Благополучие нации зависит от людей, менеджмента и правительства гораздо больше, чем от полезных ископаемых.
Эдвардс Деминг [1]
В Интернет тысячи гигабайт информации об управлении (менеджменте), а значит и об управленческом труде. Я не ставлю перед собой задачу переписать эти гигабайты. Зачем «молоть воду в ступе»?
Я ведь пишу эту книгу о новом, своём взгляде на управление и управленческий труд. Мне интересно описать управленческий труд с оригинального ракурса – в контексте управления потоком задач.
А с этой точки зрения, всё просто. Управленческий труд — это выполнение интеллектуальных задач по Управлению Потоком Задач. Вот такое масло масляное получается.
Ранее в статье «Задача (суть) блога» в разделе 1. «Введение в управление потоком задач» я написал, что процесс «Менеджмент» — это управление потоком задач [2]. Соответственно, тот, кто осуществляет этот процесс, тот и выполняет управленческий труд.
Раз задача — это главный объект управления, то всеми задачами в организации нужно управлять. То есть, надо выполнять в отношении всех задач стандартный набор так называемых функций менеджмента:
планирование,
организацию,
мотивацию,
контроль.
Многие используют более дробную детализацию этих функций, например, планирование, организация, координация, мотивация, учёт, контроль и регулирование. Подробнее о функциях менеджмента можно прочитать в книгах по менеджменту или в Интернет.
Я же хочу сказать, что в управлении потоком задач надо эти функции выполнять в отношении задач, как объектов. То есть надо:
задачи спланировать — сгенерировать;
организовать и скоординировать их выполнение;
смотивировать людей на их выполнение;
осуществить учёт и контроль их выполнения;
и при необходимости отрегулировать ход их выполнения, спланировав новые задачи или уточнив поставленные.
И сделать надо это таким образом, чтобы обеспечить наивысшую производительность труда.
Отсюда вытекает, что есть задачи по планированию и организации выполнения задач, задачи по мотивированию на выполнение задач и задачи по контролю за их выполнением. И это значит, что есть задачи по управлению задачами.
А выполнение этих задач – это и есть управленческий труд, заключающийся в управлении потоком задач. И выполняет их управленец (руководитель, менеджер, начальник, администратор).
А измерителем успеха этого труда является – величина его производительности. То есть то, насколько производительно выполняются задачи по управлению потоком задач.
При этом эти задачи – это интеллектуальные задачи. Так как являются различными аналитическими, мыслительными, т. е. связанными с переработкой большого объема разнообразной информации с использованием интеллекта и, как следствие этого, — с мобилизацией работы мозга: памяти и внимания.
То есть, в управленческом труде основной, но не единственный, рабочий орган – это мозг.
Следовательно, управленческий труд — это интеллектуальный труд, а точнее — это выполнение интеллектуальных задач по управлению потоком задач.
Сложность управленческого труда заключается в следующем:
в многозадачности,
в неопределённости,
в переменчивости.
Многозадачность — это значит много задач, одновременно находящихся в работе, которые нужно выполнить. То есть в руках у менеджера не две вожжи, а десятки и сотни. А попробуй с ними управиться, если у тебя всего две руки, два глаза и одна голова, а ещё и всего 24 часа в сутках.
Многозадачность предполагает, что управленец должен оперировать перечнем задач ещё и из разных областей деятельности: продажи, финансы, маркетинг, производство, разработки, закупки и т. д. Надо иметь достаточно широкий спектр компетенций, чтобы квалифицированно управляться с многозадачностью.
Неопределённость говорит о том, что руководитель постоянно находится в такой ситуации, когда не ясно, что делать, какие задачи нужно выполнять на каждом следующем шаге.
Ему постоянно приходится собирать и анализировать много информации, взвешивать риски и принимать решения о вариантах задач, которые требуется выполнять. Вырабатывать задачи в ситуации неопределённости очень сложно, сложно принимать на себя ответственность за них.
Переменчивость означает, что обстановка и условия, в которых действует начальник, постоянно меняются, нужно постоянно менять задачи, которые требуется выполнять.
Одни нужно отменять, другие отодвигать, третьи вновь формулировать и ставить и т. д. А когда ты оперируешь десятками и сотнями задач, то делать это очень сложно. И так постоянно. Легко потерять управляемость.
Представьте, что вы управляете несущейся повозкой не двумя вожжами в двух руках, а десятком или сотней, и в каждый момент времени у вас вожжи выдёргиваются, изменяются, заменяются, перекладываются, повозка подпрыгивает и шатается из стороны в сторону, а вам требуется удержать повозку под контролем и пригнать её в заданное место. Трудно, да?
Поэтому управленческий труд и является одним из очень сложных интеллектуальных трудов.
Резюмируем
Раз задача — это главный объект управления, то всеми задачами в организации нужно управлять. То есть надо выполнять в их отношении стандартный набор функций менеджмента: планирование, организацию, мотивацию, контроль.
Надо эти функции выполнять в отношении задач, как объектов. Это значит, что есть задачи по управлению задачами. Выполнение этих задач — это и есть управленческий труд.
Эти задачи – это интеллектуальные задачи. Следовательно, управленческий труд — это выполнение интеллектуальных задач по управлению потоком задач. Сложность управленческого труда заключается в многозадачности, неопределённости и переменчивости.
Полная версия статьи доступна в моей книге «Задачи чудесные, или Козырная «ТУЗ» Мотаева!».
С уважением к Вам и Вашему делу, Мотаев Александр.
Обсудить эту и другие статьи блога вы можете в нашем Telegram-канале «Управление потоком задач».
[1] Стр. 32 раздел «Цепная реакция: качество, производительность, снижение затрат, закрепление на рынке» «Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами». Эдвардс Деминг. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 370 с. ISBN 978-5-9614-0567-5
[2] Подробнее расскажу и аргументирую это в статье «УПЗ – это «МЕНЕДЖМЕНТ» в разделе 9, «Диспут по менеджменту – по управлению потоком задач».
Начать дискуссию