Непраздный вопрос. Откуда берутся НЕфункциональные задачи?

В предыдущей статье «Функциональные и НЕфункциональные задачи» я рассказал про НЕфункциональные задачи и про то, что с ними надо бороться. А чтобы понять, как это делать, надо разобраться, откуда они берутся? Как они возникают?
Непраздный вопрос. Откуда берутся НЕфункциональные задачи?

Не искал бы в селе, а искал бы в себе

В предыдущей статье «Функциональные и НЕфункциональные задачи» я рассказал про НЕфункциональные задачи и про то, что с ними надо бороться.

А чтобы понять, как это делать, надо разобраться, откуда они берутся? Как они возникают?

Это весьма непраздный вопрос, учитывая, что НЕфункциональные задачи влекут нерациональное расходование ресурсов, увеличение затрат и, как следствие, снижение производительности интеллектуального труда, а их доля, как правило, неуклонно и самопроизвольно стремится к возрастанию.

Ответ на этот вопрос необходим, чтобы выработать механизмы противодействия появлению и росту НЕфункциональных задач в общем потоке задач организации.

НЕфункциональные задачи порождаются внутри организации — её сотрудниками, включая руководителей.

Одни порождают НЕфункциональные задачи умышленно, другие — не умышленно, не намереваясь нанести вред. Умышлено больше там, где много политики. Чаще не умышлено.

НЕфункциональные задачи обычно являются следствием:

  • не профессионализма,

  • благих намерений,

  • личных интересов.

В случае непрофессионализма часто НЕфункциональные задачи возникают:

  • из-за недостаточности квалификации в области обоснования причинно-следственных связей. Когда выстраиваются планы, плохо прорабатывается алгоритм их реализации, то есть последовательность выполнения задач. Слабо анализируются причинно-следственные связи, чтобы понять, что и от чего зависит, чтобы осознать, что и зачем нужно сделать. В результате работу начинают, как говорится, не «с того конца». Делают, тратят время, ресурсы и приходят к тому, что надо было начинать с другого, что всё равно упёрлись в это — другое. Таким образом, многие выполненные задачи оказались НЕфункциональными для текущего периода времени.

  • из-за не умения так изменять и создавать системы и процессы, чтобы не надо было осуществлять огромное количество задач из области контроля, учёта и отчётности, сбора информации. Нередко руководители в систему и процессы закладывают различные завороты на выполнение задач из области контроля, учёта и отчётности, сбора информации. Например, вставляют в процесс задачи по визированию договоров, согласованию их с массой подразделений, или дают кучу поручений типа, собрать сведения о том-то, или о том-то, составить раз в неделю отчёт такой-то или такой-то и т.д. Масса этих задач, как правило, на самом деле является НЕфункциональными задачами. Они нас к цели никак не продвигают, а время отнимают и ресурсы занимают. Совершаемый объём этих задач часто недооценивается. А если приглядеться, то во многих организациях сотрудники то и дело половину своего рабочего времени то визируют и согласовывают различные документы, то составляют какие-либо отчёты, то вносят информацию в какие-нибудь базы данных и системы. А это время можно было бы потратить на выполнение функциональных задач.

  • из-за незнания руководителями того, что надо делать. Не зная, что нужно делать реально, руководитель начинает загружать людей любыми задачами, лишь бы они были заняты, а он мог показать какую-то деятельность. Совершение этой ИБД — Имитации Бурной Деятельности — это и есть выполнение НЕфункциональных задач. Это тоже очень распространённое явление, которое, на мой взгляд, также недооценивается.

Далее вспоминается фраза «благими намерениями — дорога в ад». В ситуации благих намерений, не редко, люди выполняют НЕфункциональные задачи:

  • когда они начинают полагать, что они на местах видят ситуацию лучше, чем руководители, и начинают действовать по своему усмотрению. Например, рассуждают так, мы здесь внизу лучше видим, что нужно клиенту, поэтому будем делать так, как считаем нужным и то, что считаем нужным. Но, часто, это не соотносится с целями и задачами организации, с отлаженными процессами и в результате делается не то, что нужно было делать и/или не так как надо было делать.

  • когда не получают ценных указаний сверху и начинают сами себя загружать и определять для себя задачи и приоритеты. Ответственные сотрудники не могут сидеть без дела, они чувствуют себя не уютно. Когда их не грузят задачами, они начинают придумывать себе их сами, исходя из своего видения ситуации. Это видение может совершенно не совпадать с целями организации. В результате эти люди могут загрузить себя сами НЕфункциональными задачами.

В отдельных случаях выполнение НЕфункциональных задач продиктовано сугубо «шкурными» интересами людей, работающих в организации.

Преследуя личные интересы:

  • одни лоббируют свои задачи, чтобы заработать деньги себе, а не организации;

  • другие, чтобы их заметили;

  • третьи, чтобы реализовать свои амбиции;

  • четвёртые, чтобы получить нужный им, а не организации опыт;

  • пятые, чтобы казаться нужными и полезными;

  • шестые, чтобы быть занятыми — быть при деле;

  • седьмые, чтобы навредить, отвлечь ресурсы и время;

  • и т.д.

Иногда это делается не осознанно, а часто вполне осознанно.

Обычно, вся совокупность НЕфункциональных задач в организации является следствием как не профессионализма, так и благих намерений, и личных интересов одновременно.

И довольно трудно рассортировать НЕфункциональные задачи по частным причинам их возникновения. Я бы сказал невозможно.

Но этого и не нужно делать.

Что нам даёт знание того, что явилось частной причиной появления НЕфункциональных задач? Ничего.

НЕфункциональные задачи сами по себе — проблема. Независимо от частных причин их порождающих.

Если система будет позволять, а более того провоцировать, то НЕфункциональные задачи будут появляться неизбежно, хотим мы этого или нет.

Борьба с ними, без изменения и совершенствования системы — это «борьба с ветряными мельницами». Бесполезна.

НЕфункциональные задачи — это следствие общих[1], а не особых причин[2]. То есть проблема не в людях, а в системе.

Здесь я сошлюсь на авторитетное мнение Эдвардса Деминга:

  • «Исходя из собственного опыта, я могу дать следующую оценку для большинства проблем и возможностей улучшений: 90% проблем принадлежит системе (ответственность менеджмента); 6% проблем — особые»[3].

  • «Никакой контроль и никакой уровень профессионального мастерства не смогут побороть фундаментальные дефекты системы»[4].

  • «Любое существенное улучшение должно быть следствием изменений в системе, за которые ответственен менеджмент»[5].

  • «Для совершенствования системы требуется не вмешательство, а её фундаментальное изменение»[6].

Это говорит о том, что для устранения НЕфункциональных задач, для уменьшения их доли и влияния на производительность интеллектуального труда, надо изменять систему управления потоком задач. И делать это должны руководители, а не сотрудники.

При этом править систему надо так, чтобы она не позволяла навязывать организации или провоцировать НЕфункциональные задачи. И считаю, что внедрение системы УПЗ, описанной в моем блоге, как раз и есть такая правка.

Эта правка позволит так отстроить систему, чтобы исключить основные дефекты, приводящие к появлению НЕфункциональных задач, создающие условия для их возникновения. Кроме того, она откроет возможности для дальнейшего непрерывного совершенствования системы[7].

Ведь, на самом деле борьба с НЕфункциональными задачами — это постоянное совершенствование процесса «менеджмент», то есть — Управления Потоком Задач. Аналогично борьбе с потерями и браком в физическом производстве.

Когда мы чётко понимаем и принимаем, что управление потоком задач — это процесс «менеджмент», а НЕфункциональные задачи — потери этого процесса, то мы понимаем, как построить непрерывное совершенствование процесса «менеджмент», выполняя цикл Деминга (PDCA) и измеряя показатели процесса — статистику по задачам, в том числе по доле и динамике НЕфункциональных задач. Статистика по НЕфункциональным задачам позволит достаточно однозначно и конкретно оценивать потери процесса «менеджмент» и обеспечит постоянство цели совершенствования оного процесса.

С уважением к Вам и Вашему делу, Мотаев Александр

Обсудить эту и другие статьи блога вы можете в нашем Telegram-канале "Управление потоком задач".

[1] — Общие причины — это дефекты системы (системные дефекты), то есть дефекты, обусловленные недостатками в самой системе, определяются системой, зависят от того, как система была спроектирована и построена, заложены в неё. Устранить общие причины можно только путём изменения и совершенствования системы.

[2] — Особые (специальные) причины — это дефекты, НЕ связанные с системой (внесистемные дефекты), а связанные с преходящими, быстротечными событиями, возникающими из источников, находящихся вне системы, мешающие работе системе в нормальном её режиме.

[3] — Стр. 278 «Общие и особые причины вариабельности и возможности улучшений. Стабильная система». «Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами». Эдвардс Деминг. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 370 с. ISBN 978-5-9614-0567-5

[4] — Стр. 279 «Общие и особые причины вариабельности и возможности улучшений. Стабильная система». «Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами». Эдвардс Деминг. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 370 с. ISBN 978-5-9614-0567-5

[5] — Стр. 275 «Общие и особые причины вариабельности и возможности улучшений. Стабильная система». «Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами». Эдвардс Деминг. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 370 с. ISBN 978-5-9614-0567-5

[6] — Стр. 288 «Общие и особые причины вариабельности и возможности улучшений. Стабильная система». «Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами». Эдвардс Деминг. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 370 с. ISBN 978-5-9614-0567-5

[7] — Подробнее об этом в статье «Элементы ТУЗ, защищающие организацию от НЕфункциональных задач» в разделе «Диспут по менеджменту — по управлению потоком задач».

Начать дискуссию

Расширят административную ответственность за предоставление недостоверных сведений в закупках

ФАС продолжает работу над инициативой введения в КоАП административной ответственности за предоставление недостоверных сведений в закупках.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

На бирже намечается реальная движуха, и я не про IPO Светофора. Доллар вплотную приблизился к желающим купить его по 90, индекс Мосбиржи обновил годовой максимум, а бедным московским инвесторам придётся богатеть, чтобы инвестировать в бетон. Квартиры меньше 28 метров под запретом!

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024
2
Лучшие спикеры, новый каждый день

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Инвестиции

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня

«Можем повторить!» — сказали ребята из «А класс капитал» и решили, что пора выводить на биржу новый фонд. С названием долго не думали. Был ПНК-Рентал для всех, а будет Рентал ПРО для квалифицированных инвесторов. Был фонд с пассивным управлением, а будет фонд с активным управлением. Собрал известную информацию и свои мысли по новому фонду.

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Мошенничество

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Криптовалюта

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Трудовое право

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.

Кабмин направит на поддержку Запорожской и Херсонской областей 4,4 млрд рублей

Деньги пойдут на выплату зарплат сотрудников бюджетных учреждений.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Госзакупки

Самые интересные споры по госзакупкам за 1 квартал 2024 года

ФАС привела обзор судебной практики в сфере госзакупок за 1 квартал 2024 года.

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Инвестиции

Святой рандом мая. PIKK — акции ПИК

Продолжаю третий сезон святого рандома с покупкой российских акций. Каждый месяц я выбираю одну рандомную акцию из индекса Мосбиржи. Ну как я, делает это святой рандом, он же генератор случайных чисел. Я её потом просто покупаю. Почему? Да потому что какой смысл ручками выбирать акции, если рынок ведет себя непредсказуемо ¯\_(ツ)_/¯

Святой рандом мая. PIKK — акции ПИК
Бесплатно с Трудовые отношения

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам

Порядок оплаты сверхурочных работ закреплен в обновленной ст. 152 ТК во исполнение поручения, которое дал законодателям КС в постановлении от 27.06.2023 № 35-П. Теперь при оплате сверхурочной работы необходим принимать во внимание все компенсационные и стимулирующие выплаты.

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам
Бесплатно с Налоговые проверки

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Если организация продает самортизированные активы по низкой цене взаимозависимым лицам, ей доначислят налоги. Разбираем судебную практику.

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Что будет с интернетом, мобильной связью, Почтой России, электронными услугами, ИТ: заявления Минцифры

Максут Шадаев перед утверждением на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назвал основные направления работы и какие вызовы стоят перед Минцифры.

Новое приложение «Ситидрайва» удалили из App Store

Уже установленные приложения будут работать на iOS. Пользователям рекомендуют отключить функцию «Сгружать неиспользуемые».

Интересные материалы

Платись, платись большая и маленькая: независимо от размера зарплату нужно платить два раза в месяц! 💰«Ночной бухгалтер» № 1684

Даже если ваш сотрудник на неполной ставке получает зарплату размером в несколько тысяч рублей, ее нельзя платить один раз. Даже сотрудник просит. Так Роструд сказал.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру