1c@ankey.msk.ru
Эта заметка написана в основном для тех, кто никогда не "вращался" в мире 1С и не знает, как к нему подступиться. Автор, напротив, последние годы был тесно связан со всем, что тесно связано с 1С. Однако и его, и тех, для кого написана заметка, могут интересовать ответы на вопросы, с которыми он, т.е. автор, время от времени сталкивается.
Не так давно я встречал друзей в аэропорту "Внуково", на прилетном телевизоре горела горестная надпись "не вылетел" против злополучного рейса из Махачкалы, оказавшегося накануне вечером вместо Москвы на военной базе в Израиле. В остальном все было как год или два назад, даже лучше, пассажиры южных рейсов появлялись у выдачи багажа не через выход, где они год назад проходили повторный контроль, а через вход. Автостоянка за 0,5 часа стоила 40, а не 30 рублей, но по-прежнему, первые 10 минут бесплатно, так что при большом желании, можно было выезжать и возвращаться.
Среди встречающих выделялись люди с бэджами "такси", а когда мы получили багаж, обЪявился таксист без всякого бэджа, зато недорого.
-Такси, недорого, - представился он.
- Сколько? - не удержался я, рассудив, что теперь, будучи потревожен им, я имею право удовлетворить свое любопытство. (Хотя, естественно, в мои планы не входило бросать свою машину в аэропорту только для того, чтобы покататься на чужой).
- А куда? - спросил он,
- В Москву, наивно пояснил я.
- Москва большая, куда именно?
- Центр.
- 650 - ответил недорогой таксист.
Мне стало смешно
- Спасибо, если за 40 минут езды по воскресным московским дорогам надо платить 650 рублей, я лучше поеду на маршрутке... Таксист еще некоторое время, как бы глазам своим не веря, сопровождал нас, уносящих багаж к выходу, но потом, видимо, потерял интерес и надежду.
На выходе нам снова предложили ехать, теперь цена составляла 500.
Но и это казалось безумно дорого. Я задумался - почему дорого? Вот у нас час работы стоит 14 долларов, почти 400 рублей, вот и получается то же, что во внуковском такси? Там же еще амортизация машины, бандиты... Однако, когда мне предлагают по таким ценам покупать такси, я отвечаю, что это дорого, а когда мы предлагаем по примерно таким же ценам покупать у нас услуги - мы не считаем, что это дорого. Кто прав?
Все очень просто, я не первый день живу в Москве и знаю, что за 150 рублей меня привезут из Медведково в Коньково или из Тушино в Марьино, другими словами, откуда угодно куда угодно.
Однако, человек, только что сошедший с трапа самолета может этого не знать. Активный продавец в зале прилета называет свою цену, покуривающий на стоянке - другую, а на трассе, в 2 км. отсюда, естественно, действует 3-я, на порядок ниже.
Другими словами, если Вам нужна "личная" конфигурация 1С - едете на такси, если вы готовы подстраивать свой учет под уже имеющиеся - для Вас автобус или маршрутка. Вы ищете исполнителя - одна цена. Вас разыскивают и "обрабатывают" - другая.
Думаю, что сравнение корректно, поскольку и в случае такси, и в сфере услуг фирм 1С-франчайзи предложение и спрос достаточно велики, "участников рынка" достаточно много.
Итак, мы сформулировали 1-й вопрос - существует ли в Москве рынок 1С. И ответили на него: да, существует.
Второй вопрос - честно ли они поступают? За что 1С-франчайзи берут деньги? Не являются ли они просто нахлебниками-шарлатанами 1С? Они берут деньги за то, что знают что-то, чего не знают те, кто им эти деньги платит. Снаружи "1С-франчайзер" напоминает гибрид детского врача, школьного репетитора и мастера по ремонту холодильников. Отлично. Но почему деньги такие большие? На первый взгляд непонятно, но все познается в сравнении. Вот попалась мне на глаза накладная на компьютер, собранный типичной конторой. Помимо "понятных" строк про системный блок, монитор и мышь, там были еще и такие, более загадочные -
Установка Microsoft Office - 15,
win-98 - 18,
win-NT - 40
(цифры символизировали стоимость в долларах), при том, что вместе с 98-м на компьютере был установлен win-2000, который, в отличие от NT в большинстве случаев ставится простым нажатие кнопок Ок и Далее... Я разговаривал со своим знакомым - да, усмехнулся он, офис ставится час... Т.е. снова всплыла похожая стоимость "нормо-часа". С одним уточнением - эти ребята-сборщики взяли деньги за установку нелицензионного офиса, и ОС, к производству которых не имели ни малейшего отношения. (Да и весь процесс занимает не час, а минут 10 на современной машине)...
