SMS использую политики

Вряд ли инженер британской компании Vodafone Нейл Папуорт, отправивший в 1992 году своим коллегам с сотового телефона короткое послание, гласившее: «Счастливого рождества!», подозревал, что c помощью SMS будут «выбирать» депутатов, мэров и президентов.

Первопроходцами использования SMS в политике стали британцы. Лейбористская партия Великобритании всегда уделяла много внимания использованию передовых технологий. На открывшемся партийном сайте стали распространяться не только обычные для информационных ресурсов новости, но также игры. В период очередной избирательной кампании было принято решение предложить зарегистрированным пользователям сайта возможность подписки на партийные новости, а также ряд других информационно-справочных SMS-услуг. Благодаря развитию телекоммуникаций в Великобритании граждане этой страны уже сегодня имеют возможность голосовать через интернет на региональных выборах. В случае выполнения правительством своих обещаний о цифровизации всей страны, уже в 2008 году ID (идентификационный номер) введут для всех граждан Великобритании. С этого момента вопрос об SMS-голосовании можно считать решенным.

SMS-агитация
В России ИТ пришли в политику в 1996 году, когда на выборах губернатора Красноярска был проведен exit-poll (опрос избирателей на выходе). Результаты опроса разместили в интернете на специальном сайте, а после выборов депутатов Госдумы в 1999 году Рунет заполонили национальные и региональные политические проекты. Что касается SMS, то в преддверии выборов в Государственную Думу в декабре 2003 года сотовая сеть «Би Лайн» в Калининграде открыла специальный SMS-канал. Подписка предусматривала возможность получения новостей от выбранного предвыборного штаба. Наиболее активным избирателям предлагали отправлять наказы и жалобы кандидату с помощью SMS. В приволжском регионе жителей приглашали на выборы SMS-рассылкой.

Вдохновленные опытом российских коллег грузинские оппозиционеры запустили прототип SMS-чата в рамках информационной программы «Ночной курьер» на самом популярном национальном телеканале «Рустави-2». Каждый выпуск программы стал сопровождаться «бегущей строкой» из SMS. Сообщения были политического характера: «фальсификация выборов за сходную цену», «цемент для правительственного блока», «не мелочиться и выбрать в парламент музыканта Эминема».

Накануне выборов мэра Екатеринбурга абоненты уральского филиала «МегаФона» получили SMS с таким текстом: «Всем голосовать за Осинцева! Осин плюс Россель плюс Хабаров равно Ебург». В сообщении были исковерканы фамилии политиков: вместо Росселя фигурировал Хроссель, вместо Осинцева — Опсинцев. Авторам спам-рассылки хорошо известно, что не «МегаФоном» единым пользуются уральцы. Поэтому абонентам «Уралтела» (МТС) приходили SMS, призывавшие голосовать за кандидата в мэры Екатеринбурга Аркадия Чернецкого.

В обоих случаях ситуация была представлена операторами как взлом SMS-гейтов на своих интернет-сайтах. Взломщики были публично объявлены спамерами. Один из операторов даже собирался обращаться в местные органы внутренних дел с заявлением. Однако, при отсутствии законодательной базы, ограничивающей спам, любой его вид, в том числе политический, признается нелегальным только в соответствии с представлениями оператора. Именно поэтому «в особых случаях» операторы не брезгуют легальной рассылкой спама. Так, 13 марта 2004 г. «МегаФон» разослал всем петербургским абонентам SMS-напоминания о выборах президента РФ. Руководство компании подтвердило факт рассылки, сославшись на просьбу, поступившую из правительства Санкт-Петербурга. В пресс-службе МТС сообщили, что в пяти региональных филиалах были сделаны аналогичные рассылки. SMS-спамом политтехнологии не ограничиваются.

Голосование
За две недели до официальных выборов (впервые в мировой практике) 29 февраля 2004 года состоялось пробное голосование по выборам президента России («праймериз») с помощью SMS. Проводимая в масштабах страны акция «оSMыSли выборы» предоставила возможность гражданам России высказать предпочтение одному из кандидатов на должность президента РФ или проголосовать против всех с помощью SMS-сообщения. Сама форма SMS-голосования была выбрана как современная, малозатратная и привычная для «продвинутых» граждан. Для участия в акции было необходимо в течение 29 февраля отправить со своего мобильного телефона SMS-сообщение. В сообщении указывался номер кандидата в президенты в избирательном бюллетене. Таким образом, абонент мог самостоятельно продемонстрировать избирательную активность.

В единый центр обработки результатов компании Infon, помимо России, поступили сообщения, отправленные с помощью 105 сотовых операторов из 21 страны: ОАЭ, Кипра, Чехии, Казахстана, Украины, Молдавии, Израиля, Финляндии, Эстонии, Люксембурга, Норвегии, Нидерландов, Германии, Белоруссии, Великобритании, Швеции, Польши, Латвии, Канады, Австралии и стран бывшей Югославии. Во всероссийской акции «оSMыSли выборы» приняли участие 113 970 абонентов. Лидером «праймериз» стал действующий президент Владимир Путин, набравший 61,89%. На втором месте была Ирина Хакамада, ее итоговый результат — 19,85%. «Против всех» проголосовали 9,88%.

Глава ЦИК РФ Александр Вешняков прокомментировал результаты акции. По мнению чиновника, голосование с помощью мобильных телефонов станет возможным, но не в ближайшие 4–5 лет: «Мы занимается этой проблемой на серьезных основах — организационных, юридических и технических, — заявил Вешняков. — Вместе с тем, прошедшее SMS-голосование свидетельствует о том, что довольно большая группа людей психологически готовится к голосованию с помощью мобильных телефонов». Александр Вешняков выразил уверенность, что в будущем и в мире, и в России можно будет голосовать с помощью мобильного телефона.

Украинский почин
Будущее не заставило себя ждать: уже через 7 месяцев дело дошло до SMS-выборов президента Украины в России. С 20 по 26 сентября 2004 года общероссийский провайдер мобильных услуг — компания Infon — при техническом содействии компании «Агрегатор» проводит среди абонентов российской сотовой связи пробное голосование по выборам президента Украины («праймериз»). Проводимая в масштабах страны акция «оSMыSли выборы в Украине» предоставит возможность представителям многомиллионной украинской диаспоры высказать предпочтение одному из кандидатов на должность президента Украины или проголосовать против всех с помощью SMS-сообщения. Цель акции — привлечение внимания украинской диаспоры в России к президентским выборам, которые пройдут 31 октября.

Случай интересный, прежде всего, своим надгосударственным характером. Несмотря на то, что между Россией и Украиной уже более 13 лет проходит государственная граница, граждане обеих стран «болеют» друг за друга на спортивных состязаниях, отдыхают в Крыму, добывают нефть в Ямало-Ненецком автономном округе и строят дома в Москве. В соответствие с исследованиями Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), 72% россиян совершенно не интересуются предстоящими выборами в Украине и четверть (более 25%) — живо интересуются кампанией. Интересно, что эти 25–27% включают в себя граждан Украины, проживающих на территории РФ, а также тех, кто родом с Украины.

От того, какие результаты будут на выборах на Украине, зависит наше социально-экономическое самочувствие, считает член Совета украинских землячеств Борис Пономарев. Хотя землячества не будут в прямом смысле участвовать в предстоящих выборах, украинская диаспора с удовольствием выразит свое отношение к кандидатам в президенты Украины посредством SMS. С Борисом Пономаревым согласен генеральный директор Общества дружбы и сотрудничества народов России и Украины Александр Степанов, который также намерен принять участие в SMS-голосовании. «Российско-украинские отношения — суть нашей государственности», — выразил убежденность Степанов, говоря о важности предстоящей акции.

Развитие технологий постепенно приведет к тому, что в будущем серьезно изменится отношение к процедуре голосования. Сегодня об этом можно говорить на примере заочного голосования — в свое время подобная практика даже не допускалась, отмечает эксперт Комитета избирателей Украины Андрей Дауда. «Усовершенствования требует и идентификация избирателя. Сегодня эффективна электронная идентификация подписи избирателя. Суть ее в том, что избирательная комиссия формирует базу данных из подписей избирателей и при голосовании подпись сопоставляется с образцом из базы данных. Это ноу-хау дает значительную экономию времени и денег», — считает эксперт.

Среди российских политологов и социологов нет однозначного отношения к SMS-выборам. Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров отмечает, что речь идет о возможной агитации с помощью новых технологий. Правда, есть одно ограничение — та волна спама, которая может последовать (как это уже было при голосовании через интернет), совершенно отбивает желание голосовать подобным образом. В качестве положительных сторон SMS-голосования социолог отмечает интерактивность акции.

«Пользу может принести и то, что активное использование SMS-технологий вызовет снижение цен на эти услуги. В любом случае, такое голосование может показать активность отдельных групп. В США уже практикуется голосование по почте и через интернет, но проблема остается все та же — защита информации. В перспективе — почему бы и нет, сейчас находят все большее распространение телефоны, соединенные с компьютером. Первые такие эксперименты мы увидим в ближайшем будущем, скорее всего, это произойдет не на территории Европы, а за океаном», — отметил Федоров.

Что касается самих депутатов, то SMS-голосование среди них вызывает значительный интерес. Депутат ГД, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев полагает, что эта акция интересна как определенный опрос — узнать позицию тех, кто обычно не ходит на выборы, но пользуется мобильными телефонами, т.е. молодежи. «С точки зрения легитимности — сложность заключается в том, как защитить эту информацию, все-таки SMS-сообщение проходит определенный путь», — выразил опасения кандидат. «Развивать подобные голосования нужно, опросы проводить стоит. Это напоминает систему ГАС „Выборы“, электронные урны, где информация обрабатывается сразу. На сегодняшний день наиболее развиты в этом плане США, мы тоже, несомненно, развиваемся, но по-своему. А в принципе, я считаю это направление очень перспективным», — говорит Александр Чуев.

Вывод обозревателей строг: политики, не использующие новые технологии, не имеют шансов на победу. Это подтвердил и президент Италии Сильвио Берлускони. В день выборов итальянцы получили на мобильные телефоны SMS-сообщения от его имени с призывом прийти на избирательные участки. Решение европейского медиамагната потратить $7 млн. из бюджета страны на массовую спам-рассылку с приглашением сходить на выборы членов Европарламента, кстати, пока еще виртуального законодательного органа, наглядно продемонстрировало отличительные черты нового средства массовых коммуникаций — доступность, экономичность, а главное — адресность.

🎯Как оценить емкость рынка, не привлекая внимание санит... специалистов!

Эксклюзивная управленка! Только на «Клерке»! Понимание того, сколько продукта может «переварить» рынок крайне важно для принятия управленческих решений. Например, о масштабировании бизнеса и экспансии в новый регион. Масштабироваться хотят многие, а вот возможность для дорогостоящего анализа рынка есть не у всех. Как же быть? Давайте разбираться вместе.

🎯Как оценить емкость рынка, не привлекая внимание санит... специалистов!
11

Начать дискуссию