Автоматизация учета

Автоматизация: от "А зачем" до "Я знаю"

Автоматизация учета на предприятии на платформе "1С" относится к явлениям популярным, но не популяризированным. Как происходит внедрение решения по автоматизации? Насколько быстро это происходит и как скоро окупается? Реальная сложность вопросов и кажущаяся их элементарность, масса слухов, противоположных мнений и дискуссий рождают устойчивые заблуждения. Вас давно автоматизировали. Просто вы об этом не знаете.

"...Больше всего удивляются возможности сделать то,
что, как им говорили, сделать нельзя..."

Автоматизация учета на предприятии на платформе "1С" относится к явлениям популярным, но не популяризированным. Как происходит внедрение решения по автоматизации? Насколько быстро это происходит и как скоро окупается? Реальная сложность вопросов и кажущаяся их элементарность, масса слухов, противоположных мнений и дискуссий рождают устойчивые заблуждения. Вас давно автоматизировали. Просто вы об этом не знаете. Компьютер на работе, вывод документа на принтер, использование шаблонов, программ Excel или Word - это автоматизация в начальном варианте. Если угодно и позволяют условия, на этом этапе можно остановиться. Какие условия? Конкуренция. Необходимость наращивать темп и повышать точность работы. Сюда же относится необходимость связать множество отделов в одно информационное пространство, желание руководства, инвесторов и аналитического отдела видеть точную картину происходящих на предприятии процессов.

Синий текст: о процессе внедрения - из первых рук от программиста, который неоднократно бывал "на поле боя", в недрах предприятия, переживающего автоматизацию. Он готов отвечать на вопросы.

Программист 1АБ в ответе:
Именно он ложится грудью на разверстую... мда... поэзия в этом, определенно, есть, только не о ней речь.

 

Заблуждение-1. "...Крибле, крабле, бумс!..."

Автоматизация - это некая программа, купив и установив которую, вы обретаете счастье.

Действительно, большинство клиентов, звоня в отдел продаж, говорят, что хотят купить программу для автоматизации определенной сферы деятельности.

Сама по себе коробка с программой ничего не создает. Даже если вы готовы самостоятельно установить программу, доработать типовое решение до полного совпадения с вашими желаниями, разобраться с функциями программы, обучить своих сотрудников методом "научного тыка" работать с ней, вам нужно будет сделать ряд шагов:

Понять, какие именно процессы вы хотите автоматизировать, понять, подойдет ли вам готовое решение или его нужно будет дописывать, выбрать из сотен предлагаемых решений по автоматизации одно подходящее вам. Выбрать и при необходимости докупить необходимое для автоматизации оборудование. Проводить техническое обслуживание и доработку программного обеспечения в соответствии с изменениями внешних и внутренних условий работы вашего предприятия. Все это вы должны будете делать сами, если не найдете достойного специалиста.

Покупкой коробки ничего не решается: двигатель - это еще не автомобиль.

Выход:

  • Во-первых, выбирать программу, способ и объем автоматизации так, чтобы это было экономически целесообразно для предприятия. Сделать это лучше при помощи специалистов. Большой опыт автоматизации предприятий различного уровня и сфер деятельности, самостоятельная экспертная оценка программ по нескольким критериям, в том числе по функциональности и соотношению цены/качества позволяют нам давать квалифицированные рекомендации по выбору программного продукта, соответствующего вашим требованиям.
  • Во-вторых, отнестись к автоматизации как к процессу, осуществление которого без специалистов практически невозможно. Покупая автоматизацию, вы покупаете не только программу, а комплекс услуг, без которых программа не оживет и не начнет работать на вас.

    Программист 1АБ в ответе:

    - Легче всего работать с предприятием, на котором предварительно проведено экономическое обследование и на его основе выработаны рекомендации по автоматизации. На основе рекомендаций создается техническое задание, которое уточняется в общении с клиентом.

    - Как ты работаешь с заказчиками?

    - Я предлагаю несколько вариантов работы. Чаще всего выбирают самый удобный: внедрение происходит небольшими этапами. Это продуктивней потому, что можно на каждом этапе провести проверку работоспособности, показать возможности нового элемента, может быть, внести какие-то уточнения. В таком варианте я три дня работаю в своем офисе, а на четвертый - устанавливаю, проверяю, показываю готовый компонент в офисе клиента. Таких "кругов" может быть до десяти.

     

    Заблуждение-2. "...а зачем нам кузнец? Не-е, кузнец нам не нужен..."

    Жили, живем, и будем жить без вашей автоматизации.

    На данный момент совсем без автоматизации могут обойтись разве что бабушки, торгующие семечками. Все остальные - делают это, в соответствии с необходимостью вести конкурентную борьбу, желанием повысить прибыль предприятия и просто из здравого смысла, подсказывающего, что жить и развиваться надо по законам настоящего времени.

    Выход:

    Избавиться от идей и убеждений, не приносящих предприятию прибыли, или даже наоборот, препятствующих получению прибыли...

    Программист 1АБ в ответе:

    - Что происходит в самом начале?

    - Знакомство. Чаще всего многие не очень верят ни в автоматизацию, ни в ее возможности. Интереснее всего и продуктивнее делать то, что будет наиболее полезно заказчику, поэтому я стараюсь это выяснить еще на этапе знакомства. Самое главное, чтобы клиент улыбался.

    - Зачем...?

    - Люди, с которыми есть хороший контакт, с интересом вникают в работу, чаще высказывают пожелания, с ними легче уточнить техническое задание, и тогда я делаю именно то, что им нужно, не тратя время на пустое. Так мне больше нравится. Поэтому я готов потратить 10 минут на "налаживание отношений". Иногда я спрашиваю разрешения у руководства на общение с конечными пользователями - от них еще точнее можно узнать, что им требуется. Таким образом, мы вносим поправки в техническое задание, я смотрю, что можно переделать, а что нужно добавлять.

     

    Заблуждение-3. "...А есть такой же, но без крыльев?..."

    Купить надо там, где дешевле: 1С-Франчайзи много, а коробки одинаковые везде!

    Самый часто задаваемый вопрос, который слышат сотрудники отдела продаж: "Сколько стоит?" Главную ценность для идущего на автоматизацию клиента составляет не программа, а те люди, которые будут производить работу, обслуживание, обновление, обучение. Вложить условную тысячу в собственное дело выгоднее, чем вложить восемь условных сотен в чужой карман. Кроме того, что качественная автоматизация позволяет повысить прибыль, она еще и серьезно поднимает рыночную стоимость предприятия. Главное не просто "воткнуть" программу, а сделать так, чтобы работа с ней приносила вам прибыль, экономию времени и средств.

    Выход:

    В первую очередь исходить из расчета эффективности вложений в автоматизацию, прибыльности этого шага, а уже потом оценить объемы вложений. Как говорят каскадеры: "Вам должно быть не только больно, но и выгодно".

     

    Заблуждение-4. "Летим туда, там много вкусного!"

    После автоматизации на предприятии появляется "волшебная кнопка". Приходишь, нажимаешь и ждешь, пока остынет. К обеду в окошечке получаешь заработанные деньги.

    Программа автоматизации - это всего лишь инструмент, станок. Он может быть лучше или хуже, он может быть универсальным или специальным. Он может быть качественным и отлаженным, а может быть "левым" и делающим совсем не то, что вам нужно. От вашего выбора инструмента, от того, насколько он подойдет именно вашему предприятию, насколько грамотно вы используете его возможности, зависит, поставите ли вы его в пыльный угол или будете зарабатывать на нем. Без этого инструмента эффективная работа невозможна.

    Выход:

    Говоря просто, "волшебной кнопки" не будет, гайки крутить все равно придется, но это будет происходить значительно быстрее, сил будет отнимать меньше, а удовольствия приносить больше.

    Программист 1АБ в ответе:

    - Чему в твоей работе чаще всего удивляются клиенты?

    - Больше всего удивляются возможности сделать то, что, как им говорили, сделать нельзя. Часто наши клиенты уже общались с франчайзи и их убедили, что переделка программы невозможна или слишком трудна, или это очень дорого. Когда я говорю, сколько приблизительно времени у меня займет решение этой задачи, и сколько это будет стоить - они чаще всего очень удивляются и с радостью идут на это. Почему этого не делают другие франчайзи? Они просто говорят - вот стандарт, по нему и надо работать. Не знаю, может быть, им это просто неинтересно?

    Заблуждение-5. "И еще они называли тебя желтым земляным червяком!..."

    Хуже, чем "1С", ничего нет.

    Эмоциональное утверждение, исходящее от некоторых программистов, но никак не от пользователей. Сомневающиеся могут посмотреть статистику продаж и распространенности программ и платформы "1С:Предприятие". Ошибки в "1С" есть, но их процентное соотношение не больше, чем у конкурирующих программ, а исправляются эти ошибки значительно быстрее и легче.

    Еще один вариант придирки - это то, что "программы 1С медленнее, чем некоторые из аналогов, написанных на других языках". Спросите у выдвигающих такие утверждения, на сколько секунд дольше, в конечном итоге, будет выполняться действие?

    Выход:

    Руководителю, программист которого против "1С", нужно решить, что для него важнее: количество удовольствия, получаемого программистом от работы, или эффективность и доходность работы предприятия?

    Программист 1АБ в ответе:

    - При расчете сложных операций у программ 1С может возникать отставание во времени по сравнению с более дорогими аналогами на несколько минут. В практической работе это или незаметно, или поддается оптимизации.

    - Что самое сложное в процессе внедрения?

    - Общение с пользователями. Чаще всего они уже имеют какой-то опыт работы с какой-то программой, привыкают к ней. Необходимость учиться делать что-то по-другому встречается неохотно, даже если теперь на операцию, требовавшую 10 минут их времени, нужно потратить только две...
    А самое интересное - сделать то, что потом будет использоваться на все 100% и идеально подойдет под все требования и условия.

     

    Заблуждение-6.
    "Аппарат для бритья! Проблемы с формой головы только при первом бритье!!!"

    Существует универсальное решение по автоматизации.

    Универсальной является только база - платформа "1С:Предприятие". То, что на этой платформе будет построено, зависит от планов "архитектора". Сама же платформа отвечает всем необходимым требованиям: надежна, масштабируема, универсальна, распространена.

    Различных типовых решений на платформе 1С - сотни, если не тысячи. Выбор решения и его доработка, если потребуется - одна из первых задач, которые нужно решить (см. Заблуждение-1).

    Выход:

    Не пытаться сделать "проще", а стараться делать надежно и выгодно, получить консультацию у пользующихся авторитетом специалистов и следовать их рекомендациям по выбору объема и способа автоматизации.

    Программист 1АБ в ответе:

    - Что чаще всего приходится делать?

    - Достаточно часто приходится переделывать уже сделанное до нас. Потому что система или не работает, или не соответствует требованиям, или работает не так, как хотелось бы.

    - Как часто к вам обращаются после завершения внедрения?

    - В среднем - раз в два месяца. Наверное, за это время появляется желание автоматизировать еще какой-то процесс...
    Обновления? ...автоматизацию можно провести несколькими путями. Можно сделать так, что система будет необновляема, или может обновляться даже не очень сведущим человеком. В основном меняется бухгалтерия. Поэтому иногда могут быть разделены блоки бухгалтерии и других учетов - тогда можно менять только один блок, не трогая остальные.

     

    Заблуждение-7.
    "Все, нажитое непосильным трудом: куртка замшевая, портсигар золотой..."

    Автоматизированное предприятие становится прозрачным для всех, что нарушает его экономическую безопасность.

    Прозрачность или закрытость, количество и содержание информации, которая предоставляется работникам, клиентам, инвесторам, налоговым органам, руководителю - может быть различной и устанавливается настройками. Никто не собирается вас раздевать на глазах у всех.

    Спросите у специалистов 1АБ о возможностях предоставления информации в определенных, ограниченных вами рамках.

    Владимир Масалов,
    Маркетинговое агентство «Шесть Nаполеонов»

    Огромная благодарность за помощь в подготовке статьи

    Ткачуку Сергею, программисту отдела внедрения "1-й Архитектор Бизнеса"
    Отькало Илье, руководителю отдела Внедрения "1-й Архитектор Бизнеса"
    Гара Светлане, начальнику отдела продаж "1-й Архитектор Бизнеса"
  • Примеры внедрений на предприятиях различных отраслей:

    Автоматизация представительства компании FISCHER в Москве.

    Автоматизация бухгалтерии мясокомбината "Кнакерс" (ОМиКИ).

    Автоматизация транспортной компании "ФПК Трансагентство".

    Оптовая, розничная и комиссионная торговля. "Мфитнес".

    Начать дискуссию