Инвентаризация

Инвентаризация 2022-2023

По итогам завершающегося года необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств компании. Ревизия помогает сохранять и правильно учитывать имущество компании. Расскажем о порядке проведения инвентаризационных мероприятий в конце 2022.
Инвентаризация 2022-2023
Иллюстрация: Учебно-консалтинговый центр «Разобраться в налогах»

Годовая инвентаризация

Плановая инвентаризация по итогам календарного года – это комплекс мероприятий, направленных на контроль количества и состава активов и обязательств, сведения о которых попадут в годовую регламентированную отчетность. Проверку имущества и долгов можно провести в любую дату после 1 октября отчетного года. Главное требование – завершить контрольные мероприятия до подготовки годовой отчетности.

Важная особенность инвентаризации – ее обязаны проводить организации (юридические лица), для предпринимателей такой обязанности законодательно не установлено (они могут проводить ее инициативно). Компании обязаны проводить ревизии минимум один раз в год, но по желанию – можно осуществлять контроль остатков чаще.

Сроки проведения годовой инвентаризации не регламентируются законодательно. Фактический подсчет ТМЦ, ОС, прочих активов и обязательств необходимо выполнять после 1 октября. Однако, предварительные мероприятия (например, утвердить состав инвентаризационной комиссии) можно провести заранее. Исключение из этого правила одно: проверку обязательств необходимо выполнить по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Годовая инвентаризация

Плановая инвентаризация по итогам календарного года – это комплекс мероприятий, направленных на контроль количества и состава активов и обязательств, сведения о которых попадут в годовую регламентированную отчетность. Проверку имущества и долгов можно провести в любую дату после 1 октября отчетного года. Главное требование – завершить контрольные мероприятия до подготовки годовой отчетности.

Важная особенность инвентаризации – ее обязаны проводить организации (юридические лица), для предпринимателей такой обязанности законодательно не установлено (они могут проводить ее инициативно). Компании обязаны проводить ревизии минимум один раз в год, но по желанию – можно осуществлять контроль остатков чаще.

Сроки проведения годовой инвентаризации не регламентируются законодательно. Фактический подсчет ТМЦ, ОС, прочих активов и обязательств необходимо выполнять после 1 октября. Однако, предварительные мероприятия (например, утвердить состав инвентаризационной комиссии) можно провести заранее. Исключение из этого правила одно: проверку обязательств необходимо выполнить по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Проведение инвентаризации

Подготовка к ревизии начинается с формирования приказа об инвентаризации, в котором устанавливается содержание проверки, ее объем, правила проведения и сроки. Приказ составляется по форме ИНВ-22, либо по самостоятельно разработанной форме. Допускается формирование отдельных приказов по каждому участку учет – расчеты с поставщиками и подрядчиками, ОС, НМА, ТМЦ, готовая продукция и прочие. Документ подписывается руководителем компании и передается председателю инвентаризационной комиссии.

В качестве дополнительных документов, формируемых на подготовительном этапе, выступают график инвентаризации и расписки материально ответственных лиц. График удобно формировать, когда в компании много техники, материалов и других инвентаризуемых объектов, проверка которых разбивается на несколько этапов.

Основной этап инвентаризации – непосредственный осмотр и оценка состояния активов – выполняются на основании документов – выписок банка, отчетов реестров акционеров и депозитариев, сверок расчетов с контрагентами и т. п. Описи и акты инвентаризации – это документы, в которых отражают фактическое наличие имущества и обязательств. Акты и описи составляют не менее чем в двух экземплярах.

Унифицированные формы различаются по видам активов и обязательств. Собственные формы целесообразно разрабатывать с учетом специфики активов, чтобы отразить все необходимые данные. Документы можно заполнять вручную (чернилами или шариковой ручкой) либо машинным способом. В описях не должно быть помарок или подчисток.

