Как не обжечься на уловках арендаторов?

Как понять, когда арендатор испытывает трудности, а когда просто хочет сэкономить?
Как не обжечься на уловках арендаторов?

Торговые центры по-прежнему в зоне турбулентности из-за закрытия известных магазинов международных марок. Покупатели не доходят до оставшихся в ТЦ магазинов, что влияет на работу торговых площадок в целом. По данным РСТЦ, весной по посещаемости торговые центры потеряли 10-15% к 2019 и 2021 годам. Там, где были крупные иностранные игроки, падение доходов по аренде составило до 20-25%, где больше отечественных игроков — падение менее серьезное.

Сегодня, владельцев и управляющих торговых центров, волнуют многие вопросы. Как эффективно «рассадить» оставшихся арендаторов? Как грамотно выстроить работу с арендаторами в условиях падения трафика и выручки?

Доходы людей резко сократились, цены подскочили, на первое место выходит вопрос цены. Выиграет эту битву тот игрок, который сможет позволить себе дольше работать на грани рентабельности. Такие дискаунтеры, или магазины фиксированных цен, как Fix Price, «Светофор», «Все по 50», будут оставаться на плаву гораздо дольше и с более востребованы, чем «Азбука вкуса», «Лэнд», «Вкусвилл», которые закрывают нерентабельные магазины.

Покупатель стал избирательным, потребности целевых аудиторий изменились. У потребителя изменилось отношение к товарам и услугам не первой необходимости, из-за уменьшения денежных средств в кошельке.

Думаю, что в полном объеме ушедшие иностранные бренды не заменят ни отечественные производители, ни турецкие, ни китайские компании. Они не смогут тягаться с крупными игроками, потому что у них не выстроена логистика, реклама, нет грамотно подобранной ассортиментной линейки. В нашей стране еще пока нет выстроенного бизнеса мирового масштаба такого уровня: нет ни таких объемов, ни маркетинговых подходов, ни влияния на рынок, ни информационной обеспеченности. Но, актуализировать и улучшить концепцию ТЦ в России, можно, и нужно.

Трендом последних лет была реконцепция объектов, создание пространств с фудкортами, зонами отдыха и концептуальными магазинами.

Для актуализации концепции ТЦ девелоперским компаниям и арендаторам нужно проанализировать категории:

  • Посетители
  • Спрос
  • Реклама
  • Арендаторы
  • Локация
  • Общие концепции ТЦ
  • Конкуренция

Итогом такого анализа станет перечень конкретных действий, направленных на усиление внутренних преимуществ ТЦ, понимание ЦА и причин, по которым люди будут продолжать приходить, покупать товары и пользоваться услугами обновленного торгового центра в ближайшее время. В сегодняшних реалиях важно спрогнозировать товарооборот, на который должен выйти арендатор через полгода после открытия.

Новая жизнь «на районе» 

Наша компания последние несколько лет активно работаем над развитием районных ТЦ. И кризисы подтверждают востребованность и устойчивость такого формата торговой недвижимости. Социальная роль человека в районном ТЦ более заметна, чем в масштабных торговых центрах, что стало нравиться потребителям.

Еще несколько лет назад районные торговые центры представляли собой объекты с хаотичным набором арендаторов, своеобразной архитектурой, неудобными, рыночными планировками, потрепанным ремонтом, скромным продуктовым якорным арендатором и сомнительным фудкортом.

Собственники районных ТЦ до последнего были уверены, что смогут продолжать функционирование без каких-либо концепций, лишь за счет выигрышного месторасположения. Но спад покупательной способности в нынешних реалиях, нежелание покупателя тратить время на походы за продуктами, где помимо основного списка, приобретаются лишние позиции, изменили формат локальных торговых площадок.

Теперь районные ТЦ — это не просто маленький рынок с набором арендаторов, а полноценная площадка, подстраивающаяся под запросы целевой аудитории. В районных ТЦ открываются и фитнес-клубы, образовательные центры, книжные клубы, имиджевые лаборатории, и всевозможные зоны для досуга.

Конкурировать с онлайн-потреблением и китайскими ретейлерами, собственникам торговых центров становится сложнее. Районные проекты могут быть особенно востребованы в крупных городах России, где активно застраиваются новые жилые микрорайоны. Крайне необходимы форматы торговли, разработанные с максимальным учетом потребностей аудитории конкретного квартала.

Новые якорные арендаторы, которым не обязательно размещаться в крупных торговых центрах — это магазины фиксированной цены, аутлеты, дискаунтеры, дисконты, и другие магазины, способные держать более низкие цены на товары. Российские пенсионеры тоже являются активными потребителями товаров и услуг в магазинах, расположенных близко к дому. Поэтому на рынке останутся и продолжат развиваться не только пекарни, кондитерские и кофейни формата To Go, но и аптеки. Еда быстрого формата «на ходу» – это тоже новый «якорь» торгового центра.

Концепция районного торгового комплекса выигрышно смотрится в реалиях осознанного потребления, ведь, в условиях ограниченных площадей и качественного отбора арендаторов, нерентабельные локации сходят на минимум.

Сейчас, наиболее важная задача ТЦ состоит в том, чтобы привлечь современных  покупателей из онлайн–магазинов и заинтересовать концепциями офлайн торговой площадки.

По разные стороны

Для актуализации концепций работы торговых площадок, нужно грамотно выстроить работу с арендаторами. Как только начинаются волнения, к управляющей компаний торгового объекта поступают письма с просьбой о снижении ставки аренды. Работать по старым договоренностям для большинства ретейлеров с каждым месяцем становится труднее. Арендаторам нужна поддержка. Слабые арендаторы освобождают площади. Остальные должны получать точечную помощь от управляющей компании ТЦ.

Когда арендатор запрашивает скидку на аренду, он не всегда понимает, что собственник формирует стоимость арендной ставки, рассчитав все расходы, и снизить ее не всегда есть возможность. Часть из проблем и издержек, которые могут привести к снижению доходности бизнеса, арендатор решает покрыть за счет доходности бизнеса собственника. Изначально, эта стратегия выглядит не по-партнерски, но такова реальность, и мы оказываемся по разные стороны баррикад.

Конечно, причины, по которым арендаторы просят предоставить скидки, оказываются не всегда выдуманными, мы разбираемся в каждом конкретном случае. Даже, если речь об одном и том же арендаторе, мы допускаем, что в одной локации его бизнес может получать прибыль, а в другой нести убытки. В такой ситуации мы всегда готовы идти на уступки.

Уловка №22

Конечно, у нас не раз были ситуации с арендаторами, когда супермаркеты и другие продуктовые магазины во время кризисных ситуаций начинали запрашивать дополнительные скидки на аренду, обосновывая это тем, что все остальные арендаторы действительно испытывают трудности. Однако, мы не шли на уступки, зная, что в реальности продуктовый ретейл не только не находится в кризисе, а, наоборот, на подъеме. 

Есть ряд стандартных причин, которые декларируют арендаторы, чтобы снизить плату за помещения:

  • кризисное время, экономические трудности в стране;
  • экономические трудности в конкретной сфере;
  • падение спроса на продукт;
  • падение продаж в конкретной локации;
  • повышение закупочных цен;
  • изменение покупательской способности;
  • повышение цен на импортную продукцию;
  • снижение среднего чека и т.д.

Как не обжечься на уловках арендаторов?

Собственнику следует учитывать, что арендатор может требовать новых условий и скидок не по причине реального снижения доходов, а пользуясь кризисной ситуацией, чтобы сэкономить. Для того чтобы понять мотивы ретейлера, необходимо быть в курсе ситуации и на своем рынке, и на рынке оператора. Арендаторы, порой, полагают, что владелец ТЦ не будет разбираться в каждой ситуации отдельно и отправляют свои запросы общим пулом, запрашивая скидки и отсрочки на все свои точки. В этом случает помогает индивидуальный анализ каждой локации, что позволяет разобраться, где арендатору действительно нужна помощь, а где он идет на уловки, и нам нужно не обжечься. 

Конечно, помогают большая база арендаторов и налаженные контакты с ними. На основе этого возможно создавать ротацию в ТЦ. В такой ситуации арендодателя вряд ли получится напугать потенциальным съездом того или иного арендатора. Поэтому, если мы предоставляем льготы, значит бизнес действительно столкнулся с трудностями.

Чтобы сохранить арендаторов и привлечь новых, в условиях кризиса возможны разные способы. К примеру, предоставляются льготные рекламные места на фасаде здания или внутри ТРК, разрешаются дополнительные указатели на территории объекта и др.

Конечно, бывают ситуации, когда:

  • Арендатор начинает искать рычаги давления и устрашать тем, что съедет, если не получит скидку. Тогда мы предоставляем информацию, что на его место будет размещен другой арендатор, который встанет на его трафик и будет зарабатывать на его клиентах, улучшив качество услуг или подтянув маркетинг.
  • Арендаторы просят о снижении ставки, допустим, узнав, сколько платят соседние помещения или тот же бизнес в других локациях. В этом случае необходимо объяснить, что такие сравнения некорректны, так как под каждое помещение, сферу бизнеса, локацию рассчитывается своя ставка. Поэтому для того, чтобы организовать процесс помощи и поддержки арендаторов, необходимы четкие критерии оценки эффективности каждого из них.

Для владельцев торговых центров в кризисное время, важно искать пути сохранения пула арендаторов. Эффект могут давать не только глобальные шаги, но и совсем небольшие. Не только переформатирование ТЦ, но и поздравления арендаторов, подарки к праздникам, создание информационного стенда, и изменение отдельных деталей интерьера.

Важна поддержка коллег в развитии и в их движении вперед. Важно слышать и понимать все стороны. Главным условием успешной работы становится умение идти на компромиссы обеих сторон, поиск взаимовыгодных условий сотрудничества. Готовность работать в ежедневно меняющемся мире, на разных условиях, даст возможность арендатору развивать успешный бизнес, а собственнику — иметь максимально возможный доход.

Комментарии

2
  • ФД Екатерина

    ну что я думаю - единственный приличный на все сочинские 150 км ТЦ Море молл сейчас заполнен магазинами чуть больше чем наполовину , что весьма печально и для арендодателя и для продавцов и для покупателей

  • ЯгаПатриикевна

    В нашем небольшом областном центре 6 ТЦ, картина такая же, но началось это ещё до кароны, а потом народ стал активно пользоваться интернет торговлей и пользуются спросом в основном те ТЦ, где и с ребёнком развлечься можно и приятно провести время, где есть толковая расстановка (например на одном этаже собраны все детские магазины, детская же парикмахерская, детское кафе, развлекательная площадка или же компактно расположены магазины для спорта, площадка с тренажёра и, кафе со специальным питанием и рядом отдельно для детей площадка)

Оплату разъездной работы берут в расходы без норматива по НК: условие

Сотрудникам с разъездным характером работы работодатель должен возмещать расходы по проезду, найму жилого помещения, суточные и иные расходы, понесенные ими с разрешения работодателя.

О смене фамилии ИП-работодателя нужно сделать запись в трудовые книжки работников

Если женщина-ИП-работодатель вышла замуж и сменила фамилию, необходимо внести изменения в кадровые документы.

К предпринимателям стали относиться лучше, а каждый 10-й считает себя предпринимателем

Доля граждан, положительно относящихся к предпринимателям, увеличилась с 79% в 2009 году до 92% в 2024 году (+13 п.п).

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

🧊 Начните обучение уже сегодня! Охлаждающие скидки августа до -79% на курсы повышения квалификации и профпереподготовки

Сегодня, 1 августа, стартует обучение на всех потоках всех программ «Клерка». Успейте купить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки со скидками. Поторопитесь — выбирайте курс и приступайте к обучению прямо сейчас!

🧊 Начните обучение уже сегодня! Охлаждающие скидки августа до -79% на курсы повышения квалификации и профпереподготовки

Ставку дисконтирования по аренде считают по нормам МСФО

По ФСБУ 25/2018 обязательство по аренде первоначально оценивается как сумма приведенной стоимости будущих арендных платежей.

💥Обзор новостей: селлеров обяжут размещать сертификат качества, доходы россиян выросли, льготную ипотеку для ИТ продлили

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Кабмин не хочет, чтобы только ЦБ контролировал операции с цифровым рублем

Росфинмониторинг может следить, чтобы Центробанк соблюдал требования антиотмывочного закона в операциях с цифровым рублем.

Инвестиции

Итоги 37 месяцев инвестиций. 4,268 млн рублей

1 августа, значит пора доедать клубнику и подводить итоги июля. Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 37 месяцев позади. Погнали!

Итоги 37 месяцев инвестиций. 4,268 млн рублей

Утренний бухгалтер № 5692. Бизнес просит у ФНС понятные критерии движимого и недвижимого имущества

За движимые ОС не платят налог на имущество организаций, а за недвижимые – платят. Но является ли конкретный объект ОС недвижимостью или нет – не всегда понятно. Возникают споры.

Владельцам интернет-сервисов с подписками добавят обязанностей

Депутаты обяжут интернет-сервисы раскрывать клиентам все условия о сроках действия подписки, ее полную стоимость, а также варианты отписки.

1
Однодневки

Критерии однодневок № 24. Высокий уровень риска

У всего и хорошего и плохого должен быть конец. Хоть у рабочей недели, хоть у критериев однодневок. Мы и так описываем их с февраля. Корыстные люди давно бы книжку издали и продавали, наживаясь на гражданах. Но мы не такие.

Маркетинг

Как искать конференции и другие мероприятия для выступления: советы юристам

Публичное выступление на мероприятии может стать для юриста как трамплином, так и действием, которое отнимет силы, финансы и драгоценное время. О чем нужно помнить, чтобы добиться положительных результатов? Рассмотрим подробнее.

Обзоры для бухгалтера

Статистика работы Госдумы, патент для платежных агентов, борьба с налоговиками-неплательщиками в обзоре

Новости в конце месяца.

Как уволиться директору: проходим квест по инструкции. 👨‍💼«Ночной бухгалтер» № 1736

Увольнение главбуха — это непросто: передача дел, введение в курс преемника, возможный конфликт с руководством («нужно доработать квартал», «а сдай текущие отчеты» и т.п.). Но увольнение директора — еще больший стресс как для самого руководителя, так и для бизнеса, особенно, если расставание проходит не очень мирно.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с НДС

НДС при транспортно-экспедиторской деятельности: какова ставка по России

Если ранее по этому поводу возникали споры — 0 или все-таки 20% должен быть НДС, — то с 1 июля 2024 года ответ стал однозначным.

НДС при транспортно-экспедиторской деятельности: какова ставка по России
Общество

Президент Венесуэлы вызвал Илона Маска на бой. Бизнесмен согласился

Несколько дней назад Николас Мадуро был объявлен победителем выборов президента.

Маркетплейсы

😱 Домена Wildberries больше не будет в России! Что происходит с самым популярным маркетплейсом в стране

В середине июня Wildberries и оператор наружной рекламы — группа Russ — объявили об объединении. Сообщалось, что цель сотрудничества — создание цифровой торговой платформы. Однако уже спустя несколько дней вокруг сделки разыгралась настоящая драма с «рейдерским захватом» и семейными перипетиями.

😱 Домена Wildberries больше не будет в России! Что происходит с самым популярным маркетплейсом в стране
НДФЛ

ФНС назвала условия, когда путевка в лагерь на ребенка сотрудника не облагается НДФЛ

Освобождена от НДФЛ стоимость путевок для несовершеннолетних детей сотрудников, по которым оказывают услуги санаторно-курортные и оздоровительные организации.

НДС

Преимущества и последствия введения нулевого НДС на услуги клининга

Представители отрасли клининга и деловых объединений предлагают ввести в качестве эксперимента нулевой НДС. По мнению авторов инициативы, это позволит увеличить собираемость налогов с теневых участников отрасли.

Преимущества и последствия введения нулевого НДС на услуги клининга

Интересные материалы

Ипотека

Кабмин продлил льготную IT-ипотеку до 2030 года

Больше 82 тысяч IT-специалистов смогут купить жилье по ставке до 6% годовых.