Малый и средний бизнес

Как малому бизнесу соперничать с крупными сетями

Зачастую у владельцев малого бизнеса есть конкуренты-монополисты: у маленьких кафе - крупные фастфуд-сети, у продуктовых “у дома” - большие супермаркеты, у магазинов товаров для дома, спорта или книг - онлайн-маркетплейсы вроде OZON и Яндекс.Маркета.
Как малому бизнесу соперничать с крупными сетями

У меня как у владельца магазина сантехники тоже есть крупные конкуренты — Леруа Мерлен и все те же маркетплейсы. Иногда смотришь на них и прям руки опускаются — они и низкие цены предлагают, и товары на дом на следующий день доставляют, и вообще у всех на слуху. Но если бы конкурировать с ними было невозможно, то маленькие бизнесы бы не существовали, а они все таки есть!

Мне очень интересна тема соперничества с крупными сетями, периодически я изучаю ее, беру на заметку и пробую разные стратегии. Вот какие основные моменты я выделил.

Найти свою нишу и не пытаться конкурировать с «крупняком» в том, что вы все равно не способны предложить

Чем обычно «подкупают» крупные сети? Низкими ценами и большим количеством розничных точек. А владельцы маленького магазина не могут договориться с поставщиком и закупить огромную партию товаров со скидкой, и уж тем более не могут открыть 10 точек по всему городу. Но на самом деле им это и не надо — они должны быть хороши в другом.

Например, почему так популярны пивные магазины, которые сейчас открывают чуть ли не в каждом жилом доме в спальных районах? Они предлагают редкое крафтовое пиво, которое не купишь в обычном супермаркете. В итоге многие люди, конечно, идут в «Пятерочку» за продуктами, но также потом заходят в ближайшую «разливайку» за любимым лагером или сидром.

Аналогично и с другими магазинами — книжные могут начать специализироваться на комиксах, спортивные — на аксессуарах для походов, рыбалки или женского фитнеса, продуктовые — на хороших овощах и фруктах или домашних сырах. Главное найти свою нишу и выйти на клиентов, которым эта ниша интересна.

Проанализировать ассортимент, чтобы снизить цены и предложить клиентам то, чего нет у конкурентов

Конечно, маленьким магазинам трудно конкурировать с крупными в плане цен, но это не значит, что на это на забить и повесить на все огромные ценники. Важно снижать закупочные цены. Ведь у владельцев малого бизнеса очень много расходов — аренда, налоги, зарплата сотрудников сжирает прибыль, и в итоге многие работают в ноль и даже себе в убыток.

Такого конечно нельзя допускать. Особенно сейчас, когда товары многих европейских брендов стало гораздо дороже возить в Россию. Поэтому важно искать альтернативных поставщиков, которые предлагают более низкую закупочную цену и при этом не хуже по качеству. Тут стоит обратить внимание на Китай, Турцию, и конечно российские бренды.

Вообще молодые российские бренды — недооцененное золото. Сейчас появилось много хороших отечественных производителей самых разных товаров — от продуктов питания и алкоголя до одежды, косметики, мебели и сантехники. Многие из них появились совсем недавно и продаются только в социальных сетях. Так что если вы начнете продавать их в розницу, в плюсе будут все — производитель выйдет на новую площадку сбыта, а вы разнообразите ассортимент, привлечете новую аудиторию и будете продавать то, чего возможно нет у конкурентов.

Найти партнеров среди тех, кто не является вам конкурентами, и рекламировать друг друга

Например, друг друга могут рекламировать шиномонтаж и мойка, пивная и бургерная, магазин молочки и магазин мяса, студия маникюра и парикмахерская. В общем, что-то, что обычно «идет в комплекте» к вашим товарам и услугам, но не продается у вас. В идеале это должен быть такой же малый бизнес по соседству или в одном районе с вашим. Можно устраивать совместные активности, предлагать клиентам своего магазина скидки на товары партнера, а он будет давать скидки на ваши.

Предлагать клиентам самые разные способы оплаты — так же, как и крупные конкуренты

СБП, платежи по QR-коду, рассрочки и POS-кредиты — способов оплаты сейчас намного больше, чем просто наличные и карты. И предлагать их нужно все, чтобы случайно не упустить клиента. Ведь всем людям удобно платить по разному. Кто-то забыл дома карту и хочет перевести деньги за товар через мобильное приложение, а у кого-то прямо сейчас на счету нет достаточной суммы и поэтому он хочет оформить рассрочку.

Не беря в расчет нужды этих клиентов, вы их просто теряете. Человек мог бы купить товар в рассрочку у вас, но в итоге пойдет на OZON, потому что там рассрочка есть, а у вас нет.

Выстроить теплые отношения с каждым клиентом

Крупные компании не могут позволить себе ту роскошь, которая доступна для владельцев малого бизнеса — ежедневно лично общаться с клиентами и строить с ними теплые отношения. Конечно если кафе подает испорченную еду, а магазин — дорогие и некачественные товары, его не спасет даже самый душевный владелец. Но если клиента устраивает ваш сервис и при этом у вас с ним хорошие отношения, он скорее выберет вас, чем безликий маркетплейс. Ведь так приятно зайти в любимый магазин у дома и переброситься парой слов с веселым дружелюбным продавцом.

В общем надо помнить постоянных клиентов по именам (просто в голове это не удержишь — обязательно вести CRM), приветливо и дружелюбно общаться, проявлять чуткость и видеть, когда клиент расположен к небольшому разговору «о погоде», когда нуждается в консультации, а когда хочет, чтобы от него отстали. Ведь чрезмерная навязчивость продавцов тоже зачастую отпугивает. И конечно не забываем про скидки, бонусы, программы лояльности.

