1С:Покупка, 1С:Внедрение, 1С:Сопровождение

Прошли те благословенные времена, когда каждый прогрессивно мыслящий хозяин или главный бухгалтер считал своим долгом заказать индивидуальный проект автоматизации своей фирмы. Через полгода-год он получал с горем пополам работающий продукт, отражающий представление программиста о том, как фирма работала бы, если бы он был ее директором. Еще через некоторое время система использовалась для печати накладных и приходных ордеров, а весь учет велся традиционным образом.

1С:Покупка, 1С:Внедрение, 1С:Сопровождение

Краткое руководство пользователя.

Прошли те благословенные времена, когда каждый прогрессивно мыслящий хозяин или главный бухгалтер считал своим долгом заказать индивидуальный проект автоматизации своей фирмы. Через полгода-год он получал с горем пополам работающий продукт, отражающий представление программиста о том, как фирма работала бы, если бы он был ее директором. Еще через некоторое время система использовалась для печати накладных и приходных ордеров, а весь учет велся традиционным образом.

Существовали, впрочем, и тогда относительно грамотно написанные программы, которые продавались сотнями и тысячами экземпляров и даже были целые фирмы, которые эти программы писали и поддерживали. Но эти продукты имели очень ограниченные возможности настройки, а потому могли относительно успешно автоматизировать только жестко регламентированный бухгалтерский учет и то только белый, что тогда было не в моде. Аналитический учет, не говоря о прочем документообороте, велся с использованием более универсального программного комплекса под названием Microsoft Office.

Наконец начали появляться программы, поддерживающие в качестве средства настройки собственный универсальный язык, но тут появилась новая проблема - процесс настройки и сопровождения системы потребовал квалификации и специфических знаний, которыми не обладали не только бухгалтеры и особо продвинутые менеджеры, но и большинство внутрифирменных эникейщиков, поэтому встал вопрос о создании широкой и, главное, квалифицированной сети специалистов. К этому моменту наиболее широкой дилерской сетью располагала фирма 1С. Поэтому закономерно, что именно ее программные продукты сейчас стали фактическим стандартом для небольших и средних фирм во всех направлениях внутрифирменного учета.

Однако наличие квалифицированных специалистов по поддержке 1С еще не гарантирует успешную работу автоматизированного комплекса. В оставшейся части статьи я попытаюсь предложить схему действий фирмы-заказчика, позволяющую получить максимальный эффект от внедрения системы 1С.

Покупка системы, выбор продавца

Поскольку статья посвящена продуктам фирмы 1С, я буду предполагать, что Вы выбрали одну из ее программ. Впрочем, я еще не сталкивался со случаями, когда небольшой или средней фирме эти программы в принципе не подходили бы.

Подходящий Вам продукт из линейки 1С Вам подскажет любой дилер. Кстати, дилеров (франчайзи в терминологии 1С) только в Москве работает больше сотни плюс несчетное количество автономных экспертов (здесь и далее эксперт скорее должность, чем уровень квалификации). Выбор фирмы/эксперта существенен, если Вы изначально предполагаете необходимость сложной настройки системы под Ваши нужды.

Программы продаются либо в коробочном варианте - Вы приезжаете на фирму и забираете коробку с программой, либо с установкой - эксперт устанавливает систему и проводит начальный ликбез. По цене эти варианты могут несколько отличаться, однако я рекомендовал бы не экономить на приезде эксперта. Дело не в сложности самой установки - она совершенно элементарна, а в том, что грамотный эксперт может уже при первой встрече немного настроить программу, рассказать некоторые тонкости работы системы в привязке именно к Вашей фирме, определить план внедрения и т.д.

Внедрение

Изначально программы 1С сконфигурированы таким образом, что основная масса фирм может их эффективно использовать в готовом виде. Если Ваша фирма относится к этой абстрактной 'основной массе', то схема внедрения на наш взгляд может быть следующей:

- Сами или с помощью эксперта, установите систему.

- Поиграйтесь с ней некоторое время, используя прилагаемую демонстрационную версию. В этот момент иногда даже бывает полезно почитать документацию.

- Если система не вызывает явного отторжения (вот этого она не делает, вот это она делает не так), то начинайте вводить реальные данные - в дальнейшем они не пропадут. Если у вас уже была какая-то автоматизированная система, то обычно наиболее обЪемные справочники проще перенести в 1С программным путем.

