Мы уже рассказывали читателям, как рассчитывается плата за размещение отходов для специализированных организаций ЖКХ[1] и как получить льготу по плате в части, приходящейся на размещение отходов населения. Прошло достаточно много времени, появились новые нормативные документы, разъяснения уполномоченных органов, накопилась разнообразная арбитражная практика. В статье мы уделим внимание основным вопросам, которые волнуют наших читателей.
Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. Все материалы из источника
Не секрет, что при проверках объектом пристального внимания сотрудников налоговых органов становятся оказанные налогоплательщикам услуги – консультационные, маркетинговые, юридические. Именно они, по мнению налоговиков, являются «слабым звеном», в отношении которого легко доказать несоответствие предъявляемым НК РФ требованиям, главным образом для включения в состав расходов по налогу на прибыль и в вычет по НДС. Судебная практика по данному вопросу до сих пор была достаточно противоречивой, но 18 марта 2008 года Президиум ВАС принял Постановление № 14616/07, в котором сформулировал неожиданный и приятный для налогоплательщиков подход к оценке правомерности включения в расходы юридических услуг. Но обо всем по порядку.
Состояние сетей коммунального хозяйства, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Так, в среднем по России потери воды в водопроводах составляют 15%, а в отдельных городах – 25%. «Нерадужные» цифры и по теплу: потери сегодня достигают 30%, а в некоторых случаях и 50%. Данное положение усугубляется ростом количества аварий. Поэтому снижение потерь коммунальных ресурсов – одна из целей реформирования ЖКХ. А пока реформа набирает обороты, вопросы налогообложения технологических потерь, ввиду значительности размеров последних, являются весьма актуальными для ЖКХ. Позиции чиновников и судей по данной проблеме, как и в большинстве других случаев, расходятся. Рассмотрим их подробнее.
Наконец, вы заключили сделку, которая может кардинально улучшить благосостояние компании. И все вроде бы хорошо: договор подписан, а возможно, уже исполнен, как вдруг суд заставляет произвести двухстороннюю реституцию – возвращение сторон в исходное положение. То есть все труды идут насмарку, и прибыль, которая была практически осязаема, в один миг превращается в нереализованные возможности. Но и это еще не все: в результате хозяйственных операций, осуществленных во исполнение сделки, начислены налоги, которые теперь надо пересчитывать.
Казалось бы, что нового можно сказать по этой теме? Она не покидает заголовки статей на протяжении многих лет, поэтому бухгалтер наверняка досконально изучил ее. Но не стоит забывать, что в условиях устоявшейся правовой базы курс налоговой политики государства задают не новые законы, а комментарии уже принятых документов, выпущенные уполномоченными ведомствами.
Управляющие организации кровно заинтересованы в том, чтобы потребители вовремя вносили плату за жилое помещение и коммунальные услуги, ведь именно полученные от жильцов средства являются источником погашения задолженности перед ресурсоснабжающими предприятиями, а также другими контрагентами. В связи с этим управляющие организации предпринимают самые разнообразные меры. Самая крайняя – это обращение с иском в суд. Но широко распространены и такие «мягкие» способы воздействия на население, как проведение стимулирующих розыгрышей. Они не только призваны поощрять дисциплинированных плательщиков, но и в целом работают на имидж организации. Что учесть при проведении такого розыгрыша? Как отразить операции в бухгалтерском учете? Какие налоговые обязательства возникают у управляющей организации?
В предыдущем номере журнала мы начали рассматривать крупные сделки. При этом среди прочих вопросов ответили на следующие: какие сделки относятся к крупным, а какие нет, как суды понимают взаимосвязанность сделок? Выяснили, как следует подсчитывать активы, со стоимостью которых необходимо сравнивать сумму сделки. Указали на особенности заключения крупных сделок по приобретению и отчуждению имущества. Разобрались с тем, какие сделки не требуют одобрения, а также отдельно остановились на аренде.
В редакцию журнала поступил вопрос от читателя: по какой подстатье Классификации операций сектора государственного управления[1] следует производить оплату рентных платежей? Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо выяснить, в каких ситуациях производятся данные выплаты. В этом поможет данная статья: в ней освещено правовое регулирование взаимоотношений, при которых возникают обязательства по выплате рентных платежей, а также рассмотрено их оформление в бухгалтерском и налоговом учете.
Комментарий к Письму Фонда социального страхования Российской Федерации от 18.10.2007 № 02-13/07-10008.
Комментарий к Письму Министерства финансов Российской Федерации от 13.11.2007 № 03-03-06/2/211.
При удержании НДФЛ с работников организаций возникают различные неординарные ситуации, чем объясняется появление у работников бухгалтерских служб тех или иных вопросов по его исчислению и удержанию.
При проверках налоговые органы часто используют в качестве основания для доначисления налогов, пеней и штрафов получение необоснованной налоговой выгоды (термин, пришедший на смену понятию «недобросовестный налогоплательщик»). Понятие налоговой выгоды, а также основания для признания ее получения необоснованным описаны в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее – Постановление № 53). В настоящий момент сложилась обширная арбитражная практика по обжалованию решений налоговых органов, в которых основанием для доначисления является получение необоснованной налоговой выгоды. Анализу такой судебной практики и посвящена данная статья.
Письмо Минфина РФ от 12.02.2008 № 03-11-04 /3 /65 посвящено вопросам выбора режима налогообложения при оказании населению услуг по ремонту бытовой техники. Потребители, которые пользуются услугами ремонтной мастерской, делятся на две категории: те, кто оплачивает данные услуги в полном объеме, и те, кому они оказываются бесплатно.
Минфин в Письме от01.04.2008 № 03-11-0 4/2/63 вновь обратился к вопросу о возможности включения в состав расходов при УСНО страховых взносов по ОСАГО и, проанализировав нормы действующего законодательства, запретил учитывать эти суммы при исчислении единого налога. Необходимо отметить, что, хотя к этой теме фискальные органы обращались не раз, их мнения по данному вопросу расходятся. В настоящей статье мы попытаемся разобраться в сложившейся ситуации, постараемся понять логику финансового ведомства и ответить на вопрос: прав Минфин в этом вопросе или нет?
Комментарий к Письму Министерства финансов Российской Федерации от 06.03.2008 № 03-04-06-01/49.
Бывает, что сомнения бухгалтера в правильности его действий абсолютно не связаны с внесением изменений в те или иные нормативные документы. Иногда сомнения возникают после внимательного прочтения давно известных положений, регламентирующих бухгалтерский учет или налогообложение. В частности, такой ситуацией является практическое применение абз. 1 и 2 п. 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», согласно которым, с одной стороны, одним инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, а с другой – при наличии у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Полагаем, что многие из бухгалтеров, оформляя акты ввода основных средств в эксплуатацию, задумывались над этими требованиями ПБУ 6/01.
В продолжение темы о подотчетных суммах рассмотрим следующие вопросы. Может ли организация произвести уплату налогов и сборов наличными деньгами через подотчетное лицо? Какие трудности ожидают предприятие на этом пути? Как налоговые органы учитывают данные платежи? В чью пользу складывается арбитражная практика?
При переходе на упрощенную систему налогообложения организация освобождается от обязанности по уплате налога на прибыль, налога на имущество и ЕСН, а также НДС, за исключением НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а индивидуальные предприниматели – НДФЛ, ЕСН и налога на имущество и НДС, кроме отдельных случаев. Все эти налоги заменяет налог, уплачиваемый в связи с применением УСНО. Однако действующее законодательство не освобождает «упрощенцев» от исполнения обязанностей налоговых агентов.
Создание и использование резервов – довольно распространенный бухгалтерский и налоговый инструмент для управления прибылью организации. Кроме того, создание резервов позволяет равномерно включать в себестоимость продукции отдельные виды затрат.
В эпоху развития информационных технологий законодатели не перестают корректировать порядок взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов. Изменения в налоговом законодательстве, вступившие в силу 1 января 2008 года, расширили список лиц, обязанных представлять налоговую отчетность в электронном виде. Стремление налоговиков хоть немного упростить себе жизнь делает данный список еще шире, причем зачастую они превышают свои полномочия. Тот факт, что НК РФ довольно скуп на нормы, касающиеся электронной отчетности, добавляет неразберихи.