Методика мягкого внедрения

Исполнитель устанавливает систему на рабочем оборудовании Заказчика и проводит обучение пользователей. Пользователи должны получить свои должностные инструкции и подтвердить, что они могут по ним использовать систему. К оговоренному заранее сроку окончания опытной эксплуатации Заказчик должен представить список выявленных проблем. Если имеющиеся проблемы не означают, что программа не соответствует "Документации", то принимается решение об окончательной приемке Системы. Условие завершения этапа: Заказчик может эксплуатировать Систему согласно "Документации".

Методика мягкого внедрения

Мягкое внедрение - внедрение в условиях взаимного доверия Заказчика и Исполнителя, при котором проблемы и ошибки Заказчика берет на себя большей частью Исполнитель.

Этап 1. Постановочный
Этап 2. Уточняющий
Этап 3. Стабилизирующий
Этап 4. Внедрение

Назначение методики и границы ее применимости

Данная технология разработки и внедрения имеет следующие проверенные границы применимости:

  • Рассчитано на взаимное доверие Заказчика и Исполнителя в пределах не менее одного этапа работ, имеется в виду, что Заказчик или Исполнитель могут блокировать проект, но не более чем в рамках этапа.
  • Оптимально для проектов сроком до 3х месяцев и трудоемкостью до 1 чел/года. Для изготовления более сложной системы, необходимо, чтобы ее отдельные модули внедрялись не дольше 3х месяцев, в противном случае методика не применима.
  • Учет модели ценообразования. Данная методика разработана с учетом рискованного для Исполнителя и выгодного для Заказчика "ценообразования за весь проект". Это не исключает возможность применения более простой расчетной схемы повременного типа.
  • Заказчик готов заплатить больше, но за результат, а не за усилия (время) Исполнителя
  • . Покупка проекта, а не времени Исполнителя позволяет Заказчику снять с себя значительную часть ответственности за свои проблемы и ошибки.
  • Ключевые пользователи Заказчика не является специалистами в информационных системах. Заказчик предпочитает работать не с формальной спецификацией, а с документацией пользователя и моделями системы.
  • Методика применима для небольших заказных и серийных систем.

Замечания для использующих Rational Unified Process:

- в отличие от RUP, даются рекомендации как оформить спецификацию и документацию единым документом, это важно для малых разработок

- данная методика в основном повторяет этапы RUP, но является ее упрощением для малой группы или разработки (до 1 чел. года, до 5 разработчиков). RUP будет более эффективен для команды от 7-12 человек;
- помимо RUP использовались элементы методики спиральной разработки BSM (Boehm Spiral Methodology);
- в отличие от RUP, требуется (а не просто рекомендуется) прототипирование на первом этапе (Inception Phase), это связано с тем, что малые группы корпоративных разработчиков обычно не имеют необходимой статистики для хорошего планирования проектов;
- уточнена статистика трудоемкости этапов для малых разработок.

Этап 1. Постановочный

Данный этап проводится по договору о консалтинге, т.е. оплата этапа повременная. В виду неопределенности задачи спланировать заранее ее стоимость невозможно. Себестоимость этапа примерно равна 10% себестоимости всех работ.

Основной продукт этапа - документ "Постановка Задачи"(Product Vision).

Данный документ должен определять цель проекта и включать в себя список ключевых требований без подробной расшифровки. Важный критерий: несмотря на отсутствие подробного описания, список должен поддаваться статистической оценке трудоемкости со стандартным отклонением (риском) в приемлемых рамках.

На основе "Постановки Задачи" требуется составить документ "Экономическое обоснование".

Данный документ должен содержать статистическую оценку трудоемкости (себестоимости) работ. С другой стороны, должен быть сделан анализ экономического эффекта от внедрения.

При анализе используется статистика трудоемкости (эффективности) аналогичных проектов. При отсутствии данной статистики неизбежны ошибки в оценках причем на порядок, в данном случае следует попробовать получить статистику опираясь на результаты разработки/демонстрации прототипов.

Для оценки рисков требуется разработать как минимум 2 простейших прототипа (они могут быть выполнены как один).