- Через некоторое время у Вас должно сложиться понимание того, что эта система делает неправильно или неудобно. К сожалению, многие фирмы принимают недостатки системы как неизбежное зло и пытаются подстроить свой учет под возможности системы. Характерные черты такой подстройки - появляются тетрадки, где записывается дополнительная информация, отчеты передаются в Excel, исправляются и только потом печатаются. Грамотный эксперт за один - два визита может значительно повысить эффективность использования системы. Даже если в системе все вроде бы Вас устраивает, профилактический визит эксперта может быть полезен, ибо не все ошибки видны невооруженным (знаниями и опытом) взглядом. На данном этапе квалификация специалиста имеет принципиальное значение. Если эксперт, начинавший с Вами работать, вызывает у Вас сомнения, то лучше его поменять именно сейчас.

Теперь рассмотрим случай, когда учет в фирме имеет серьезные особенности, делающие типовую конфигурацию в готовом виде малопригодной. Это производственные фирмы, некоторые магазины, рестораны и кафе и некоторые другие. Существует два способа решения этой проблемы: оригинальная доработка типовой конфигурации или покупка типового решения.

Серьезная доработка конфигурации стоит недешево и требует от нескольких недель до нескольких месяцев работы, однако, часто это оптимальный вариант. Фактически, по срокам и стоимости это компромисс между оригинальной разработкой на 'серьезном' языке и готовым решением.

Фирмы франчайзи предлагают сейчас большое количество конфигураций, которые они позиционируют как готовые решения для фирм определенного типа. Обычно фирмы стремятся большую часть удачно внедренных решений представить в виде типовых. Стоят они от нескольких десятков наших условных единиц, которые в штатах по наивности считают основной валютой. Во многих случаях это значительно дешевле, чем оригинальная разработка, да и сроки внедрения ощутимо снижаются. В отличие от типовой конфигурации, уровень разработки которой подтвержден авторитетом 1С, решения фирм франчайзи сильно различаются по качеству, а мой собственный опыт показывает, что, к сожалению, средний их уровень весьма невысок (вероятно, мне не везло). Поэтому лучше предоставить выбор типового решения эксперту, как грамотной и, в данном случае, относительно незаинтересованной инстанции.

Остальные этапы внедрения совпадают с предыдущим случаем.

Сопровождение

Минимальный срок жизни системы автоматизации - несколько лет. За это время может измениться профиль работы фирмы, у нее могут родиться и вырасти филиалы со своими особенностями учета, в конце концов, в системе накопится много лишней информации. Поэтому совершенно нормально, что через некоторое время даже удачный проект требует модернизации. Симптомы, кстати, те же, что и у недоработанного проекта: параллельный бумажный учет, выдача отчетов в Excel или принципиальная невозможность получить какие-то цифры и т.п. Как правило, такие проблемы возникают постепенно и, к тому моменту как они начинают серьезно мешать работе, пользователи с ними настолько свыкаются, что не воспринимают их как проблемы. Поэтому сотрудники нашей фирмы стараются не забывать своих старых клиентов, сообщают им о выходе новых версий программы, прочих нововведениях, а, заодно, выясняют, как работает установленная программа. Даже если Ваш эксперт этого не делает, периодически устраивайте ревизию работы системы и старайтесь не накапливать проблемы.

Вот, собственно, мы и подошли к концу нашего руководства. Перечитав написанное выше, я понял, что большинство рекомендаций в нем где-то на уровне 'мойте руки перед едой'. Но разве мы всегда моем перед едой руки?

Вадим Николаев.
Руководитель отдела программирования.

Комментарии

2
  • Хранитель_врат
    Последняя фраза отражает смысл и аудиторию статьи, надоели уже эти книжки для "чайников" хороших то совсем мало!!!
  • Хранитель_врат
    Хорошая, грамотная статья. Без излишних (для руководителя предприятия) технических деталей, но чувствуется, что автор знает проблемы автоматизации непонаслышке.
Бесплатно с Аренда

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике

Бухгалтерские стандарты и НК в ряде случаев позволяют выбирать способы учета при аренде. Выбранные варианты нужно отразить в учетной политике. Расскажем, как сформировать бухгалтерскую и налоговую учетную политику у арендатора и арендодателя.