В случае 1С - продажа пиратского софта - скорее редкое исключение. Таким образом, деньги франчайзи берут, но бизнес у них честный.
Вопрос N3 - бизнес-то у них "честный", а все таки - нас не обманут? Как выбрать фирму? Ответ - могут, не столько обмануть, сколько - ввести в заблуждение, скорее всего невольно, но и узнаете Вы об этом не сразу. Лучший способ не промахнуться - обратиться за рекомендацией к знакомым. А если нет таких знакомых, что в настоящее время кажется почти невозможным, если нет, значит надо познакомиться. Как правило Вам придется общаться лишь с небольшим числом сотрудников фирмы-франчайзи, может быть с одним или двумя, но зато общаться придется достаточно много. В общем, можно попасть на новичка, обратившись в именитую и дорогую фирму, и наоборот.
Кто они наконец такие, что собой представляют?
1С-франчайзи - партнеры фирмы 1С, посредники, своеобразный буфер между армией конечных пользователей и 1С. В России их около 1000, в Москве - около 200. Изначально, по-видимому, представлялось, что фирма 1С будет предоставлять партнерам значительную долю своей прибыли в виде скидок на свою продукцию. Таким образам, покупая у партнера по цене прайс-листа 1С, пользователь уплачивал некий "налог на обслуживание", что позволяло сразу же предлагать фирме различный бесплатный сервис, как-то: бесплатное обучение, бесплатная линия консультаций, бесплатное обновление форм отчетности... После кризиса все стало немного иначе. Цены упали, и до сих пор не могут уверенно взобраться обратно. Однако, нельзя сказать, чтобы с падением цен произошел обвал и в качестве обслуживания, поскольку, по крайней мере по сравнению с началом "1С-франчайзингого движения", был наработан значительный опыт. Я не слышал ни о каких сокращениях или массовом уходе людей из этой области. Те фирмы, что были - в основном остались. Ну, на время перестали звать на работу. Потом все стало возвращаться на круги своя. Все громче можно теперь слышать про индустрию внедрения и систему качества. Однако, интересно следующее - резкий рост небольших фирм. Посмотрите на списки партнеров, если Вам попадет в руки диск ИТС. Похоже, такова специфика работы франчайзи. Сфера обслуживания - малые и средние предприятия, в результате они имеют дело со значительным количеством индивидуальных задач, зачастую небольших, что делает бессмысленным внесение дополнительного формализма в работу и приводит к нивелированию положительных моментов работы с большой фирмой. Короче говоря, не надо бояться маленьких фирм, еще раз напомню, что Вам все равно придется общаться лишь с несколькими ее сотрудниками, но зато достаточно плотно.
Так, допустим, вы меня убедили, услуги франчайзи действительно стоят, чтобы за них платили, может быть даже столько, сколько они за это просят. Но зачем мне покупать программу - Windows у меня пиратский, MS-office - тоже. Скажите, неужели нет пиратских 1С? Вот я слышал про эмулятор ключа защиты HASP. У знакомых работает...
Да, работает. Пока работает. Однако, давайте задумаемся вот над чем - человек, написавший эмулятор 1С - грамотный и квалифицированный специалист. Допустим, эмулятор написан из спортивного интереса и автор не преследовал никакой корыстной цели (и его детище не собирается как-нибудь отказываться эмулировать ключ, а напротив, потребовать денег).
Однако и автор эмулятора, при всем уважении к проделанной им работе, не застрахован от ошибки. И вот представьте - в один прекрасный день что-то такое происходит. Франчайзи, согласившиеся "поддерживать" Вас несмотря на использование пиратской версии, тоже ничего не понимают... К кому обратиться за помощью? Вы срочно ищете решение, может быть даже покупаете программу - а где гарантия, что конфигурация, тот самый файл 1cv7.md, окажется работоспособен? Конечно, безвыходных ситуаций не бывает, Вы делали архивные копии, структура dbf-файлов известна, все можно восстановить. Со временем. Скорее всего тоже за деньги. Однако подобный сбой в работе в течение длительного времени может обойтись значительно дороже, чем приобретение официальной версии. (Подумайте еще раз , сколько человек работает у Вас с программой, какова их суммарная зарплата и, что еще важнее, какова стоимость данных, которые вы успели доверить 1С?)