Притом советам этим надо как учить продавцов, если они есть, так и следовать им самому. Очень полезно чтобы владелец малого бизнеса видел работу своего предприятия изнутри и сам общался с клиентами. Это поможет не отрываться от реальности и знать, что вообще происходит в компании — важно не только для установления дружеских отношений с клиентами, но и для контроля всех процессов в целом.

Начать дискуссию

Валюта

Частные инвесторы получат доступ к внебиржевому валютному рынку

Инвесторы смогут покупать иностранную валюту на внебиржевом рынке и сохранить свои сбережения от возможного обесценивания рубля.

Проверки

Прокуратура отклонила больше 270 тысяч заявок на проверки бизнеса

Прокуроров попросили не гнаться за показателями в сфере контрольно-надзорной деятельности, а заниматься профилактической работой с предпринимателями.

Проверки

Чтобы не кинули

Новость: «В Уфе во время тренинга за долги задержан финансовый коуч». Занятно, не так ли. Вы бы пошли на тренинг по финансам к тому, у кого просроченные долги и ведется исполнительное производство? Думаю, нет… если бы конечно ЗНАЛИ про долги.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Маркетинг

Когда контент-маркетинг не работает

Контент-маркетинг приходит на смену навязчивой рекламе. Особенно это заметно в тех сферах, где в приоритете — не желание быстрее продать, а долгосрочные отношения с клиентами. Но что делать, если все попытки оказались безрезультатными? Мы проанализировали, какие ошибки чаще всего совершают компании и готовы поделиться с вами этой информацией.  

Когда контент-маркетинг не работает

На улучшение жилищных условий материнский капитал направили 590 тысяч семей

Больше 590 тысяч семей оплатили основной долг или первоначальный взнос по ипотеке за счет средств материнского капитала.

Кадры

Главный санитарный врач уже дала рекомендации работодателям на эпидемический сезон 2024-2025

26 июля вступило в силу постановление Главного государственного санитарного врача РФ Анны Поповой от 17.06.2024 № 7 о мероприятиях по профилактике гриппа, острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2024-2025 годов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

☀️ Успейте купить курсы повышения квалификации и профподготовки со скидками до -79%. Старт обучения уже завтра, 1 августа

Сегодня, 31 июля, последний день, когда вы успеваете купить курсы повышения квалификации и профпереподготовки с выгодой до 79%. Не теряйте времени — записывайтесь прямо сейчас! Старт всех потоков на всех программах 1 августа.

За полгода малый и средний бизнес получил 208 млрд рублей под «зонтичные» поручительства

Каждый третий предприниматель не смог бы получить кредит без поручительства от Корпорации МСП.

Календарь вебинаров для бухгалтера в августе 2024. Выбирайте и смотрите!

Собрали для вас анонсы вебинаров на август 2024 года. Сохраняйте в закладки! Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в августе 2024. Выбирайте и смотрите!
1

ФНС: в НК есть дедушкина оговорка для инвесторов

Бизнес сетует, что в НК закрепили право вводить разовые налоги, а также увеличили налог на прибыль до 25%. Как в таких условиях рассчитывать инвестиционные проекты? Налоги надо закрепить минимум на 10 лет, считает бизнес.

⏸️ Компании могут приостанавливать выплату дивидендов потерявшимся акционерам: закон принят. Комментарий юриста

Акционеры, которые не выходят на связь в течение двух лет, останутся без дивидендов. До тех пор, пока не обновят сведения о себе.

Госдума ужесточает наказание за преступления мигрантов

Иностранцам запретили оформлять больше 10 сим-карт, а за незаконную миграцию можно получить пожизненный срок и расстаться с имуществом.

👉 Бизнес хочет, чтобы были четкие критерии признания основных средств недвижимостью

За движимые ОС не платят налог на имущество организаций, а за недвижимые – платят. Но является ли конкретный объект ОС недвижимостью или нет – не всегда понятно. По этому поводу часто возникают споры.

Ведение бизнеса

5 стратегий увеличения онлайн-продаж для вашего бизнеса

Онлайн-продажи продолжают стремительно расти, но наряду с действительно уникальными возможностями предпринимателям становится все сложнее завоевать сердца покупателей. Рассказываем, как продавать онлайн в 2024 году, чтобы результаты радовали, а не огорчали.

5 стратегий увеличения онлайн-продаж для вашего бизнеса
Общество

❌ Члены Правительства РФ больше не ведут прием граждан

Это закрепило постановление Правительства от 25.07.2024 № 1007.

Вступило в силу решение о национализации активов «Макфы»

Активы холдинга «Макфа» по производству макаронных изделий обратят в доход государства.

ФНС России опубликовала обзор решений по жалобам

(Письмо ФНС России от 21.06.2024 № КЧ-4-9/7026). В обзор включили 30 эпизодов по самым распространенным спорам (🙊 в том числе один из них — мой). Прикладываю полный текст письма и расскажу о трех интересных.

ФНС России опубликовала обзор решений по жалобам
1
Зарплата

📅 Как работаем и отдыхаем в августе

Завтра будет первый рабочий день нового месяца.

Как составить сообщение о реорганизации для сайта Федресурс (в форме преобразования)?

Сообщение о реорганизации в форме преобразования публикуется на сайте Федресурс на основании пп. «н.6» ФЗ № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001.

Как составить сообщение о реорганизации для сайта Федресурс (в форме преобразования)?

Интересные материалы

Как торговой организации на УСН учесть операции от продаж на маркетплейсе

При сотрудничестве с маркетплейсом, организация заключает агентский договор. Согласно ему, маркетплейс удерживает комиссию, и перечисляет остаток суммы за продажу товара. Рассказываем, как организации на УСН учесть все поступления от продаж.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру