Какие приложения необходимы в учетной политике

Особенности учета в конкретной организации отражаются в документе, называемом учетной политикой. Грамотное составление документа обезопасит от негативных последствий и позволит улучшить результаты компании. В статье расскажем, какие приложения необходимы в составе данного документа.
Какие приложения необходимы в учетной политике
Иллюстрация: Учебно-консалтинговый центр «Разобраться в налогах»

Обязательные приложения к учетной политике

Перечень обязательных приложений к учетной политике не зафиксирован в нормативно-правовых актах. При этом у подавляющего большинства организаций в составе документа присутствуют следующие приложения:

  • рабочий план счетов;

  • формы учетных документов;

  • график документооборота.

Необходимость перечисленных приложений подтверждает ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» от 06.10.2008, в котором говорится, что сведения об организации документооборота и регистров, применении счетов и субсчетов дает представление о способах ведения бухгалтерского учета определенной организации.

Есть и другие причины, по которым следует отразить подобную информацию в виде приложений к учетной политике:

  • Большой объем информации. Например, в рабочем плане счетов содержатся синтетические и аналитические счета, используемые для ведения бухгалтерского учета организации.

  • Форма представления информации. Для наглядности схему документооборота представляют в виде таблицы, в которой будут подробно расписаны все этапы.

  • Изменение состава приложений. Нередко организация использует собственные формы первичных документов и закрепляет их в виде приложений. С течением времени формы совершенствуются или перестают использоваться, а ненужные приложения исключают из учетной политики.

После того как приложение разработано специалистами компании, следует упомянуть о его наличии в самой учетной политике. Если учетная политика на текущий год уже была подписана руководителем, для утверждения изменений или введения нового приложения следует выпустить отдельный приказ.

Сколько приложений к учетной политике потребуется

Количество приложений к учетной политике может периодически меняться в большую или меньшую сторону. Состав приложений каждая фирма определяет самостоятельно исходя из своих потребностей.

Численность приложений напрямую зависит от степени детализации имеющихся сведений. Некоторые процессы документооборота требуют подробного описания.

В таком случае будет правильным разделить информацию на несколько приложений ввиду её большого объема.

При разработке учетной политики, компании следует ориентироваться на специфику своей деятельности.

В зависимости от планируемых операций и применяемой системы налогообложения будет целесообразным добавить следующие приложения:

  1. принципы расчета отчислений в резерв по сомнительным долгам;

  2. организация раздельного учета НДС;

  3. оформление списания безнадежной задолженности;

  4. порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля;

  5. положение об особенностях направления работников в служебные командировки.

Отдельные приложения к учетной политике могут носить специфический характер. Среди дополнений к Учетной политике некоммерческих образований наиболее распространены приложения характеризующие:

  • порядок проведения инвентаризации;

  • алгоритм принятия обязательств;

  • утверждение состава комиссии по поступлению и выбытию активов, для проведения внезапной ревизии кассы;

  • порядок определения срока службы хозяйственного инвентаря.

Рабочий план счетов

При разработке плана счетов для учета операции конкретной организации рекомендуется:

  • исключить неиспользуемые счета;

  • не изменять синтетические счета, предусмотренные единым планом счетов;

  • найти оптимальное количество счетов для необходимой детализации операций;

  • соблюдать требования, предписанные нормативными актами, ФСБУ и ПБУ.

Сформированный под контролем главного бухгалтера план счетов утверждается руководителем фирмы, выделяется отдельным приложением учетной политики.

График документооборота

В ходе деятельности фирмы образуется большое количество разнообразных документов, которые необходимо правильно обработать и вовремя отразить в учете.

Для упорядоченности бизнес-процессов требуется особый график, регламентирующий процесс движения документов с момента их составления или получения до направления в архив.

Традиционно все данные заносят в таблицы для наиболее четкого структурирования большого количества информации.

Формируя график документооборота следует обратить внимание на:

  • жизненный цикл документа (оформление, отражение в учете, хранение, утилизация);

  • наличие сопутствующих документов. Для отражения в учете помимо первичных документов могут потребоваться выписки из ЕГРЮЛ, судебные решения, служебные письма;

  • указание ответственных лиц на каждом этапе жизненного цикла документа, сроки его обработки.

Формы применяемых документов

Отражение операций в бухгалтерском учете сопровождается составлением первичных документов.

При составлении учетной политики компании предстоит сделать выбор: пользоваться унифицированными формами или разработать собственные.

Исключение составляет заполнение документов при ведении кассовых операций: здесь унифицированные формы обязательны к применению.

При разработке форм первичных документов необходимо контролировать их соответствие № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011, а также:

  • проверить наличие всех обязательных реквизитов;

  • утвердить формы самостоятельно разработанных первичных документов в составе УП.

Намерение применять унифицированные формы по определенным операциям следует также отразить в учетной политике.

Спасибо, что прочитали наш материал. Надеемся, информация была для вас полезной.

Поделитесь, пожалуйста, в комментариях, узнали ли вы для себя что-то новое из вышеописанного.

Есть вопросы по налогам в вашей компании? Нужна защита от ФНС, налоговая консультация, инициативный налоговый аудит, подбор, тестирование бухгалтеров или обучение по налогам и учету? Обращайтесь в личку.

Комментарии

1
  • Мирам

    обязательными приложениями к учетной политике так же являются

    -перечень видов и формы применяемых регистров налогового учета.

    -перечень видов и формы регистров бухгалтерского учета.

Какая информация передается в рамках автоматического обмена информацией по финансовым счетам

Казахстанцы массово получают уведомления от налоговиков о незадекларированных зарубежных доходах. Именно информация, полученная в рамках автоматического обмена, стала основанием для рассылки таких уведомлений

Общество

👍 Президент подписал закон, упрощающий принятие решений на общих собраниях членов СНТ и ОНТ

Владимир Путин подписал разработанный при участии Росреестра федеральный закон, которым упрощен процесс принятия решений на общих собраниях членов садоводческих (СНТ) и огороднических товариществ.

Патентная активность российских изобретателей выросла на 7%

Более 15 000 заявок на патентование изобретений и полезных моделей подали отечественные разработчики в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) с января по июнь 2024 года.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Личные финансы

А правильно ли вы разговариваете с детьми о деньгах

Все мы, кто родился в СССР — жертвы ограничивающих установок. С самого детства мы многократно слышали негативные фразы про деньги.

А правильно ли вы разговариваете с детьми о деньгах
Экономика России

Опубликованы поручения Президента по итогам Петербургского международного экономического форума-2024

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам ПМЭФ-2024, который прошел 5–8 июня.

Кредитование

Нацбюро кредитных историй назвало средний размер автокредита

По данным кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в июне 2024 года средний размер выданных автокредитов составил 1,47 млн рублей.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Мошенничество

МВД: если поменяли сим-карту, открепите номер от Госуслуг и мобильного приложения

Киберпреступники приобретают старые сим-карты, которые уже были использованы и поступили в повторную продажу.

1
УК РФ

Ответственность за цифровые преступления ужесточат

По результатам деятельности созданной в 2020 году на площадке Генпрокуратуры межведомственной рабочей группы подготовлены проекты федеральных законов об ужесточении ответственности за преступления в цифровой среде.

Как разработать детальный финансовый план и бюджет для бизнеса

Разработка детального финансового плана и бюджета — ключевой аспект успешного управления бизнесом. Этот процесс помогает предусмотреть финансовые трудности и эффективно распределить ресурсы, обеспечивая устойчивое развитие компании. В данном руководстве вы найдете пошаговый план для создания финансового плана и бюджета.

Инвестиции

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Заканчивается июль, а вместе с ним и бюджет, который был выделен на инвестиции. В первой половине месяца я покупал чуть меньше акции, чуть больше облигации, а также немного фондов. Во второй половине месяца действовал примерно по тому же плану.

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
3
Обзоры новостей

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере.

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Интересные материалы

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.