Одни эксперты называли 2011 год посткризисным, другие — напротив, предкризисным. Банки существенно улучшили свои финансовые показатели, нарастили кредитные портфели, сократили долю просроченной задолженности. В то же время дальнейшее развитие потребует капитала, с привлечением которого у кредитных организаций в этом году могут возникнуть трудности.
Banki.ru. Все материалы из источника
2011 год эксперты называют годом интернет-банкинга. У некоторых кредитных организаций количество пользователей ИБ увеличилось в несколько раз. Наиболее продвинутые банки сделали ставку на обслуживание клиентов через смартфоны.
В уходящем году банки довольно смело экспериментировали с рекламой: одни привлекали звезд мирового уровня, другие использовали откровенные женские образы. Стало заметно, что кредитные организации все чаще с юмором подходят к позиционированию себя на рынке и продвижению продуктов.
Уходящий год стал для банков рекордным по объему выдачи кредитов. Игроки, пережившие прошлый кризис, в первой половине года окончательно восстановились. Однако уже осенью финучреждения столкнулись с дефицитом ликвидности, заставившим их повысить ставки как по вкладам, так и по кредитам.
Куда податься бедному клиенту банка? Попытки Минфина немного усложнить жизнь банкам в пользу клиентов предсказуемо наткнулись на сопротивление лоббистов — Ассоциации российских банков.
Банковские вклады в России уже давно не рассматриваются всерьез в качестве способа инвестирования. Процент по ним обычно не дотягивал до инфляции, а на рынке существовало множество более интересных альтернатив: акции, ПИФы, доллар, жилье. Даже всякая экзотика типа «металлических счетов» и золотых монет — и то «инвестиции», а обычный срочный вклад в банке — это для тех, кто ничего не понимает в размещении сбережений.
Во вторник в пресс-центре портала Банки.ру прошло очередное заседание Клуба банковских аналитиков и макроэкономистов, в ходе которого его участники обсудили экономическую и финансовую ситуацию в России в свете прошедших парламентских выборов и последовавших за ними акций протеста.
Мошенничество в интернет-банкинге за последние годы стало сверхприбыльным бизнесом с миллиардными оборотами. По прогнозам аналитиков, в этом году ущерб от киберпреступников может увеличиться в четыре раза. Кредитные организации сетуют на то, что им сложно взаимодействовать с правоохранительными органами при раскрытии таких преступлений.
Каждый уважающий себя крупный розничный банк периодически заявляет о том, что стремится быть клиентоориентированным. О том, как это реализуется на практике и существуют ли четкие стандарты, по которым можно качественно обслуживать клиентов, порталу Банки.ру рассказали в ряде кредитных организаций.
Бумажной работы стало меньше. Даже самой застарелой бюрократии когда-нибудь наступает конец. В последней декаде декабря ушедшего года случилось событие, которое большинство банковских сотрудников и их клиентов уже и не надеялись увидеть своими глазами. Наконец-то был отменен обязательный контроль банками правильности соблюдения кассовой дисциплины клиентами-юридическими лицами.
Банки уже давно страхуют свои риски, связанные с мошенничеством в Интернете, в отдельных случаях — риски юрлиц, использующих ДБО. Частным пользователям интернет-банкинга при получении возмещения стоит рассчитывать только на лояльность кредитной организации. Впрочем, ситуация может измениться: страховщики начали создавать массовый продукт и для физических лиц.
Одна из наиболее обсуждаемых сегодня проблем современной экономической мысли в мире — введение так называемого налога на роскошь. По различным социологическим опросам, данную инициативу поддерживает 50—60% жителей России. Как утверждают апологеты данного налога, он поможет устранить социальную несправедливость и наполнить пустеющую казну.
В среду в пресс-центре портала Банки.ру прошла встреча с генеральным директором интернет-сервиса Вдолг.ру Антоном Тарасовым. Сервис взаимного кредитования населения появился в России не так давно, но количество его пользователей уже превысило 30 тыс. Участники банковского рынка считают, что подобные услуги имеют полное право на жизнь и могут гармонично сосуществовать с другими видами кредитования.
Зависимость банков от средств ЦБ РФ усиливается. В октябре кредитных организаций, пользующихся займами в рамках сделок РЕПО, стало больше на 32. Банк России пока не возобновляет беззалоговые аукционы, ограничиваясь расширением ломбардного списка.
Продажа банком кредитного портфеля другому игроку способна немного нарушить привычный образ жизни заемщика. Смена маршрута, по которому он раз в месяц ходит погашать долг, — это самое безобидное последствие перехода прав требований по займу. Иногда клиент неожиданно узнает о том, что у него испорченная кредитная история после того, как уже исполнил свои обязательства перед новым банком.
Российские кредитные организации все активнее начинают оказывать услуги через Интернет. Сайт банка — это уже не просто витрина, а инструмент, позволяющий, например, получить кредит. Компания «Ашманов и партнеры» совместно с порталом Банки.ру подготовила исследование, сравнив качество такого сервиса у разных банков.
Традиционно считается, что карту с овердрафтом получают «зарплатники», а кредитной карточкой пользуются клиенты «с улицы». Однако разница между этими двумя продуктами стирается.
Совокупный розничный кредитный портфель банков увеличился в сентябре на 3,6%. Прирост был обеспечен в основном рублевыми выдачами. При этом просроченная задолженность выросла всего на 1,5%, но исключительно за счет валютных ссуд.
Вклады и займы в экзотических валютах появились на российском рынке относительно недавно. Заемщиков привлекали низкие ставки по таким кредитам, вкладчиков — положительная динамика курсов. Взрывной рост стоимости валют, который случился осенью, преподнес любителям экзотики немало сюрпризов.
Львиную долю персонала банка составляют люди, выполняющие однообразную техническую работу в строгом соответствии с заранее, еще до их прихода, утвержденными должностными инструкциями.