По данным исследования EUFederation Factoring and Commercial Finance в Англии факторинг используют порядка 41 тысячи компаний, в России же факторинг используют чуть более 9 тысяч предприятий. При этом размер ВВП Соединенного Королевства за 2014 год составил $2 420 млрд. против $2 560 млрд. ВВП РФ. ifactoring.ru решил выяснить, с чем связана привычка использовать факторинг.
ifactoring. Все материалы из источника
Компанию, которая начинает работать по факторингу, в первую очередь интересует максимально возможный срок отсрочки платежа и размеры лимитов на их покупателей. Редко кто задумывается о том, что Фактор делает или не делает с той дебиторской задолженностью, которую ему передает Клиент. Но, как выясняется впоследствии, УДЗ, которое осуществляет факторинговая компания, играет далеко не последнюю роль в повышении устойчивости бизнеса ее Клиентов и положительно влияет на качество платежной дисциплины.
На прошлой неделе Ассоциация Факторинговых Компаний опубликовала статистические данные по рынку факторинга за 1 квартал 2015 года.
Кризис в экономике, повлекший за собой падение деловой активности во многих отраслях, и снижение рентабельности бизнеса, напрямую повлияли на аппетит к риску кредитных институтов. В факторинге ужесточение требований коснулось как поставщиков, так и их покупателей. Причем последних в большей мере, так как при оценке потенциальных рисков в фокусе факторинговой компании находится именно качество дебиторской задолженности.
Резкие колебания курсов валют, напряженная геополитическая обстановка, сокращение потребительского спроса, проблемы с кредитованием, ухудшение платежной дисциплины – «скромный» букет проблем, с которыми столкнулся российский бизнес в последние месяцы. О том, как изменились подходы к оценке рисков у российских предпринимателей, спрашивает у бизнесменов ifactoring.
Как сообщили ifactoring.ru коллеги из НФК, организация, которая приняла решение о работе по факторингу, одновременно рассматривает предложения от 3-4 факторинговых компаний и банков. Переговоры могут затянуться на срок до полугода по ряду причин. Как быстро сама компания готова начать работу по факторингу, смог ли кто-то из Факторов предложить решение, удовлетворяющее потребности компании, насколько комфортными были предложенные условия и, разумеется, оперативность самих Факторов.
Для многих компаний основным и зачастую единственным критерием успешности является прибыль. Это разумный подход к оценке эффективности бизнеса, поскольку задача любой коммерческой организации - генерировать положительный денежный поток акционерам и инвесторам. Однако беда этого подхода в том, при его использовании остается недооцененным процесс стратегического планирования.
По итогам 2014 года сохраняется тенденция замедления темпов роста рынка факторинга. Так, оборот вырос на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (32% в 2013 году), а портфель снизился на 20 млрд. рублей или на 6% по сравнению с 2013 годом (отрицательная динамика портфеля отмечена впервые с 2009 года).
После введения санкций (и пусть от этого слова уже нервно потряхивает) деловые СМИ буквально взорвались материалами на тему «Товары, экспортируемые Россией на мировой рынок помимо нефти и газа». В контексте высокой волатильности цен на нефть эта тема продолжает набирать очки по шкале актуальности. Меж тем, похвастаться нам действительно есть чем. Сегодня ifactoring.ru публикует интервью сразу с двумя первопроходцами (каждый в своей отрасли) несырьевого экспортного рынка России.
Уже очевидное существенное снижение темпов роста экономики бьет по карману не только самых необеспеченных жителей страны, но и тех, кого относят к среднему классу – покупательская способность населения падает, и многие производители и ритейлеры рапортуют о том, что покупатели стали «затягивать пояса».
Рынок бытовой техники и электроники после провала в 2009 году показал за последние 4 года достаточно уверенный рост с 444,24 млрд. руб в 2009 году до 782,3 млрд. руб. в 2013[2]. Но увы, по результатам 2013 года отрасль показала самый низкий прирост за последние годы – всего 2,4%.
Прежде чем начинать писать этот материал, мы решили немного покопаться в словаре фразеологизмов и крылатых выражений. Так вот, долг, по словам многих, несомненно уважаемых людей, ни к чему хорошему не приводит...
В 2013 году в категории "Исследования в рамках теории вероятности" Шнобелевскую премию получил лауреат за выведение математической последовательности: чем дольше корова лежит на земле, тем больше вероятность, что она встанет в ближайшее время, но как только корова встала, предсказать, когда она снова ляжет, затруднительно. С дебиторской задолженностью также – чем дольше контрагент не оплачивает Вам счет, тем выше вероятность того, что Вы пойдете в суд.
Задумывались ли Вы, сколько ваша организация тратит денег на бумагу? Письма, приказы, распоряжения, договоры, счета, накладные, акты… В среднем, офисный сотрудник использует около 10 000 листов бумаги в год[1]. Добавьте сюда еще затраты на хранение документов, расходных материалов на копировальную технику и ее обслуживание. А сколько гектаров леса ежегодно вырубается для производства бумаги… Идея отказа от бумажного документооборота в торговой деятельности обсуждается очень давно.
Поставщик: компания, занимающаяся поставками оборудования для пекарен, а также его установкой и последующим гарантийным обслуживанием и ремонтом. Покупатели: федеральные сети. Задача: решить вопрос с нехваткой оборотных средств, необходимых для исполнения заказов клиентов, удовлетворяя их жестким требованиям о предоставлении длительной отсрочки платежа.
Если спросить сотрудников факторинговых компаний, что интересует потенциальных клиентов больше всего, то наверняка с большим отрывом победит ответ «Сколько стоят ваши услуги?». Как это ни странно, прямого ответа на этот вопрос не дадут ни в одной факторинговой компании.
По итогам 2013 года оптовая торговля продуктами питания заняла 18% в обороте рынка факторинга[1]. Это одна из «любимых» отраслей Факторов: короткая оборачиваемость дебиторской задолженности, устойчивый спрос со стороны конечных потребителей и более-менее информативная база данных по покупателям. Однако наравне с очевидными плюсами есть минусы. Например, то, что продукты имеют свойство быстро портиться, а это чревато возвратами товара, отгрузки которого были ранее профинансированы Фактором.
Специфика автомобильного рынка в том, что преимущество получает тот дилер, который предоставляет покупателям самую длинную отсрочку платежа. Компания старалась "переиграть" своих конкурентов на 2-3 недели по сроку предоставляемой отсрочки. При этом большинство клиентов дилера – компании в удаленных регионах, предпочитающие оплачивать товар лишь по факту поступления его на склад.
Согласно данным Ассоциации факторинговых компаний большая часть оборота рынка приходится на обслуживание дебиторской задолженности компаний, занимающихся опытой торговлей. В то же время доля обработки и производства в обороте Факторов с каждым годом растет, оставаясь при этом потенциальным источником роста бизнеса ряда факторинговых компаний и банков.
«Отсрочка платежа – всегда большой риск, но он многократно увеличился когда компании одна за другой сталкиваются с финансовыми трудностями. С одной стороны, мы понимали необходимость предоставления длительных отсрочек своим клиентам, с другой – нам нужны были оборотные средства. Мы искали инструмент который помог бы решить нам эти проблемы. И мы его нашли» - вспоминает кризис 2008-2009 годов Михаил Валерьевич Медведовский.