— Есть ли опыт франчайзинга в секторе рекламы или издательского дела?

— Возможно, где-то есть. Но нам они не сообщали и в базу данных не вносили. Просим сообщить вашим знакомым о нашей базе данных на сайте!

Все как обычно: предприниматели крайне заинтересованы в том, чтобы беспрепятственно получать требуемую информацию. А вот каким образом мотивировать предоставление предприятиями информации о себе на публичных информационных ресурсах, до сих пор остается большим вопросом. Актуальным, судя по всему, и для «Франчайзинга в России».

Да, трудно утверждать, что жизнь на http://rarf.ru прямо-таки бурлит. Однако приятно, что страницы этого портала до сих пор не пропитались ядом скрытой рекламы, что, увы, давно стало типичным явлением для большинства «независимых» ресурсов Интернета. Проще говоря, здесь ничего не пытаются продать напрямую, кроме, разве что, самой идеи. А это подкупает.

Правила честного взаимодействия (из «Этического кодекса» РАФ)

Франчайзер 1 :

- развивает свою бизнес-концепцию с успехом в течение разумного периода времени, имея как минимум одно пилотное предприятие, перед тем, как начать создание франчайзинговой системы;
- является владельцем или имеет легальные права на использование его торговой марки, товарного знака или других знаков отличия фирмы;
- предоставляет франчайзи первоначальное обучение и дальнейшую коммерческую и техническую поддержку в течение всего времени действия франчайзингового соглашения.

Франчайзи:

- делает все возможное для развития франчайзингового бизнеса и поддержания имиджа, идентичности и репутации данной франчайзинговой системы;

- предоставляет франчайзеру проверенную операционную информацию, для определения уровня и качества ведения бизнеса, а также финансовые отчеты, необходимые для эффективного управления; предоставляет франчайзеру и/или его уполномоченным агентам доступ в помещение франчайзи, а также доступ к документации по просьбе франчайзера в разумное время;

- не разглашает третьим сторонам информацию, представляющую собой ноу-хау франчайзера, как в течение времени действия соглашения, так и по его истечении.

Обязательства сторон

Стороны взаимодействуют между собой честно. Франчайзер письменно уведомляет франчайзи о каких-либо нарушениях соглашения и, если позволяет случай, дает время франчайзи на исправление этих нарушений.

Стороны должны стараться разрешать все противоречия, разногласия и споры открыто и честно, демонстрируя добрую волю, посредством прямого общения и переговоров.

Любые публикуемые материалы по отбору франчайзи, рекламные и другие материалы, содержащие прямые или косвенные ссылки на возможные будущие результаты, показатели доходов, ожидаемых франчайзи, являются объективными и не вводят в заблуждение. Объективность материалов по отбору франчайзи относится исключительно к публикуемым материалам, доступным общественности. Очевидно, что при обсуждении с франчайзи деталей ведения бизнеса франчайзеру приходится делать предположения, которые могут быть проверены лишь с течением времени.

Для того чтобы дать возможность франчайзи принять на себя какие-либо обязательства, обладая полным знанием, франчайзер предоставляет франчайзи экземпляр настоящего Этического Кодекса вместе с точно и достоверно представленной информацией о франчайзинговых взаимоотношениях в разумный период времени до вступления в эти взаимоотношения.

Франчайзер должен отбирать и принимать в систему новых франчайзи только после разумной проверки кандидатов и при наличии у них основных навыков, образования, личных качеств и финансовых ресурсов, достаточных для ведения франчайзингового бизнеса.

1 В оригинале – франчайзор. Однако в условиях не устоявшейся окончательно терминологии редакция «Бизнес-журнала» применяет термин «франчайзер», что созвучно с такими уже укоренившимися понятиями, как «ритейлер» или «мерчендайзер». — Д. В.

Начать дискуссию

НДФЛ

Удержание из зарплаты за питание не облагается НДФЛ и взносами

Если работник ест за свой счет, то он не должен платить за это НДФЛ.

НДФЛ

Налог на богатых принесет в бюджет 181 млрд рублей

В конце этого года Минфин ожидает, что НДФЛ по ставке 15% принесет в казну 181 млрд рублей. С 2025 года будет действовать новая прогрессия.

🔥 Директора-единственного учредителя надо будет включать в годовой отчет о стаже по форме ЕФС-1

С 2023 года ежегодные сведения о стаже сдают не на всех сотрудников, а только на тех, у кого есть особенности стажа. И таких особенностей будет больше.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Оплата перевозки внутри другой страны не облагается налогом на прибыль в РФ

При выплате дохода иностранной компании, в том числе за международную перевозку, российская организация в качестве налогового агента должна удержать налог на прибыль.

Кадры

Две трети профессий в России оказались дефицитными

За последний год дефицит кадров в стране усилился в большинстве отраслей. Чаще всего работодатели ищут специалистов по продажам и линейный персонал. Таковы результаты обзора, проведенного ПЭК и рекрутиноговой платформой hh.ru при участии «Грузовичкоф», «ОренЗМК» (резидент «Сколково»), Major Cargo Service, «МТЭК-Логистик» и «Скиф-Карго».

Как оформить выдачу денег под отчет

Рассказываем, как выдать деньги под отчет и какими документами оформить выдачу денежных средств.

Как оформить выдачу денег под отчет
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

В ЕФС-1 будет больше информации о договорах ГПХ

Подавая сведения о заключении договора ГПХ по форме ЕФС-1, надо будет делать пометку, есть ли в договоре условие о взносах на травматизм.

4

🎂 Сегодня последний день суперакции в честь Дня рождения школы «Клерка»! Онлайн-курсы по 3 290 рублей

Какой же праздник без подарков? 22 июля, мы отмечаем наш первый юбилей — 5 лет школе «Клерка»! Сегодня последний день, когда вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей. Успейте воспользоваться выгодным предложением!

🎂 Сегодня последний день суперакции в честь Дня рождения школы «Клерка»! Онлайн-курсы по 3 290 рублей

Обвиняемых по экономическим статьям не могут ограничивать в контактах с уполномоченными по правам предпринимателей

Генпрокуратура России заявила, что после ее вмешательства искоренена незаконная практика, ограничивавшая полномочия омбудсменов на посещение обвиняемых в совершении экономических преступлений.

Маркетинг

Тенденция: растущие бренды предпочитают собственные интернет-магазины, а не маркетплейсы

Покупатели предпочитают более индивидуальный подход и заказывают товары напрямую из магазинов брендов.

Инвестиции

И народный, и мартышкин портфели рухнули. Итоги одиннадцатого месяца инвестиционного эксперимента

Закончился одиннадцатый из двенадцати месяц эксперимента с мартышкиным портфелем против народного портфеля. В нем смотрим, получится ли портфелю из случайных 10 акций РФ обогнать портфель из 10 самых популярных у частных инвесторов «народных» акций.

И народный, и мартышкин портфели рухнули. Итоги одиннадцатого месяца инвестиционного эксперимента

Утренний бухгалтер № 5684. Шесть рублей на человека: в 6-НДФЛ допустима погрешность при умножении дохода на налоговую ставку

Контрольные соотношения ФНС допускают погрешность при расчета налога на доходы физических лиц.

⚡ У бухгалтеров будет меньше времени на сдачу ЕФС-1

Сейчас подраздел 1.1 ЕФС-1 (бывшая СЗВ-ТД) сдают до 25 числа следующего месяца. Но есть случаи, когда сдать отчет надо на следующий день. Таких случаев будет больше.

13

Ситуация ПИ…: Бизнес, налоговая, маркетплейс

Нам уже не раз приходилось сталкиваться с нестандартными проблемами бизнеса, связанными с маркетплейсами. Проблемы были индивидуальными. И решения, соответственно, находились тоже индивидуальные.

Налоговые новости: реформа, реформа, еще раз реформа!

Поговорим о реформах в налоговом законодательстве.

Ипотека

Начали повышать ставки тем, кто второй раз пользуется льготной ипотекой

Банки ужесточают условия для нарушителей правила «одна льготная ипотека в одни руки».

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет, налогообложение и аудит в РФ

В РФ бухгалтерский учет, налогообложение и аудит являются важными аспектами управления бизнесом. Эти области регулируются рядом правил и положений, и каждый предприниматель должен иметь твердое понимание этих требований, чтобы обеспечить соответствие и защитить свой бизнес от рисков.

Практика Конституционного Суда по налогам за второе полугодие 2023

Рассматриваются ключевые решения КС по налоговым вопросам.

Заявлений в колледж через Госуслуги уже больше, чем за весь прошлый год: самые популярные места и специальности

Более 600 тыс. заявлений в колледж подали абитуриенты с помощью Госуслуг. Это уже на 100 тыс. больше, чем за весь прошлый год.

Интересные материалы

Общество

Принят закон, упрощающий проведение общих собраний СНТ

Совет Федерации одобрил разработанный при участии Росреестра закон, по которому дачникам, садоводам и огородникам станет проще проводить общие собрания членов СНТ и ОНТ.

1