А если у Вас используются такие живые продукты 1С, как "Зарплата и Кадры" или "Бухгалтерия"? Вы рискуете "зависнуть" если не ежемесячно, то уж с гарантией в конце квартала, когда появятся новые формы отчетности от 1С, которые, возможно, потребуют очередного релиза конфигурации, который, в свою очередь, может захотеть последний релиз "exe-шника", в котором, (чем черт не шутит?), уже преодолен очередной эмулятор...
Опять же, если Ваш франчайзи пропал, в самый неподходящий момент? Где обещанная online-помощь, откуда взять последние изменения? Опять звонить, искать? Если вы зарегистрированный пользователь - ответ простой - в 1С.
Вывод: для серьезной фирмы работа на пиратской версии 1С - безумие.
- Вот тут пришли ко мне одни, поговорили, подсчитали, отобрали... Да все по часам, по их бешеным расценкам. Да я лучше своего 1С-программиста на работу возьму, он мне все быстренько напишет, а выйдет это гораздо дешевле.
- А почему Вы думаете, что напишет он
быстренько?
- Ну так я нормального человека возьму.
- Ага, а потом, когда напишет?
- А потом я его выгоню...
- А потом я ему зарплату уменьшу, он
поймет, работы-то меньше станет...
- А потом я ему еще кучу дел найду, мы же
развиваемся...
- А я всю жизнь буду настраивать и
перестраивать, мы же развиваемся...
- А настроит, так потом поддерживать в
рабочем состоянии будет...
Да, вопрос непростой. Действительно, зачем отстегивать деньги чужой фирме, если взяв настройщика на работу можно платить только зарплату? Я бы отвечал так - если вы большие и делаетесь еще больше, то конечно надо брать, если маленькие - конечно не надо, а если посередине - то, конечно, непонятно. Каждый раз надо решать по ситуации. Может быть вместо того, чтобы брать на работу "дорогого" человека, действительно знающего 1С, лучше обратиться к франчайзи, а может и наоборот, если из 1С у Вас только базовая бухгалтерия используется, то зачем отвлекать на всякую ерунду, вроде обновления типовой конфигурации, своего суперспециалиста уж лучше платить небольшие деньги тем, кто только этим и занимается... Так что на этот вопрос у меня готового ответа нет. Могу только заверить, что совсем без технической поддержки жить не получится. В любом случае кто-то из сотрудников должен овладеть хотя бы азами работы с базой данных. Но рано или поздно квалифицированная помощь понадобится. Какие-то деньги эта поддержка Вам все равно будет стоить. Сколько? Приведу забавный пример из конференции:
- Господа!
Крупнейшая в России, динамично развивающаяся
автомобильная компания ищет программиста 1 С. В
задачи будет входить поддержка работы отдела
бухгалтерского обслуживания в 1С,
программирование, подгонка программы под нужды
компании, обучение нового персонала.
Зар. плата ок. 650 USD, обеды, медицинская страховка,
полный рабочий день. Возможность постоянного
профессионального роста и развития.
Место работы: м. Владыкино.
Обращаться по и-мейлу или факсу как можно скорее.
- Опыт работы с 1С более 5 лет.
3 сертификата.
Подробности, пожалуйста, почтой
Резюме было бы очень
желательно, уважаемый господин профессионал.
С уважением, Е.Г.
Мадам, 650 долл в месяц стоит сопровождение, а до этого необходимо произвести внедрение, которое стоит, для достаточно крупной компании, - несколько десятков тысяч долларов. Вы тут расчитываете на большую халяву, а еще и огрызаетесь... С уважением...
Чужая душа - потемки... Обидели профессионала.
Еще один популярный среди заказчиков способ узнать когда и сколько - разослать по фирмам-франчайзи что-то вроде:
Название фирмы>. в настоящее время рассматривает вопрос о смене программного обеспечения работы торгового зала и склада. Возможный вариант - решение на основе 1С:Предприятия. Торговля и Склад. Нам требуется существенная доработка и адаптация, которую нам представляется нерентабельным осуществлять собственными силами. Поэтому мы ищем фирму способную в короткие сроки осуществить эту задачу.
Ниже перечислены основные требования к будущей системе:
- Поддержка нескольких складов с автоматической синхронизацией данных.
- Синхронизация удаленных складов.
- Создание специализированных отчетов.
- Наличие специфических интерфейсов для торгового зала, отдела маркетинга, склада.
- Сопряжение с бухгалтерской системой на основе 1С:Предприятия.
- Достаточная скорость работы при 20 рабочих местах и большом обЪеме хранимой информации.
Просьба прислать коммерческое предложение с указанием:
- Ориентировочных сроков исполнения.
- Стоимости работ.
- Списка организаций в которых были выполнены подобные проекты, с указанием их контактной информации.
Предложения без указания информации по всем выше указанным пунктам рассматриваться не будут.
Нужно ли пояснять, что на такую, не очень-то вежливую наживку, "попадется" скорее не опытный специалист, а расторопный менеджер, который не растеряется, какие назвать суммы и сроки, требуемые для создания специализированных отчетов.
И еще, так и хочется заметить: "Ребята, давайте доброжелательней относиться друг к другу!"
Но вот мы и подобрались, пожалуй, к основной проблеме - сроки и стоимость. Именно они интересуют любого заказчика - время и деньги. Нам, исполнителям, конечно больше всего нравится просто: время-деньги... Вам, заказчикам, больше нравится схема: сделал дело-получил деньги. Где правда?
- Я вообще не понимаю, как в таком деле можно говорить о почасовой оплате?
- А мы всегда подчеркиваем, что разговор о почасовой оплате идет как правило при небольших работах, исполняемых "за раз". В остальных случаях мы работаем по техническому заданию с оговоренной стоимостью его исполнения или вообще оцениваем работу после, исходя из других критериев (набегают скидки за "обЪем", за "общественную полезность", "За идею"). Зачастую все оказывается значительно "дешевле". Однако, далеко не всегда можно составить окончательное техническое задание сразу. И даже когда такая возможность имеется, все равно остается само составление технического задания, работа, которую как-то надо оценивать, не в печатных же листах? Так что зачастую мы идем по схеме: "Вы боитесь, что получится FACE="Times New Roman" слишком дорого - давайте попробуем! ". Обычно "проба" бывает успешной.
- Сколько стоит сетевая? Это очень интересный вопрос. Если Вы обратили внимание, то в нескольких местах нашего прайс-листа стоит не определенная сумма, а таинственная надпись "звоните". Что же она означает? Вот что. Когда-то давно, когда кризиса еще не было, а фирма 1С уже была, в договоре о сотрудничестве с 1С франчайзи подписывали пункт, в простонародье называемый "антидемпинговым соглашением". В этом пункте было сказано, что ряд программ 1С фирмы-партнеры не имеют права продавать дешевле, чем указано в прайс-листе 1С. Что это за программы? - все сетевые, кроме 1С бухгалтерии, комплексная и, кажется, Управление Распределенными Базами Данных. Осенью 98 года действие этого пункта договора было временно приостановлено, но в дальнейшем он заработал с новой силой. Что же теперь? А вот что - в прайс-листах даже очень крупных и известных фирм по соседству с полем "Цена" Вы можете заметить одно или несколько полей "Скидка"... Так и живем - мы, например, не хотим нарушать соглашение с фирмой 1С, когда нам звонят потенциальные покупатели, нам приходится кривить душой и называть цены 1С, сопровождая их упоминанием о "многочасовом пакете услуг", стоимость которого вынужденно включена... Но мы не можем навязывать эти услуги своим "родным" клиентам.
Резюме последней части - в нашем деле:
совсем бесплатной поддержки - не
бывает;
строго сдельной работы - не бывает;
сэкономить свои усилия за счет
почтовой рассылки - не получится;
личный контакт и доверие - необходимы.
Спасибо за проявленное терпение. Заметка заканчивается, остался только список использованных вопросов:
1. Есть ли в Москве рынок 1С.
2. Честно ли поступают франчайзи, когда
берут такие деньги.
3. Как выбрать фирму-франчайзи.
4. Можно ли использовать пиратские
версии 1С.
5. А что они представляют собой.
6. А не лучше ли взять в штат
специалиста.
7. Сроки и стоимость.
8. Сколько стоит
сетевая версия?
Оригинал статьи: http://www.alvis.ru/ankey/index.html
Комментарии
5(это не в Москве). Иногда клиент говорит, что есть некоторые, берущие
по 70 р. в час. Как бы этих некоторых научить уважать и ценить свой труд...