При выявлении расхождений между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием активов по результатам проведенной инвентаризации формуются сличительные ведомости. Чаще всего применяются унифицированные формы, при этом законодательство допускает использование самостоятельно разработанных форм. Сличительные ведомости могут совмещаться с инвентаризационными описями, как в типовых формах ИНВ-15 и ИНВ-16.

Следующий шаг после оформления ведомостей – составление протокола заседания инвентаризационной комиссии, в который включаются пояснения о выявленных недостачах и предложения об урегулировании. При выявлении излишков потребуется отчет оценщика о стоимости выявленного имущества или справка с самостоятельным расчетом выявленных активов.

Финальный этап документирования – издание приказа об утверждении результатов проведенной инвентаризации. В нем фиксируются решение руководителя по каждому выявленному расхождению.

Дополнительно, для отражения в налоговом учете, компании могут потребоваться следующие документы:

  1. Письменное обязательство виновного сотрудника о возмещении ущерба.
  2. Решение суда о взыскание ущерба с виновного лица.
  3. Документы, подтверждающие отсутствие виновных лиц и невозможность их установления (например, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела).
  4. Документы, подтверждающие возникновение чрезвычайной ситуации.

Проводки по результатам инвентаризации

Отражение результатов проверки активов зависит от выявленных излишков, недостач, а также – причин их образования.

В бухгалтерском учете по недостающим активам выполняются следующие проводки:

Дт 94 Кт 10,41,43... – списана стоимость запасов;

Дт 20,23,29,44 Кт 94 – списание недостач не превышающих нормы естественной убыли;

Дт 91.2 Кт 94 – списание сверх норм естественной убыли и ненормируемых активов;

Дт 91.2 Кт 14 – сторно резерва под обесценение ТМЦ (если резерв создавался);

Дт 73.2,76 Кт 91.1 – отражение дохода в виде возмещения от виновного лица.

Выявленные излишки приходуются следующими записями:

Дт 10,41,43 Кт 91.1 – оприходование материальных ценностей (ТМЦ);

Дт 08 Кт 91.1 – постановка на учет объектов незавершенного строительства;

Дт 01,03 Кт 91.1 – приняты к учету основные средства.

Спасибо, что прочитали наш материал. Надеемся, информация была для вас полезной.

Поделитесь, пожалуйста, в комментариях, узнали ли вы для себя что-то новое из вышеописанного.

Есть вопросы по налогам в вашей компании? Нужна защита от ФНС? Нужна консультация? Обращайтесь в личку.

Начать дискуссию

НДФЛ

Семья с двумя детьми может продать без НДФЛ дом, землю и сарай

Для семей с двумя детьми при продаже жилья срок владения не имеет значения. При соблюдении ряда условий НДФЛ не будет при любом сроке владения.

Сбер выступил за создание регулируемого рынка криптовалют

Чтобы использовать криптовалюту для международных расчетов, нужно создать регулируемый рынок цифровых денег.

С 1 августа можно завещать права на цифровые рубли

Начинают действовать нормы ГК, которые устанавливают порядок наследования цифровых рублей.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Управление финансами

Как эффективно управлять финансами компании в 2024 году: концепции и рабочие инструменты для финдира

От качества управления финансами зависит стабильная работа и рост бизнеса. Чтобы справляться со сложными вызовами и быстро находить решения для нестандартных задач, финансовому директору необходимо владеть большим количеством разнообразных инструментов.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Техобслуживание и ремонт газового оборудования могут подешеветь: закон прошел первое чтение

Госдума приняла законопроект, направленный на борьбу с резким ростом цен на техническое обслуживание и ремонт газового оборудования, который был вызван монополизацией рынка.

НДС

Москва стала лидером по перечислению НДС в бюджет

10 регионов вернули налогоплательщикам больше НДС, чем уплатили в бюджет.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Финтех

Казахстанская платформа Kaspi будет блокировать операции клиентов, которые нарушают санкционный режим

С 29 июля финтех-сервис Kaspi может приостанавливать и отменять операции контрагентов, которые находятся под санкциями.

