При всем многообразии программ для бухгалтерского учета многие справочные документы для внутреннего пользования часто приходится готовить вручную. И обычно в этом помогает пакет MS Excel. Однако не все знают, как можно упростить себе жизнь, применяя возможности этой программы. Пора восполнить этот пробел!
Расчет. Все материалы из источника
В бухгалтерию уже начинают заглядывать счастливые владельцы новых квартир. Но слова об оформлении им имущественного вычета вызывают у вас еще больше вопросов, чем у них. Ведь помимо общей ситуации, описанной в Налоговом кодексе, в жизни встречается масса частностей. Попробуем разобраться с ними вместе.
Кроме ходов действительно серьезными «шахматными фигурами», в арсенале бухгалтеров присутствуют и ходы «пешками». Это мелкие акты мести «противнику», которые ощутимого результата не приносят, и, используя только их, партию, конечно, не выиграешь... Но зато моральное удовлетворение гарантировано. Чтобы выяснить, как именно бухгалтеры могут по мелочи досадить налоговикам, мы провели небольшое исследование. Вот его результаты.
Бессмысленность счета-фактуры, думаю, очевидна многим. По содержанию этот документ повторяет ту же накладную либо акт выполненных работ (оказанных услуг). Зачем дополнительно к ним чиновникам понадобилось вводить еще и счета-фактуры, можно только гадать. Есть подозрение, что исключительно для того, чтобы создать лишний повод отказывать в вычете НДС. Странно еще, что при том эффекте для бюджета, который дают счета-фактуры, до сих пор не ввели отдельный документ для подтверждения расходов по налогу на прибыль.
Вы торгуете только оптом. Но часть ваших покупателей предпочитают платить наличкой. В ряде регионов инспекторы требуют облагать оптовую торговлю за наличные «общими» налогами. В то же время в других областях – это однозначно ЕНВД. Такая ситуация сложилась из-за разногласий между налоговиками и Минфином в том, что считать оптом, а что – розницей.
Отношения бухгалтеров с налоговиками по степени сложности и продуманности часто напоминают шахматную партию.
Профессиональные качества нового работника с первого взгляда, увы, не определить. Спасти фирму от некомпетентных или недобросовестных сотрудников можно, установив испытательный срок. Это возможность проверить деловые качества работника и уволить неподходящего.
Счета-фактуры, платежки, декларации – привычная бухгалтеру бумажная канитель. Можно ли от нее избавиться и насколько реальна бухгалтерия без бумаг?
С проблемой «лишней» прибыли знакомы все. В поисках ее устранения бухгалтеры придумали немало схем минимизации – как законных, так и не совсем. Однако выбрать из них оптимально подходящую не так-то просто. Как один из вариантов, предлагаем вам ознакомиться со схемой, которая позволяет отсрочить уплату налога на прибыль с помощью резерва по сомнительным долгам.
Доставляя товар, вы прибегаете к услугам перевозчиков? Налоги вашей фирмы сильно возрастут, если договор с покупателем будет составлен неправильно.
Загадка «экономической обоснованности» появилась в Налоговом кодексе более трех лет назад. Однако инспекторы и бухгалтеры еще долго будут ломать над ней голову. Этой проблеме был посвящен недавний семинар. На нем заместитель начальника отдела Управления налогообложения прибыли ФНС Ольга ЛАПИНА высказала свое мнение по некоторым наболевшим вопросам.
Ваш шеф решил расширить свой бизнес и открыть новую фирму. Но, не желая тратиться на юристов, повесил это на вас. Попробуем разобраться с этой проблемой вместе.
Первичные документы законодательство о бухучете предписывает составлять и (когда необходимо) передавать контрагентам. А вот счета-фактуры глава 21 Налогового кодекса весьма беспорядочно велит то составлять, то выставлять, то выписывать. Что это - разгильдяйство законодателей, которые, сочиняя текст главы, все время выбирали слова наобум? Или же в каждое из них заложен некий тайный смысл? Попытки его обнаружить приводят к занятным выводам, на которые авторы кодекса вряд ли рассчитывали.
Могут ли внутренние документы фирмы, отчеты и служебные записки ее работников помочь вам что-то доказать в споре с налоговой? Стоит ли тратить время на их составление? «Бумажка лишней не бывает», – заверят одни бухгалтеры. «Нечего плодить макулатуру. Все равно наши внутренние документы ничего не доказывают, они ведь односторонние», – убеждены другие. Кто прав? Как и в любом деле, здесь важна золотая середина.
Бухгалтеры обязаны оформлять новые пенсионные свидетельства. Но как быть, если нужен дубликат? Понятно, что лишний раз тащиться в Пенсионный фонд никому не хочется.
Единого документа, который рассказывал бы, как применять бланки строгой отчетности, у нас до сих пор не было. Принять его законодатели обещали еще два года назад – когда появился закон о ККТ (от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). И вот наконец 31 марта 2005 года в свет вышло Положение об осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утв. постановлением Правительства № 171). Посмотрим, что нового принес нам этот документ.
Над тем, к какой из этих двух групп отнести в налоговом учете те или иные доходы, обычно голову особо не ломают. Какая, казалось бы, разница, если в любом случае налог на прибыль с них заплатить придется. Однако иногда разница есть: признав как можно больше доходов в качестве доходов от реализации, вы сможете законно уменьшить налог.
Главный бухгалтер - не простой работник компании. И увольнение с этой должности имеет свою специфику. Чтобы не натолкнуться на подводные камни и не навредить себе, главбуху нужно знать, как правильно уйти «по собственному желанию» и как защитить себя, если на это намекают другие.
Сотрудник вашей фирмы решил взять кредит. Но вот проблема: «белая» зарплата работника не соответствует требованиям банка. Чтобы получить справку с большими доходами, работник может использовать не только просьбы, но и угрозы. И какое бы вы ни приняли решение, вас могут ждать неприятности. Если выдадите «липовую» справку, можете подставить и себя, и фирму. Если откажетесь, пойдете на конфликт с работником.
Основная проблема многих фирм – уплата НДС с полученных авансов. Согласитесь, это не очень удобно. Деньги от покупателя вы получили, но перечислить их в полном объеме поставщику не получится. Часть этих денег уйдет в бюджет. Можно ли что-то сделать в такой ситуации? Безусловно, можно.