"Интерфейсный прототип" - это прототип, имитирующий 1-2 важнейших диалоговых окна программы. Необходимо проанализировать реакцию пользователей с целью изучения рисков связанных с модификацией их требований.

"Архитектурный прототип" - это прототип, проверяющий самые критические места будущей архитектуры. Данный прототип служит для оценки технологических рисков.

Данные прототипы не должны далее использоваться при разработке системы, требуется начать разработку заново. Это связано с тем, что прототипы служат для нахождения оптимальных решений, но таковыми не являются.

Оценку рисков требуется выразить в виде возможного превышения трудоемкости (пессимистичная оценка). Именно из данной оценки следует исходить при определении общей трудоемкости (цены) продукта.

В результате мы имеем нечетко сформулированное задание "Постановка Задачи" и оценку стоимости в "Экономическом обосновании". Риски от нечеткости требований должны быть покрыты пессимистичной оценкой. С точки зрения юридического договора "Постановка Задачи" может играть роль ТЗ, но с указанием в договоре на то, что более приоритетный документ "Документация пользователя" (см. ниже) и система будет приниматься по "Приемочным испытаниям" (см. также ниже)

Степень

Важности

Продукт этапа Описание продукта
1 Постановка Задачи Цель проекта.

Список ключевых требований без подробной расшифровки

2 Экономическое обоснование Оценка экономического эффекта и себестоимости проекта.
3 Интерфейсный прототип Модель одного из ключевых интерфейсов пользователя
4 Архитектурный прототип Модель для оценочной проверки выбранной архитектуры

Условие завершения этапа: подписание сторонами "Постановки Задачи" и "Экономического обоснования".

Этап 2. Уточняющий

На данном этапе производится создание серии рабочих прототипов, охватывающих всю систему, и согласуются все требования с ключевыми пользователями. Себестоимость этапа составляет примерно 30% разработки. Если на данном этапе производится поиск и разработка целой технологии, то его себестоимость увеличивается примерно в 3 раза.

Одновременно в виде пошаговых сценариев (use case) пишется "Документация Пользователя", раскрывающая пункты "Постановки Задачи". Сначала создаются сценарии поведения системы в целом. Затем создаются индивидуально направленные сценарии - должностные инструкции пользователям. Запрещается использование в документации слова "должен", время описания выбирается как неопределенное или настоящее. Такие стилистические ограничения необходимы для того, чтобы "Документация пользователя" играла не только роль спецификации, но и роль документации для пользователя, как следует из названия документа.

Возможны два варианта взаимодействия "прототип-документация":

1) При относительно четком представлении о функциональности до разработки очередного прототипа должны быть готовы основные пункты "Документации", описывающие его работу. В данном случае "Документация" одновременно играет роль нечеткой спецификации на прототип. Нечеткость заключается в том, что "Документация" может быть исправлена с целю соответствия реализации в прототипе, если прототип реализовал удачное, но не документированное решение.

2) При отсутствии представления о лучшем варианте реализации по краткому заданию на основе "Постановки Задачи" сначала создается прототип . После одобрения Заказчиком документируется желаемое поведение системы.

Пользователь оценивает прототип и документацию одновременно. Если, осмотрев прототип, пользователь согласен с описанием поведения конечной системы в "Документации Пользователя", осуществляется переход к созданию прототипа следующего функционального модуля.

Как отмечено выше, "Документация" фактически заменяет классическое ТЗ,. таким образом на лицо ряд преимуществ:

  1. Описание программы делается на языке, понятном пользователю.
  2. Уже на первых этапах разработки программы пользователь включается в анализ своей рабочей документации.
  3. Нет необходимости править ТЗ и Документацию одновременно.
  4. Как правило, заботятся в первую очередь о ТЗ, обычно документация далеко отстает от текущего состояния программы. В данном случае этого не наблюдается.
Степень

Важности

Продукт этапа Описание продукта
1 Прототип всей системы Прототип системы - это набор прототипов проверяющий не менее 80% пользовательских и архитектурных решений.