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике
НДФЛ

Командированные за границу для строительства АС все равно будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Мошенники обманывают сотрудников таможни

Фейковый «Иван Иванович» пытается заполучить персональные данные должностных лиц Таможенной службы (ФТС).

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

По какой причине в ЕГРЮЛ может не быть адреса юрлица

Для целей госрегистрации юрлиц используется адрес из Государственного адресного реестра (ГАР) в структуре муниципального деления.

Налоговый мониторинг

Что такое налоговый мониторинг и как его проводят в 2024 году

Налоговый мониторинг — форма налогового контроля, при которой отсутствуют обычные выездные и камеральные налоговые проверки. Рассказываем, что такое налоговый мониторинг, как стать его участником, как его проводят налоговики.

Что такое налоговый мониторинг и как его проводят в 2024 году
1
Маркетинг

22 Сервиса, которые изменят ваш бизнес — автоматизация маркетинга, которая работает

Приветствуем вас, уважаемые предприниматели, руководители, маркетологи! Сегодня у нас особенный обзор, который представит топ незаменимых онлайн помощников, готовых поддержать вас на пути к успеху в вашем бизнесе.

22 Сервиса, которые изменят ваш бизнес — автоматизация маркетинга, которая работает
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Если ИП переходит на НПД без отказа от УСН, его самозанятость рано или поздно аннулируют

При переходе с УСН на НПД обязательно надо направить в ИФНС уведомление о прекращении деятельности по упрощенке. Если не сдать этот документ, постановка на учет по НПД аннулируется. Это произойдет рано или поздно. Как правило – поздно.

УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Карьера бухгалтера

Самые востребованные навыки аналитика 1С: обзор вакансий с зарплатой 150+ тыс. рублей

Что должен уметь аналитик 1С, чтобы рассчитывать на высокий доход? Мы проанализировали вакансии и выделили требования, которые работодатели чаще всего предъявляют к кандидатам на должность. Разбираемся, какие скилы нужно подтянуть, чтобы получить заветное место.

Самые востребованные навыки аналитика 1С: обзор вакансий с зарплатой 150+ тыс. рублей

Торговым сетям запретят взимать вознаграждение с поставщиков яиц

Куриные яйца могут приравнять к социально значимым продовольственным товарам.

Заявление на открытие компании должно быть подписано одним из трех способов

Подпись заявителя на заявлении при госрегистрации юрлица при его создании должна быть засвидетельствована.

Приостановление Росреестром госрегистрации можно будет обжаловать не в суд

Совет Федерации одобрил разработанным Росреестром закон о внесудебном обжаловании приостановления регистрации права.

УК РФ

Окончательно решен вопрос о мере пресечения одному из руководителей «Локалкитчен»

Мосоргсуд оставил без изменения меру пресечения одному из руководителей «Локалкитчен» по делу о массовом отравлении готовой едой, приведшем к бутулизму.

Путин: цифровой рубль нужно использовать в разных сферах

Тестовая группа провела свыше 30 тысяч операций с цифровым рублем. Помимо внедрения новой формы валюты в России будут заниматься развитием цифровых активов.

Розыгрыш трех именных карт банка Казахстана

Уже сегодня в 20:00 пройдет розыгрыш банковских карт. Они позволяют отправлять деньги за границу, оплачивать подписки на зарубежные сервисы и еще многое другое.

Подготовьтесь к налоговой реформе 2024-2025 с подпиской «Клерк.Премиум»: прямые эфиры с экспертами, статьи-разборы законов и курсы по всем темам налогов и учета

Изучайте нюансы изменений 2024-2025 в НК на онлайн-встречах с экспертами, задавайте свои вопросы и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

⚡️ Итоги дня: водителей лишат прав за сокрытие номеров, запустят сервис знакомств с проверкой кредитов, а у сотрудников ЦБ появится оружие

Подготовили обзор главных событий дня — 17 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Блокировка сим-карт, ИИ, блогеры и Роскомнадзор. Юридический дайджест #1

Каждую неделю мы будем публиковать интересные, актуальные, а, главное, полезные новости из юридической вселенной.

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Интересные материалы

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности