На софт положили глаз

Разработчиков программного обеспечения подводят под валютный контроль

Мининформсвязи взбудоражило российский рынок разработок программного обеспечения. Министерство обратилось в ЦБ с предложением создать механизм валютного контроля при продаже российских программ за рубеж через интернет. В настоящее время эта абсолютно неподконтрольная сфера бизнеса приносит разработчикам ПО около $80 млн в год, и, по мнению чиновников, она должна выйти из тени. Сами разработчики, впрочем, не уверенны, что предложения министерства так легко реализовать.

В пятницу агентство «Прайм-ТАСС» сообщило, что Министерство информационных технологий и связи в своем письме на имя председателя ЦБ Сергея Игнатьева предложило Центробанку усовершенствовать механизм валютного контроля над сделками «в сфере трансграничной электронной торговли». Как сказано в документе, речь идет о покупках зарубежными пользователями через интернет российских программных разработок, которые оплачиваются, в частности, с использованием банковских карт.

Мининформсвязи указывает ЦБ, что сегодня эти операции не соответствуют законодательству о валютном контроле. По этому законодательству при проведении сделки, в рамках которой предполагается получение отечественной компанией платежа из-за границы, банк продавца обязан составить так называемый паспорт сделки - документ, в котором указаны сведения об операции и реквизиты покупателя. Такое требование предъявляется ко всем операциям на сумму свыше $5 тыс., информация о сделках затем поступает в ЦБ. Однако, по мнению Мининформсвязи, при продажах софта через интернет сведений, необходимых для составления паспорта сделки, просто не существует. Например, отсутствует привычный договор с покупателем. В результате рынок продаж российского программного обеспечения за границу остается непрозрачным.

По оценкам президента ассоциации производителей программного обеспечения «Руссофт» Валентина Макарова, объем рынка трансграничных продаж ПО составляет около $80 млн в год. По его мнению, по некоторым разделам софта на долю российских продавцов приходится до 20% мировых продаж. И потенциал рынка огромен: общий оборот рынка покупок программного обеспечения российских ИТ-компаний через интернет, по оценкам Мининформсвязи, превышает $1 млрд.

Руководитель пресс-службы Мининформсвязи Александр Паршуков подтвердил «Бизнесу» факт обращения министерства в ЦБ. По его словам, министерство пытается сделать операции по продаже программ за рубеж через интернет более прозрачными. «Сделки должны быть чистыми»,- говорит Паршуков. «И это предложение - часть общей стратегии Мининформсвязи, которая направлена, в частности, на увеличение налоговых отчислений в бюджет,- продолжает он.- Мы предлагаем снизить налоговые нагрузки для разработчиков ПО. Однако взамен хотим легализовать „серую” зону продажи продукции».

В то же время для российских разработчиков предложение профильного министерства стало полной неожиданностью. По словам Валентина Макарова, ассоциация, наоборот, предлагала упростить режим контроля над такими операциями. «Если на каждую операцию составлять паспорт сделки, это может затормозить развитие экспорта российских программ»,- считает он. Участники рынка также не понимают, как технически можно контролировать продажи программного обеспечения через интернет за границу. «Это еще возможно, если сервер, банковский счет и компания находятся в одной стране - в России. А если все в разных странах?» - задается вопросом генеральный директор одной из российских компаний, занимающейся продажами программных продуктов за границу.

Банкиры также считают, что реализовать предложение Мининформсвязи будет проблематично. Начальник управления валютного контроля Оргрэсбанка Ирина Мусорина предполагает, что паспорт сделки банк сможет, например, составлять на основании оферты продавца и заказа покупателя с указанием его реквизитов. А первый вице-президент Metrobank Валерий Кардашов полагает, что для контроля над этими операциями все равно придется создавать специальный закон об электронной торговле, разрабатывать программное обеспечение, чтобы отслеживать трансграничные транзакции, и устанавливать его в банках. «Лично у меня двоякое отношение к этой инициативе,- отмечает Кардашов.- С одной стороны, дело это нужное. С другой - уж очень трудоемкое и длительное по времени».

Автоматизация учета

RPA и Росфинмониторинг

Программная роботизация взаимодействия с Росфинмониторингом давно применяется, но… среди кейсов традиционно фигурирует один: «робот зашел на сайт РФМ — вбил ФИО в строку поиска — проверил гражданина на нахождение в списках нехороших людей». Неплохо, но взаимоотношения с Росфинмониторингом на этом не исчерпываются. Давайте посмотрим на еще несколько направлений.

RPA и Росфинмониторинг

Начать дискуссию