Все прототипы должны быть приняты Заказчиком.

2 Документация (ТЗ) Должны быть составлены и одобрены сценарии не менее 80% поведения конечной Системы.

Условие завершения этапа: этап завершается письменным соглашением Заказчика и Исполнителя о том, что конечная система будет принята, если соответствует последней согласованной версии "Документации Пользователя"; архитектура и требования стабильны, не предвидится изменений более чем на 20% в ходе следующего этапа.

Важное замечание о юридической стороне. Вполне возможно, что не удается достигнуть согласия ключевых пользователей с прототипом или описанием в Документации. В данном случае Заказчик должен принять волевое решение на уровне топ-менеджера и определиться с требованиями. Если этого не происходит, или если требования выходят за рамки "Постановки задачи" с учетом надбавок на риск, рекомендуется пересмотреть трудоемкость/цену проекта или прекратить его. Указанная возможность прекращения проекта должна быть предусмотрена в договоре.

Этап 3. Стабилизирующий

На данном этапе удаляются дефекты реализации и выпускается "Релиз Системы". Себестоимость этапа - примерно 50% разработки.

В начале этапа составляется и согласовывается документ "Приемочные испытания". Данный документ содержит описание тестов, успешное выполнение которых является необходимым и достаточным условием приемки. Иными словами, документ описывает минимально гарантированное качество реализации.

Данный документ составляется следующим образом:

  1. Производится описание тестовых данных в виде набора конкретных значений.
  2. Составляется описание тестовых процедур, при этом манипуляции пользователя не описываются, тестовые сценарии берутся из "Документации пользователя". Обычно тестовая процедура описывает последовательность проверки разделов "Документации" (сквозной пример).

На данном этапе "Документация Пользователя" может быть изменена по инициативе тестера и по согласию Заказчика.

Примерно к середине этапа должны быть согласованы "Приемочные испытания". К этому моменту программисты, согласуясь с "Документацией Пользователя" и списком дефектов выявленных тестерами, должны выпустить первую версию системы для испытаний по формальным тестам.

С этого момента система проходит регулярное тестирование по "Приемочным испытаниям". Примерно через 3-5 версий приемочные тесты должны выполниться успешно, и система обЪявляется готовой к сдаче в опытную эксплуатацию.

Степень

Важности

Продукт этапа Описание продукта
1 Релиз системы Реализация 100% пользовательских требований (по ТЗ) и 100% выполнение тестов "Приемочных испытаний"
2 Приемочные испытания Набор тестов, гарантирующий минимальное договорное качество реализации.

Условие завершения этапа: Успешное прохождение приемочных тестов у Заказчика, передача Системы и Документации в бета-тестирование.

Этап 4. Внедрение

На данном этапе Заказчик выявляет дефекты программы в опытной эксплуатации (бета-тестировании), Исполнитель их устраняет. Является ли это ошибкой или доработкой решается согласно "Документации пользователя". Себестоимость этапа примерно составляет 10% от разработки.

"Документация Пользователя" может быть улучшена с точки зрения организации и стиля. Технический писатель по готовой программе формирует следующие разделы.

  1. Общее описание системы. Формируется на основе общих сценариев функционирования системы.
  2. Быстрое введение. Тут описывается как запустить программу и сразу начать работу.
  3. Основные операции. В данном разделе описывается как использовать основную функциональность не вдаваясь в детали. Стиль описательный и сценарный.
  4. Справочник пользователя ("Как сделать?"). Формируется на основе пошаговых сценариев выполнения конкретных задач.
  5. Дополнительные главы. В данный раздел переносятся части "Документации пользователя" носящие системный характер и обычно не требующиеся пользователям.

Технический писатель исправляет дефекты стиля изложения по всей документации.

Исполнитель устанавливает систему на рабочем оборудовании Заказчика и проводит обучение пользователей. Пользователи должны получить свои должностные инструкции и подтвердить, что они могут по ним использовать систему.

К оговоренному заранее сроку окончания опытной эксплуатации Заказчик должен представить список выявленных проблем. Если имеющиеся проблемы не означают, что программа не соответствует "Документации", то принимается решение об окончательной приемке Системы.

Степень

Важности

Продукт этапа Описание продукта
1 Установка Системы Установка Системы на штатном оборудовании Заказчика
2 Обучение пользователей Пользователи проходят курс обучения, получают должностные инструкции.
3 Прохождение опытной эксплуатации Система функционирует согласно "Документации"
4 Улучшенная "Документация пользователя" Улучшается стиль и порядок изложения в документации.

Условие завершения этапа: Заказчик может эксплуатировать Систему согласно "Документации".



более подробная информация содержится на сайте www.ivn.newmail.ru

Комментарии

1
  • Хранитель_врат
    Проходили, знаем. Все хорошо и замечательно в теории. На практике же Условие завершения этапа: Заказчик может эксплуатировать Систему согласно "Документации" не срабатывает. Сколько работаю не встречал ни одной документации согласно которой можно было бы работать. Понакодят коряво в итоге один два документа проводятся правильно да на пустой базе третий как заглючит, в регистры какой нибудь бред как напишет. Не одна исключительная ситуация в так называемой "документации" не описывается, соответственно как действовать в таких ситуациях вы соответственно тоже не сможете узнать согласно документации. Подсунут мля "В этом то документе есть эти то кнопки и эти то колонки в табличной части" и пользуйся такой документацией (зато оформлено шибко красиво). Какие там кнопки я и сам вижу. А потом руками разводят ну этап же принят. А на начальника АСУ директора давят а работа стоит ну и приходится смиряться.
Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Скорость распределения бюджетных средств увеличилась в два раза

Электронный документооборот позволяет поставщикам получать оплату по госконтрактам за 2 рабочих дня, а время формирования платежного документа сократилось до 20 секунд.

Что учесть при сдаче налоговой отчетности за первое полугодие

Компании на УСН должны включить в налоговую декларацию по НДС обязательный Раздел 1. Даже несмотря на то, что он будет пустым.

Ведение бизнеса

Зачем работать с отзывами о компании и как это делать правильно

Отзывы клиентов о компании — невероятно ценный источник информации как для владельца бизнеса, так и для тех, кто заинтересован в предлагаемой услуге и товаре. Рассказываем, как работать с отзывами, чтобы получить максимум пользы от обратной связи.

Зачем работать с отзывами о компании и как это делать правильно
Банки

Ozon будет давать кредиты предпринимателям

Банк Ozon в 2025 году начнет развивать кредитование физлиц и бизнеса за пределами маркетплейса.

Если ИП переходит на НПД без отказа от УСН, его самозанятость рано или поздно аннулируют

При переходе с УСН на НПД обязательно надо направить в ИФНС уведомление о прекращении деятельности по упрощенке. Если не сдать этот документ, постановка на учет по НПД аннулируется. Это произойдет рано или поздно. Как правило – поздно.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»

Теперь узнавать больше о том, как ведется налоговый мониторинг, вы сможете от разработчика! Уже сейчас можно написать отзыв о продуктах компании и о работе с ней и задать свой вопрос.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»
HR

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу

Повысить доход можно за счет карьерного коучинга или открытия своего агентства по подбору персонала. Но если вы пока не готовы уйти в свободное плавание, оптимальным решением может стать правильный выбор направления в рекрутменте и повышение квалификации.

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу
НДФЛ

Минфин непреклонен: больничные облагаются НДФЛ

Все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, облагаются НДФЛ. И больничные – не исключение.

Просрочка по налоговым долгам достигла 1,3 трлн рублей

У ФНС больше всего дебиторской задолженности по налогу на прибыль и НДС.

❗️ Записывайтесь на курсы повышения квалификации и профпереподготовки со скидками. Старт потока — 1 августа!

Успейте приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению! Новый поток стартует 1 августа.

7

Интересные материалы

На 10-15% могут повысить пошлины за регистрацию интеллектуальных прав и сделок с ними

Поправки также предусматривают отмену скидки за электронную подачу заявки на регистрацию интеллектуальных прав и сделок с ними.