НДФЛ нерезидента за истекший год. Кто должен платить: работодатель или сотрудник?
Что нужно сделать компании в новом году с НДФЛ работника, который утратил статус налогового резидента? — вопрос, который мы часто получаем в последнее время от наших клиентов. Кажется, что ответ на него очевидный. Но это не совсем так.

Для начала давайте вспомним матчасть. При утрате статуса налогового резидента по итогам года сумма НДФЛ должна быть пересчитана по ставке 30% и удержана работодателем из доходов специалиста. Вот тут-то и возникают сложности.
Для наглядности приведем пример. Допустим, доход работника 200 000 рублей. Значит, по итогам 2022 года фирма должна будет доплатить 34 000 с каждой выплаты, или в годовом выражении – 408 000 рублей. Если в 2023 году работодатель будет удерживать эту сумму с каждой выплаты работнику, то сумма удержаний будет более 30%.
Однако в соответствии со статьей 138 Трудового кодекса общий размер всех удержаний с одной выплаты в рассматриваемом случае не может быть больше 20%. Что же делать?
Честно об этом сообщить в инспекцию. Сделать это нужно письменно, таковы требования пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса. Предельный срок извещения: 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Используйте для сообщения форму 6-НДФЛ. Получив ваше извещение, ревизоры отправят сотруднику уведомление о доплате НДФЛ самостоятельно. Работник, утративший статус резидента, должен перечислить налог не позднее 1 декабря следующего года.
Так же обратим внимание, что в описанной ситуации работнику не надо самостоятельно подавать декларацию по форме 3-НДФЛ. А вот если фирма НДФЛ не удержала и не известила об этом ревизоров, то специалист все же должен будет направить декларацию и перечислить налог.
Информации об авторе
Этот пост написан блогером Трибуны. Вы тоже можете начать писать: сделать это можно .