Как работать с самозанятыми, не привлекая внимания налоговой

Разбираемся, в каких случаях привлечение самозанятых приводит к крупным штрафам от налоговой, на какие критерии она обращает особое внимание, и как снизить риск. 

Как работать с самозанятыми, не привлекая внимания налоговой

⏳ Продолжительность ненормированного рабочего дня будет ограничена. Оценка законопроекта кадровым аудитором

Работодателей обяжут ограничить время ненормированной занятости до 120 часов в год. Им придется записывать каждый час переработки и предоставлять сотрудникам долгий отпуск.

НДФЛ

Дарение квартиры между двоюродными братьями облагается НДФЛ

Даже если по жилищным вопросам с точки зрения Жилищного кодекса двоюродный брат был признан близким родственником, для налоговых дел в целях НК кузен – не родственник.

👓 Новые законы в августе: обзор для бухгалтера

С последнего летнего месяца вступают в силу ряд важных законов и подзаконных актов, которые обязательно отразятся на работе бухгалтера, а также ведении бизнеса.

С начала 2024 года в сеть попало 140 млн телефонных номеров россиян

Контактные данные почти каждого человека уже есть в открытом доступе. Чаще всего данные утекают из сегмента электронной коммерции, из сферы ретейла и с информационно-развлекательных ресурсов.

Как на «Клерке» зарабатывать донаты

Мы сделали возможность зарабатывать пользователям на собственном контенте на «Клерке».

2

5 способов как снизить расходы в кофейне, чтобы получать больше прибыли

Сократить затраты и сохранить качество — задача, которая на первый взгляд кажется невыполнимой, особенно если речь идет о кофейне. Стабильно растут цены и на кофейное зерно, и на стаканчики, и на сопутствующие товары. Делимся пятью работающими способами, как снизить расходы без ущерба для репутации.

5 способов как снизить расходы в кофейне, чтобы получать больше прибыли
Банки

Почти 80% платежей в юанях отправляются обратно в Россию

Китайские банки задерживают транзакции, а потом могут их отметить без объяснения причин. С клиентов удерживают комиссию даже при неисполненном переводе.

Управленческая и бухгалтерская прибыль: в чем разница, какая нужна предпринимателю и как рассчитать

Цель любого бизнеса — получение прибыли. В упрощенном понимании прибыль — это разница между доходами и расходами компании. При этом следует различать прибыль бухгалтерскую и управленческую. Поговорим о разнице между этими понятиями и их важности в учете компании.

Управленческая и бухгалтерская прибыль: в чем разница, какая нужна предпринимателю и как рассчитать
ФСБУ НМА

Когда права по лицензионному договору не признаются нематериальными активами

Лицензионными договорами часто предусматривается оказание лицензиаром лицензиату услуг по обслуживанию программ, а также по их обновлению. Иногда затруднительно отделить права лицензиата с признаками НМА от прав на получение услуг в обмен на вознаграждение.

Депутаты хотят конфисковывать имущество всех ближайших родственников коррупционеров

Коррупционеры пользуются пробелами в законодательстве и оформляют активы на близких родственников, чтобы их ценности, деньги и имущество не попало под госконтроль. Это собираются изменить.

Отчетность

Изменения порядка представления ОДДС и иных финансовых активов по счетам в иностранных банках

22.05.2024 в ПП от 28.12.2005 № 819 были внесены новые положения, предусматривающие обязанность российских организаций (валютных резидентов РФ), входящих в МГК, направлять в ИФНС отчеты, содержащие содержащие сведения о финансовых операциях других участников группы.

Изменения порядка представления ОДДС и иных финансовых активов по счетам в иностранных банках

Интересные материалы

При перевозке груза за границей российская компания сама платит свой налог на прибыль

При выплате дохода иностранной компании, в том числе за международную перевозку, российская компания-заказчик будет налоговым агентом по налогу на прибыль.